Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Помочь и не навредить как цифровые технологии применяют при нарушениях речи

Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-Помощь.Каждый день мы используем речь в устном или письменном виде без достаточного уровня сформированности речевых навыков мы бы не смогли понимать друг друга, общаться и передавать информацию посредством письма. Однако существует большое разнообразие нарушений этих процессов. Нарушения могут быть как явными, которые легко определить, так и скрытыми, о которых человек может не знать, но которые будут затруднять общение, письмо или чтение. Как логопеды коррегируют речь с помощью новых технологий, почему нельзя самостоятельно обучать детей чтению при помощи цифровых технологий и обучающих программ и к каким последствиям это может привести, ПостНаука разобралась вместе с доцентом кафедры логопедии МПГУ, кандидатом педагогических наук Анастасией Лагутиной.Какие нарушения распространены больше всех и как они проявляютсяЛогопеды чаще всего встречаются с нарушениями устной речи, видов которой существует очень много: от нарушения в произнесении отдельного звука до тяжелого речевого недоразвития, при котором отмечается бедность словарного запаса, аграмматизм в речи, трудности в порождении связного речевого высказывания. Если к логопеду приводят детей с тяжелой речевой патологией, безречевых - задача логопеда сформировать у ребенка элементарную фразу. На этой стадии определить форму и степень нарушения произношения достаточно сложно. В дальнейшем, с развитием фразовой речи, когда фразы становится достаточно длинными, логопед может обнаружить то или иное нарушение звукопроизношения. Для логопедии характерна вариативность сочетаний речевых нарушений и степень их выраженности. Поэтому определить распространенность и частотность того или иного речевого нарушения в детской популяции достаточно трудно.Также существуют нарушения письменной речи: иногда они связаны речью устной, но не всегда. В явном виде их взаимосвязь наблюдается в тяжелых случаях, например, у пациентов с последствиями детского церебрального паралича, которые совсем не владеют своим артикуляционным аппаратом.Кроме того, у ребенка могут быть скрытые нарушения речевых процессов, которые связаны с восприятием речевых звуков (фонем) на слух и различением слов. Они возникают из-за проблем с глубинными процессами обработки речевого сигнала в корковых и подкорковых отделах головного мозга, обеспечивающих анализ звуков по различным характеристикам. Например, звуки С и Ш отличаются друг от друга как по звучанию, так и по аритикулированию. Наш мозг собирает эти показатели воедино и мы делаем вывод об их различии, а дети иногда не способны проводить такой анализ. Подобное нарушение может привести к проблемам с чтением и письмом. Если вовремя не выявить эти скрытые процессы и не скорректировать речь, ребенок может столкнуться с проблемами в школе, а родители даже не будут знать их причин.Для каких нарушений подходят цифровые технологииПричина популярности цифровых технологий при коррекции речи состоит в том, что они помогают сделать процесс работы над проблемой увлекательным и разнообразным. Дело в том, что все специальные методы и приемы логопедов подразумевают многократное повторение конкретных действий: выполнений артикуляционных упражнений; произнесения отдельных звуков, слов или фраз при автоматизации навыков произношения; чтения слогов и слов для формирования техники чтения; прописывания отдельных графических элементов и написания букв и их сочетаний для формирования почерка и обучения письму. Обучающие интерактивные программы или мобильные приложения помогают мотивировать ребенка выполнять задания, вносят элемент игры, соревнования, что повышает эффективность коррекционной работы.Например, часто используются приложения с заданиями на повторение звуков в слогах, словах и предложениях. В случае нарушения чтения игры могут состоять из задач, где нужно найти конкретные буквы, слоги или слова. Для этого также используют варианты слоговых таблиц и корректурных форм, которые можно цифровизировать и сделать интерактивными.Однако применение нововведений важно совмещать с посещением профессионального логопеда, который продиагностирует ребенка, скорректирует его речевые нарушения и даст рекомендации по использованию приложений для автоматизированного закрепления навыка. Полноценная консультация включает тактильный контакт со специалистом - логопед не только слушает пациента, но он может потрогать его язык, лицевые мышцы и грудную клетку, а это ограничивает возможности онлайн консультирования. В процессе коррекционной работы логопед регламентирует объем используемых цифровых технологий. Он может гармонизировать или балансировать использование традиционных педагогических техник совместно с новыми цифровыми.Если же, например, родитель принимает решение об использовании каких-либо приложений самостоятельно только на основании того, что оно нравится ребенку и не мешает взрослому, это неправильный подход. И с его последствиями сегодня сталкиваются логопеды уже в школьном возрасте они консультируют большое количество детей, которых научили неправильно читать, например, сформировали непродуктивное побуквенное чтение. В дальнейшем таких детей необходимо переучивать, что значительно сложнее.Опасно использовать цифровые технологии также при коррекции заикания, так как это нарушение связано с проблемами в нервной системе и нуждается в комплексном подходе. Профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, к.п.н. Елена Рау разработала специальный адаптированный курс терапии для работы с таким нарушением. Около двух недель человек занимается со специалистами на личных приемах, а затем они поддерживают связь онлайн с помощью социальных сетей, мессенджеров и различных программ для видеозвонков.
