Почти каждое действие человека строится на коммуникации с помощью
различных знаков мы определяем окружающую действительность и
общаемся. При этом люди способны как понятно донести информацию,
даже если они разговаривают на разных языках, так и, наоборот,
случайно обмануть человека, используя с ним одни и те же слова.
Почему нам важно общаться, с какими трудностями мы при этом
сталкиваемся, на чем строится коммуникация и через какие революции
она прошла?Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка.
Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-Помощь.Из чего
состоит коммуникация и зачем она нужна?Исследователи выделяют более
ста определений понятия коммуникация. В целом оно синонимично
общению, но одно более научное и узкое, а другое обыденное и
широкое. Обобщенно под коммуникацией понимают связанный с
взаимодействием процесс создания и интерпретации сообщений, которые
вызывают определенную реакцию. Не существует формы общественного
поведения без обмена информацией или же системы передачи
информации, которая не была бы в каком-то смысле общественной.
Когда человек совершает некое действие, изменяющее поведение
кого-то другого, можно говорить о коммуникации. Даже в одиночестве,
не разговаривая с людьми, мы коммуницируем с природой, животными,
предметами или с самими собою.Информацию передают с помощью
знаковых систем языков. Ими мы определяем действительность вокруг,
разбивая реальность на кусочки и давая каждому название. Это также
помогает приспосабливаться к новым условиям. По одной из теорий
происхождения человеческого языка, первобытные люди начали
придумывать слова после выхода из привычных лесов в неисследованные
до этого саванны.Кроме человеческих языков, информацию передают
формальные языки и знаковые системы, в которые вложены различные
смыслы.В коммуникационном акте выделяют несколько функций:
эмотивная прямое выражение отношения говорящего к тому, о чём он
говорит, конативная воздействие на адресата, референтивная
отношение сообщения к контексту, фатическая поддержание
коммуникации, метаязыковая установление значения высказывания и
поэтическая выбор формы сообщения.Когда мы говорим, что человек это
социальное животное, мы имеем в виду, что нам важна коммуникация. С
ее помощью люди обучаются, исследуют мир, передают идеи, отдыхают,
а также поддерживают психическое и физическое здоровье. Недостаток
общения повышает риск возникновения не только тревожных расстройств
или депрессии, но и диабета, сердечно-сосудистых заболеваний или
появления деменции в пожилом возрасте.На чем основана привычная нам
форма общения?Младенец, прежде чем овладеет речью, уже умеет
коммуницировать. Например, он указывает на предметы, направляя
внимание других и сообщая им о весьма сложных социальных намерениях
желании поиграть, поесть или отдохнуть. Но в дальнейшем дети
способны взломать код человеческого языка, только если у них есть
другие средства коммуникации или, по крайней мере, способы
взаимодействия с носителями языка. Взрослые дают ему подсказки, с
помощью которых можно кодифицировать самую простую жестовую
коммуникацию и усложнять различные понятия.Естественные
указательные или пантомимические жесты оказываются эффективным,
хотя и специфическим, средством общения. Эти два основных типа
знаков соответствуют, в самом общем виде, двум видам движений
человекообразных обезьян. Указательные жесты похожи на знаки
привлечения внимания у приматов в том отношении, что целью у тех и
других является показать что-то поблизости. Пантомимические жесты
человека похожи на интенциональные движения обезьян в том плане,
что и те и другие представляют собой симуляцию определенного
действия.Но жесты как таковые не смогли бы помочь людям достичь
взаимопонимания. Оно достигается благодаря нашей базовой
психологической структуре способности к общим намерениям. В ее
рамках человек использует свои естественные жесты, порождая тем
самым целый мир новых предметов коммуникации.
Что может помешать коммуникации?Хотя знаковые языки являются
кодами, языковая коммуникация в большой степени опирается на
некодированные формы коммуникации и умение мыслить одинаково с
собеседником. Языковой код основан на неязыковой базовой структуре
понимания намерений и общего смыслового контекста. То есть для
эффективной коммуникации собеседники должны понимать, что они имеют
в виду под используемыми понятиями.Любой язык связан с тем, что нас
окружает, и будет содержать в себе названия знакомых всем
предметов. У собеседников могут быть разные концепции этих
предметов и представления о них, но это не нарушит процесс общения
в целом. Однако чем более высокую абстракцию мы используем в речи,
тем вероятнее расхождения в ее понимании. Мы все говорим о любви,
свободе или экономике, но наверняка по-разному их объясняем.
Различия могут быть индивидуальными, гендерными, национальными и
многими другими. Также определение слова зависит от контекста его
употребления. Измерить степень понимания или непонимания очень
трудно, оно проявляется в самом процессе коммуникации.Ситуация,
когда мы воспринимаем нематериальные понятия по-разному, совершенно
нормальная и обычная. При этом она может приводить к регулярным
ошибкам, обманам или псевдообманам, потому что собеседники
вкладывают совершенно разные смыслы в одни и те же утверждения.Как
общение влияет на наше поведение?Процесс коммуникации зависит от
мотивов говорящего. Им может стать стремление исправить или
изменить ситуацию, кого-то наказать или чем-то поделиться. Часто
мотивом бывает желание стать популярным, с которым связан феномен
социального сравнения. Он был описан американским психологом Леоном
Фестингером в середине XX века. Социальное сравнение присуще всем
людям и не является каким-то особым клиническим состоянием. С
помощью оценки себя на фоне окружающих мы выбираем стратегии
поведения и общения, чтобы стать более успешными в конкретной
социальной группе.Фестингер выделил несколько типов мотивации для
сравнения себя с остальными людьми1. Первая самооценивание. Чем
больше неопределенности в жизни человека, в окружающей его
социальной среде, тем больше его склонность оценивать себя через
какие-то показатели и достижения других людей. Вторая саморазвитие.
