Письмо и чтение это сложный символический процесс перекодирования
звуков в буквы и наоборот, в нем задействовано много функций и
систем. И иногда с этой задачей без помощи логопеда справиться
нельзя. О том, что такое дисграфия, дислексия и дизорфография,
ПостНаука узнала у кандидата педагогических наук, доцента кафедры
логопедии МПГУ Натальи Шариповой.Этот материал часть проекта Мир
особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд
Абсолют-ПомощьЧто такое дислексия, дисграфия и
дизорфографияДислексия рассматривается как частичное специфическое
расстройство, нарушение чтения. В контексте традиции отечественной
логопедии это заключение относится к детям, у которых первично
сохранны слух, зрение и интеллект. Это означает, что дислексия
характерна для детей с нормотипичным состоянием развития, когда при
регулярном обучении не происходит нормативного овладения чтением.
Ребенок демонстрирует многочисленные повторяющиеся ошибки стойкого
характера: это затруднение слияния букв в слоги и слогов в слова,
различного рода аграмматизм (например, написано у красивой бабочки,
а ребенок читает у красивых бабочки). В результате искажается или
вовсе отсутствует понимание прочитанного.Дислексия имеет разные
трактовки в отечественной традиции и традиции западного мира.
Западными специалистами дислексией принято определять целый
комплекс проблем обучения: помимо нарушений чтения, включаются
также и нарушения письма, нарушения счета, нарушения распознавания
музыкальных знаков. В отечественной традиции дислексия это проблема
чтения.Очень долго дислексию исследовали в контексте изучения детей
с нарушениями речевого развития. То есть если у ребенка есть
проблемы становления устной речи в дошкольном детстве: он поздно
заговорил, у него трудности звукового произношения и звукового
восприятия, он плохо дифференцирует на слух ряд звуков, есть
проблемы в оформлении грамматической стороны речи, проблемы в
оформлении слоговой структуры и так далее, то дисграфия и дислексия
оказываются практически неизбежны в той или иной степени
выраженности.Дисграфия это нарушение, которое характеризуется
специфическими и повторяющимися ошибками на письме. Они проявляются
в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях,
пропусках букв, в искажениях состава слова, структуры предложения.
Например, когда ребенок пишет, но пропускает слова, сливает предлог
вместе с последующим словом. И таких ошибок много, они повторяются
часто и в течение длительного времени.Согласно данным отечественных
исследователей, дисграфия и дислексия часто идут рука об руку (хотя
и не всегда), и подходы к коррекции этих нарушений похожи.
Например, если в речи ребенок смешивает буквы, которые в звуковом
отношении коррелируют между собой по неким параметрам (с ш, з ж),
то в письме обычно присутствуют такие же смешения, и это же
сказывается на чтении. При коррекции такого нарушения специалисты
опираются на устную речь, начинают работу с нее иначе оказывается
невозможно работать с речью письменной.Дизорфография это проблема,
при которой у ребенка встречаются орфографические ошибки. Ребенок
не может верно написать слово, даже если знает о существовании того
или иного правила. При этом важно, что ошибки часто повторяются и
не исчезают в течение длительного периода.Большинство правил в
русском языке подчинены ряду лингвистических принципов:
морфологическому, фонетическому, синтаксическому. Они определяют
написание слов, пунктуацию в предложениях и прочее. В связи с этим
дизорфография долго рассматривалась как проблема школьной дидактики
и не изучалась как логопедическая проблема. Но последние 20 лет
дизорфография находится в поле изучения логопедов и других
специалистов, которые занимаются коррекцией нарушений письма и
чтения.
