Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Жесты, языки и информация как мы делим действительность на части и понимаем друг друга

Почти каждое действие человека строится на коммуникации с помощью различных знаков мы определяем окружающую действительность и общаемся. При этом люди способны как понятно донести информацию, даже если они разговаривают на разных языках, так и, наоборот, случайно обмануть человека, используя с ним одни и те же слова. Почему нам важно общаться, с какими трудностями мы при этом сталкиваемся, на чем строится коммуникация и через какие революции она прошла?Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-Помощь.Из чего состоит коммуникация и зачем она нужна?Исследователи выделяют более ста определений понятия коммуникация. В целом оно синонимично общению, но одно более научное и узкое, а другое обыденное и широкое. Обобщенно под коммуникацией понимают связанный с взаимодействием процесс создания и интерпретации сообщений, которые вызывают определенную реакцию. Не существует формы общественного поведения без обмена информацией или же системы передачи информации, которая не была бы в каком-то смысле общественной. Когда человек совершает некое действие, изменяющее поведение кого-то другого, можно говорить о коммуникации. Даже в одиночестве, не разговаривая с людьми, мы коммуницируем с природой, животными, предметами или с самими собою.Информацию передают с помощью знаковых систем языков. Ими мы определяем действительность вокруг, разбивая реальность на кусочки и давая каждому название. Это также помогает приспосабливаться к новым условиям. По одной из теорий происхождения человеческого языка, первобытные люди начали придумывать слова после выхода из привычных лесов в неисследованные до этого саванны.Кроме человеческих языков, информацию передают формальные языки и знаковые системы, в которые вложены различные смыслы.В коммуникационном акте выделяют несколько функций: эмотивная прямое выражение отношения говорящего к тому, о чём он говорит, конативная воздействие на адресата, референтивная отношение сообщения к контексту, фатическая поддержание коммуникации, метаязыковая установление значения высказывания и поэтическая выбор формы сообщения.Когда мы говорим, что человек это социальное животное, мы имеем в виду, что нам важна коммуникация. С ее помощью люди обучаются, исследуют мир, передают идеи, отдыхают, а также поддерживают психическое и физическое здоровье. Недостаток общения повышает риск возникновения не только тревожных расстройств или депрессии, но и диабета, сердечно-сосудистых заболеваний или появления деменции в пожилом возрасте.На чем основана привычная нам форма общения?Младенец, прежде чем овладеет речью, уже умеет коммуницировать. Например, он указывает на предметы, направляя внимание других и сообщая им о весьма сложных социальных намерениях желании поиграть, поесть или отдохнуть. Но в дальнейшем дети способны взломать код человеческого языка, только если у них есть другие средства коммуникации или, по крайней мере, способы взаимодействия с носителями языка. Взрослые дают ему подсказки, с помощью которых можно кодифицировать самую простую жестовую коммуникацию и усложнять различные понятия.Естественные указательные или пантомимические жесты оказываются эффективным, хотя и специфическим, средством общения. Эти два основных типа знаков соответствуют, в самом общем виде, двум видам движений человекообразных обезьян. Указательные жесты похожи на знаки привлечения внимания у приматов в том отношении, что целью у тех и других является показать что-то поблизости. Пантомимические жесты человека похожи на интенциональные движения обезьян в том плане, что и те и другие представляют собой симуляцию определенного действия.Но жесты как таковые не смогли бы помочь людям достичь взаимопонимания. Оно достигается благодаря нашей базовой психологической структуре способности к общим намерениям. В ее рамках человек использует свои естественные жесты, порождая тем самым целый мир новых предметов коммуникации.
Что может помешать коммуникации?Хотя знаковые языки являются кодами, языковая коммуникация в большой степени опирается на некодированные формы коммуникации и умение мыслить одинаково с собеседником. Языковой код основан на неязыковой базовой структуре понимания намерений и общего смыслового контекста. То есть для эффективной коммуникации собеседники должны понимать, что они имеют в виду под используемыми понятиями.Любой язык связан с тем, что нас окружает, и будет содержать в себе названия знакомых всем предметов. У собеседников могут быть разные концепции этих предметов и представления о них, но это не нарушит процесс общения в целом. Однако чем более высокую абстракцию мы используем в речи, тем вероятнее расхождения в ее понимании. Мы все говорим о любви, свободе или экономике, но наверняка по-разному их объясняем. Различия могут быть индивидуальными, гендерными, национальными и многими другими. Также определение слова зависит от контекста его употребления. Измерить степень понимания или непонимания очень трудно, оно проявляется в самом процессе коммуникации.Ситуация, когда мы воспринимаем нематериальные понятия по-разному, совершенно нормальная и обычная. При этом она может приводить к регулярным ошибкам, обманам или псевдообманам, потому что собеседники вкладывают совершенно разные смыслы в одни и те же утверждения.Как общение влияет на наше поведение?Процесс коммуникации зависит от мотивов говорящего. Им может стать стремление исправить или изменить ситуацию, кого-то наказать или чем-то поделиться. Часто мотивом бывает желание стать популярным, с которым связан феномен социального сравнения. Он был описан американским психологом Леоном Фестингером в середине XX века. Социальное сравнение присуще всем людям и не является каким-то особым клиническим состоянием. С помощью оценки себя на фоне окружающих мы выбираем стратегии поведения и общения, чтобы стать более успешными в конкретной социальной группе.Фестингер выделил несколько типов мотивации для сравнения себя с остальными людьми1. Первая самооценивание. Чем больше неопределенности в жизни человека, в окружающей его социальной среде, тем больше его склонность оценивать себя через какие-то показатели и достижения других людей. Вторая саморазвитие. Чьи-то достижения могут, например, замотивировать человека принять важное решение. Третья мотивация относится к повышению самооценки мы можем испытывать радость, потому что выглядим в своих глазах успешнее окружающих. Фестингер также утверждал, что люди предпочитают находиться в согласии с другими членами их группы. Поэтому наше поведение и наши суждения зависят от того, с кем мы общаемся. Выбранные нами собеседники определяют наши модели коммуникации и взаимодействия с окружающими.Социальное сравнение стало особенно заметным феноменом с появлением соцсетей, когда доступ к чужой жизни максимально упростился. Они удовлетворяют базовую потребность человека в ощущении безопасности и защищенности. Соцсети создают впечатление, что нас окружает много людей и мы можем рассчитывать на помощь в случае необходимости. Также соцсети расширяют коммуникативный спектр пользователя и привносят новые формы общения.