Чьи-то достижения могут, например, замотивировать человека принять
важное решение. Третья мотивация относится к повышению самооценки
мы можем испытывать радость, потому что выглядим в своих глазах
успешнее окружающих. Фестингер также утверждал, что люди
предпочитают находиться в согласии с другими членами их группы.
Поэтому наше поведение и наши суждения зависят от того, с кем мы
общаемся. Выбранные нами собеседники определяют наши модели
коммуникации и взаимодействия с окружающими.Социальное сравнение
стало особенно заметным феноменом с появлением соцсетей, когда
доступ к чужой жизни максимально упростился. Они удовлетворяют
базовую потребность человека в ощущении безопасности и
защищенности. Соцсети создают впечатление, что нас окружает много
людей и мы можем рассчитывать на помощь в случае необходимости.
Также соцсети расширяют коммуникативный спектр пользователя и
привносят новые формы общения.
Как изменялась коммуникация?Коммуникация во многом зависит от
исторического периода и культурного контекста. Принадлежность к
определенной культуре задает особенности в интерпретации различных
понятий и событий, а также играет роль в создании уникальных
ритуалов. Однако принадлежность к определенной территории не задает
такие глобальные и кардинальные особенности, из-за которых
совершенно невозможно понять собеседника.В прошлом география больше
влияла на общение. Например, если люди вокруг использовали папирус,
это приводило нас в определенное время и пространство Древний
Египет. Сегодня же мы существуем в условиях глобализации, поэтому
человек за компьютером может находиться на любой территории.Есть
также формы коммуникации, которые зависят не от времени и
пространства, а от особенностей человека. Например, внутренняя
речь, которая еще плохо изучена. Для кого-то внутренняя речь
вербальна в высокой степени человек постоянно что-то проговаривает
внутри себя. Для других она не вербальна и может состоять из
образов или обрывков фраз. Также разнится и форма внутренней речи
монолог или диалог.При этом сильнее всего на способы обмена
информацией влияет время. Сначала люди делали это с помощью звуков,
знаков и жестов. Затем произошла первая и главная коммуникативная
революция возник устный человеческий язык, и до сих пор не
существует четкого ответа, как его создали. Еще в начале XX века
люди задались этим вопросом. Предпринимались попытки нащупать
простые знаковые системы, из которых вырос язык. Тогда же появились
гипотезы о том, что он возник в результате труда или
звукоподражания. Сейчас точно известно только, что процесс создания
языка был растянут на тысячелетия и первоначально появилась именно
устная форма общения.Следующие коммуникативные революции были
связаны с трансформацией каналов передачи информации. Второй стало
возникновение письменного языка, и этот процесс также длился
тысячелетия. Мы пришли от рисунков и пиктограмм к иероглифам и
буквам. В какой-то момент людям стало понятно, что отдельные
изображения связаны с конкретными словами или их частями, которые
начали записывать. Благодаря письменности изменилась суть общения
теперь информацию можно было хранить и передавать в пространстве и
времени.С тех пор началась череда изобретений для передачи текста
на физических носителях. Сначала это делали на глиняных табличках,
бересте или папирусе, а затем и бумаге. Но все тексты писали
вручную, такой способ был долгим и не позволял делать много копий.
На помощь пришел печатный станок Иоганна Гутенберга, благодаря
которому получилось наладить производственное создание книг. С тех
пор информация стала доступнее и долговечнее. Чтобы показать связь
способов коммуникации с конкретной эпохой, важно обращать внимание
именно на письменную речь, поскольку технический прогресс изменяет
в ее большей степени, чем устную.Главным по масштабу изобретением
стал интернет. С тех пор процесс общения и его структура
кардинально изменились. В социальных сетях язык формально остается
письменным, но по своей структуре и синтаксису он больше похож на
устную речь. Гаджет, который мы используем для общения, привязан к
человеку, а не к месту, как стационарный телефон. Мы создаем
иллюзию сиюминутного разговора с собеседником, хотя и не видим его
перед собой. Поэтому мы стараемся придумывать пути для передачи не
только смыслов, но и эмоций добавляем смайлики, гифки, стикеры или
используем прописные буквы для передачи громкости речи. Привычная
письменная речь оказалась слишком сухой для такого
общения.Письменно-устный язык возник из-за того, что для
повседневной коммуникации мы выбрали не самую подходящую для этого
форму письменную. За этим последовала конкуренция письменной и
устной речи. Старшее поколение привыкло к преобладанию живых
разговоров, молодежь из-за мессенджеров больше использует
переписки. Устная речь стала дороже теперь перед звонком нужно
спрашивать разрешение, чтобы побеспокоить человека и вынудить его
разговаривать. При этом конкуренция продолжается, что видно по
популярности аудиосообщений, подкастов и аудиокниг.Сейчас
уникальное время с высокой динамикой изменчивости языка и
коммуникативных процессов. До этого революции в формах общения
происходили не так часто и распространялись не с такими темпами.