Причины письменных речевых нарушенийДисграфия и дизорфография, хотя
и связаны с письмом, возникают у детей с разными речевыми
нарушениями. Дисграфия скорее может возникнуть у детей с легкой
степенью нарушений речи. Например, это может быть
фонетико-фонематическое недоразвитие, когда страдают
звукопроизношение и восприятие звуков. При этом ребенок имеет
богатый словарный запас, его речь структурно выстроена,
грамматическое оформление речи нормальное.Дети с более сложными
речевыми нарушениями могут иметь сложности и с другими компонентами
речевой системы, например с грамматикой и структурой. В таком
случае могут быть следующие ошибки: пропуск букв, слогов,
перестановки, зеркальные отображения, различного рода
аграмматизмы.Вызывает дислексию, дисграфию, дизорфографию очень
широкий спектр факторов. Среди них могут быть и неречевые
(внимание, память, мышление, проблемы поведенческого характера), и
факторы речевого характера. Есть и некоторые другие клинические
состояния, которые могут влиять на процесс обучения ребенка.Эти
нарушения диагностируются и определяются как итоговые у детей
школьного возраста, находящихся в третьем-пятом классе
общеобразовательной школы; до школы можно говорить скорее о
предпосылках возникновения дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Однако это не значит, что с нарушениями письменной речи нельзя
работать в раннем возрасте: можно заметить предпосылки и
корректировать их с помощью логопеда. Отличие сформированного
диагноза от предпосылок заключается в пролонгированном течении
нарушения.Как работает логопед и кто ему помогаетНа практике дети с
дислексией, дисграфией и дизорфографией к логопеду попадают в
основном в третьем-четвертом классе. В этот момент нарушение имеет
выраженный и стойкий характер, и становится понятно, что дальнейшее
обучение невозможно. Первое, что делает логопед в таком случае,
обследует состояние устной речи и анализирует письменные работы
ребенка. При необходимости он дает специальные письменные задания,
в которых можно выявить проблему более точечно.Логопед выстраивает
коррекцию в зависимости от характера речевого нарушения например,
это дисграфия и дислексия фонетико-фонематического характера. Здесь
работа начинается на звуковом уровне: сначала детей учат правильно
воспринимать речь, дифференцировать проблемные звуки и
звукосочетания на слух, соотносить звуковые образы с графемами, то
есть с буквами. Детям предлагаются такие задания, где им необходимо
делать выбор, вставлять нужные буквы и слова с соответствующими
буквами.Такие логопедические уроки могут длиться достаточно долго,
два-три года. В этом случае важно запастись терпением и ученику, и
родителю. При регулярной целенаправленной коррекции дети выходят на
нормативный уровень овладения письменной формой родного языка о
результатах коррекции можно говорить тогда, когда в предметном поле
русского языка начинают появляться положительные оценки.Также
логопед может рекомендовать родителям обратиться и к другим
специалистам например, когда ребенку уже 10 лет, а он все еще
путает право и лево. Или плохо запоминает последовательности дней
недели, месяцев, с трудом определяется в том, что такое вчера,
позавчера, сегодня, завтра. В этом случае логопед может отправить
ребенка к нейропсихологу.Логопед может предложить родителям
обратиться и к специалистам клинического спектра, например когда
выражена проблема с усидчивостью. Ребенок учится во втором-третьем
классе, но 30 минут учебной деятельности выдержать не способен:
через 15 минут он растормаживается, утомляется, начинает
капризничать. Возможно, ребенку необходима если не медикаментозная,
то витаминная поддержка. Визит к специалистам в области неврологии
логопед может рекомендовать, когда наблюдает нарушения со стороны
неврологического статуса. Хотя логопед не обладает полномочием
выставления диагнозов, он изучал целый спектр дисциплин
клинического толка и ориентируется в этой области.Также логопед
может рекомендовать помощь психолога. Например, когда он фиксирует
трудности в коммуникации ребенка с учителями или отсутствие
мотивации. Ребенок, который долгое время отстает в учебной
деятельности, зачастую смиряется со своим положением и не готов
идти на контакт со специалистами.
Может ли родитель навредитьСерьезным препятствием в нормальном
развитии ребенка может быть неправильное и раннее обучение чтению.
В семье этот процесс складывается, как правило, не по какой-либо
методике, а буквально: родитель показывает ребенку буквы и слоги, а
далее предлагает соединять их в слова. Именно такие уроки в том
числе могут закладывать дальнейшие сложности с письменной речью.В
действительности детям до трех лет показана активная
предметно-практическая деятельность. Например, когда родители
отводят ребенка на танцы ради общего физического развития или в
любую другую секцию. При этом важно начинать занятия не ради
спортивных успехов. Заниматься же учебой в таком возрасте вредно,
да и и сложно, поскольку ребенок на текущем уровне развития не
способен к индивидуальному взаимодействию в течение длительного
времени.Если обратить внимание на общепедагогические рекомендации,
то ребенок должен учиться читать примерно к шести годам. Конечно,
есть дети, которые обучаются и раньше: они могут начать угадывать
буквы, например, в четыре года, однако таких детей немного, и в
конечном счете все они со временем выравниваются в своих умениях со
сверстниками. Как минимум по этой причине спешка оказывается
бесполезна.Что делать педагогамЕще недавно в России широко
действовала система коррекционных школ, в том числе и школ для
детей с различными проблемами слуха, зрения, интеллекта и для детей
с проблемами речевого развития. Были также коррекционные классы, к
которым родители зачастую относились очень негативно. Однако с
точки зрения педагогического воздействия они несли больше пользы,
чем инклюзивное пространство в том виде, в котором оно появилось в
России несколько лет назад.Проблема на данный момент состоит в том,
что реализация инклюзивного пространства представлена недостаточно
хорошо. Для того чтобы педагог мог успешно обучать не только
нормотипичных учеников, но и детей с разными нарушениями, он должен
обладать хотя бы минимальными компетенциями в соответствующих
областях. Первые шаги в этом направлении есть: сейчас на базе
многих вузов формируются программы дополнительного образования и
переподготовки специалистов, где учителя могут получать такие
знания. Но пока далеко не все учителя имеют подготовку в этой
области, важно делать упор хотя бы на внимание к особенностям
учеников. Заметив то или иное отклонение, учитель по крайней мере
может сообщить об этом родителям, которые, в свою очередь, должны
отправить ребенка к логопеду и начать коррекционный путь.