Как изменялась коммуникация?Коммуникация во многом зависит от исторического периода и культурного контекста. Принадлежность к определенной культуре задает особенности в интерпретации различных понятий и событий, а также играет роль в создании уникальных ритуалов. Однако принадлежность к определенной территории не задает такие глобальные и кардинальные особенности, из-за которых совершенно невозможно понять собеседника.В прошлом география больше влияла на общение. Например, если люди вокруг использовали папирус, это приводило нас в определенное время и пространство Древний Египет. Сегодня же мы существуем в условиях глобализации, поэтому человек за компьютером может находиться на любой территории.Есть также формы коммуникации, которые зависят не от времени и пространства, а от особенностей человека. Например, внутренняя речь, которая еще плохо изучена. Для кого-то внутренняя речь вербальна в высокой степени человек постоянно что-то проговаривает внутри себя. Для других она не вербальна и может состоять из образов или обрывков фраз. Также разнится и форма внутренней речи монолог или диалог.При этом сильнее всего на способы обмена информацией влияет время. Сначала люди делали это с помощью звуков, знаков и жестов. Затем произошла первая и главная коммуникативная революция возник устный человеческий язык, и до сих пор не существует четкого ответа, как его создали. Еще в начале XX века люди задались этим вопросом. Предпринимались попытки нащупать простые знаковые системы, из которых вырос язык. Тогда же появились гипотезы о том, что он возник в результате труда или звукоподражания. Сейчас точно известно только, что процесс создания языка был растянут на тысячелетия и первоначально появилась именно устная форма общения.Следующие коммуникативные революции были связаны с трансформацией каналов передачи информации. Второй стало возникновение письменного языка, и этот процесс также длился тысячелетия. Мы пришли от рисунков и пиктограмм к иероглифам и буквам. В какой-то момент людям стало понятно, что отдельные изображения связаны с конкретными словами или их частями, которые начали записывать. Благодаря письменности изменилась суть общения теперь информацию можно было хранить и передавать в пространстве и времени.С тех пор началась череда изобретений для передачи текста на физических носителях. Сначала это делали на глиняных табличках, бересте или папирусе, а затем и бумаге. Но все тексты писали вручную, такой способ был долгим и не позволял делать много копий. На помощь пришел печатный станок Иоганна Гутенберга, благодаря которому получилось наладить производственное создание книг. С тех пор информация стала доступнее и долговечнее. Чтобы показать связь способов коммуникации с конкретной эпохой, важно обращать внимание именно на письменную речь, поскольку технический прогресс изменяет в ее большей степени, чем устную.Главным по масштабу изобретением стал интернет. С тех пор процесс общения и его структура кардинально изменились. В социальных сетях язык формально остается письменным, но по своей структуре и синтаксису он больше похож на устную речь. Гаджет, который мы используем для общения, привязан к человеку, а не к месту, как стационарный телефон. Мы создаем иллюзию сиюминутного разговора с собеседником, хотя и не видим его перед собой. Поэтому мы стараемся придумывать пути для передачи не только смыслов, но и эмоций добавляем смайлики, гифки, стикеры или используем прописные буквы для передачи громкости речи. Привычная письменная речь оказалась слишком сухой для такого общения.Письменно-устный язык возник из-за того, что для повседневной коммуникации мы выбрали не самую подходящую для этого форму письменную. За этим последовала конкуренция письменной и устной речи. Старшее поколение привыкло к преобладанию живых разговоров, молодежь из-за мессенджеров больше использует переписки. Устная речь стала дороже теперь перед звонком нужно спрашивать разрешение, чтобы побеспокоить человека и вынудить его разговаривать. При этом конкуренция продолжается, что видно по популярности аудиосообщений, подкастов и аудиокниг.Сейчас уникальное время с высокой динамикой изменчивости языка и коммуникативных процессов. До этого революции в формах общения происходили не так часто и распространялись не с такими темпами.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 01.07.2022 12:19:40
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2022, umnikizdes.ru