Как цифровые технологии помогают родителям детей с нарушениями речиНовые технологии необходимы не только для работы с ребенком, но и для повышения уровня образованности их родителей. Все необходимое для лечения ребенка они ищут в интернете, так как там существует много разнообразных советов от специалистов и родителей, чьи дети столкнулись с теми же проблемами. Но важно проверять получаемую информацию и пользоваться авторитетными источниками.Например, сотрудники кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета разработали сайт, где можно найти информацию о тех или иных нарушениях речи и ознакомиться с правилами, в которых прописана схема получения помощи. Сейчас родители получили много прав при определении образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для детей с нарушениями речи. Именно они выбирают программу обучения ребенка и специалистов, которые будут корректировать нарушения речи.На сайте Московского педагогического государственного университета также есть виртуальный консультационно-диагностический центр кафедры логопедии, куда родители могут обратиться за консультацией. Это особенно полезно для семей из городов, где не хватает профильных специалистов.Программа для консультирования и диагностики максимально проста для использования. Сначала нужно прислать фото и видеообразцы речи и письма ребенка. Затем их отсматривают логопеды и уже после этого проводится консультация по видеосвязи. Однако родители не всегда знают, как правильно снять ребенка какой ракурс нужен логопеду. Иногда необходимо увидеть, как ребенок чистит зубы или ест, чтобы посмотреть его артикуляционную моторику. В таких случаях специалисты просят прислать дополнительные материалы.Существует также особая категория детей билингвы, речевое развитие которых из-за одновременного освоения двух языков может иметь те или иные нарушения. При этом они нередко проживают за рубежом, а потому не имеют доступа к русскоязычным логопедам. Для таких семей онлайн-консультация и диагностика особенно актуальны.
Когда технологии навредят проблемам с речьюЦифровые технологии не всегда полезны для людей с нарушениями речи. Логопеды тактильные специалисты, им нужно пощупать пациента для точного определения диагноза. При коррекции речи также необходимы массаж лица и языка, пассивная артикуляционная гимнастика. Без этого не обойтись во время коррекции речи. Поэтому цифровые технологии необходимо использовать с большой осторожностью, умеренно и под присмотром логопеда.Существует также множество технических новшеств, которые преподносятся как технологический прорыв в коррекции, но на самом деле могут нанести вред. Эти новшества часто не одобрены научным сообществом и критикуются профессионалами. Эффективность любого прибора, аппарата или педагогической методики обязательно должна быть научно доказана. Нарушение речи, как правило, связано с нарушениями центральной нервной системы. Поэтому логопед не имеет права использовать технологии, эффективность которых находится под сомнением.Сейчас также можно найти сотни игровых приложений для обучения детей чтению, которые в своем большинстве не подходят для детей с нарушениями речи. С их помощью можно очень легко научить ребенка неправильным и непродуктивным способам чтения, которые в будущем будут мешать. Разработкой таких игр, как правило, занимаются не специалисты и педагоги, а люди без профильного образования.В логопедии существует ряд особых требований к обучению грамоте детей с нарушениями речи, например, особый порядок изучения букв, подбор лексического материала для чтения зависим от индивидуальных особенностей произношения звуков, но очень часто непрофессиональные программы, не учитывают этих требований, что приводит к многочисленным ошибкам угадывания или интуитивному чтению. В таком случае чтение ребенка без предрасположенности к нарушению чтения может стать похожим на дислексию только из-за неправильного подхода. Необходимо всегда обращать внимание на то, кто разработал программу, и с большой долей скепсиса относиться к советам и рекомендациям, которые распространяют в открытых источниках. Но даже проверенные программы желательно использовать под контролем специалиста.Детям и взрослым с нарушениями центральной нервной системы вредно долгое время проводить перед экраном телефона или компьютера. Это негативно влияет на их неврологический фон, ухудшает внимание и повышает утомляемость. Логопед как раз может сбалансировать использование традиционных педагогических и цифровых технологий и сформировать правильный план коррекции.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 29.06.2022 12:16:51
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru