Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Дислексия, дисграфия и дизорфография

Письмо и чтение это сложный символический процесс перекодирования звуков в буквы и наоборот, в нем задействовано много функций и систем. И иногда с этой задачей без помощи логопеда справиться нельзя. О том, что такое дисграфия, дислексия и дизорфография, ПостНаука узнала у кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии МПГУ Натальи Шариповой.Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-ПомощьЧто такое дислексия, дисграфия и дизорфографияДислексия рассматривается как частичное специфическое расстройство, нарушение чтения. В контексте традиции отечественной логопедии это заключение относится к детям, у которых первично сохранны слух, зрение и интеллект. Это означает, что дислексия характерна для детей с нормотипичным состоянием развития, когда при регулярном обучении не происходит нормативного овладения чтением. Ребенок демонстрирует многочисленные повторяющиеся ошибки стойкого характера: это затруднение слияния букв в слоги и слогов в слова, различного рода аграмматизм (например, написано у красивой бабочки, а ребенок читает у красивых бабочки). В результате искажается или вовсе отсутствует понимание прочитанного.Дислексия имеет разные трактовки в отечественной традиции и традиции западного мира. Западными специалистами дислексией принято определять целый комплекс проблем обучения: помимо нарушений чтения, включаются также и нарушения письма, нарушения счета, нарушения распознавания музыкальных знаков. В отечественной традиции дислексия это проблема чтения.Очень долго дислексию исследовали в контексте изучения детей с нарушениями речевого развития. То есть если у ребенка есть проблемы становления устной речи в дошкольном детстве: он поздно заговорил, у него трудности звукового произношения и звукового восприятия, он плохо дифференцирует на слух ряд звуков, есть проблемы в оформлении грамматической стороны речи, проблемы в оформлении слоговой структуры и так далее, то дисграфия и дислексия оказываются практически неизбежны в той или иной степени выраженности.Дисграфия это нарушение, которое характеризуется специфическими и повторяющимися ошибками на письме. Они проявляются в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях, пропусках букв, в искажениях состава слова, структуры предложения. Например, когда ребенок пишет, но пропускает слова, сливает предлог вместе с последующим словом. И таких ошибок много, они повторяются часто и в течение длительного времени.Согласно данным отечественных исследователей, дисграфия и дислексия часто идут рука об руку (хотя и не всегда), и подходы к коррекции этих нарушений похожи. Например, если в речи ребенок смешивает буквы, которые в звуковом отношении коррелируют между собой по неким параметрам (с ш, з ж), то в письме обычно присутствуют такие же смешения, и это же сказывается на чтении. При коррекции такого нарушения специалисты опираются на устную речь, начинают работу с нее иначе оказывается невозможно работать с речью письменной.Дизорфография это проблема, при которой у ребенка встречаются орфографические ошибки. Ребенок не может верно написать слово, даже если знает о существовании того или иного правила. При этом важно, что ошибки часто повторяются и не исчезают в течение длительного периода.Большинство правил в русском языке подчинены ряду лингвистических принципов: морфологическому, фонетическому, синтаксическому. Они определяют написание слов, пунктуацию в предложениях и прочее. В связи с этим дизорфография долго рассматривалась как проблема школьной дидактики и не изучалась как логопедическая проблема. Но последние 20 лет дизорфография находится в поле изучения логопедов и других специалистов, которые занимаются коррекцией нарушений письма и чтения.
Причины письменных речевых нарушенийДисграфия и дизорфография, хотя и связаны с письмом, возникают у детей с разными речевыми нарушениями. Дисграфия скорее может возникнуть у детей с легкой степенью нарушений речи. Например, это может быть фонетико-фонематическое недоразвитие, когда страдают звукопроизношение и восприятие звуков. При этом ребенок имеет богатый словарный запас, его речь структурно выстроена, грамматическое оформление речи нормальное.Дети с более сложными речевыми нарушениями могут иметь сложности и с другими компонентами речевой системы, например с грамматикой и структурой. В таком случае могут быть следующие ошибки: пропуск букв, слогов, перестановки, зеркальные отображения, различного рода аграмматизмы.Вызывает дислексию, дисграфию, дизорфографию очень широкий спектр факторов. Среди них могут быть и неречевые (внимание, память, мышление, проблемы поведенческого характера), и факторы речевого характера. Есть и некоторые другие клинические состояния, которые могут влиять на процесс обучения ребенка.Эти нарушения диагностируются и определяются как итоговые у детей школьного возраста, находящихся в третьем-пятом классе общеобразовательной школы; до школы можно говорить скорее о предпосылках возникновения дисграфии, дислексии и дизорфографии. Однако это не значит, что с нарушениями письменной речи нельзя работать в раннем возрасте: можно заметить предпосылки и корректировать их с помощью логопеда. Отличие сформированного диагноза от предпосылок заключается в пролонгированном течении нарушения.Как работает логопед и кто ему помогаетНа практике дети с дислексией, дисграфией и дизорфографией к логопеду попадают в основном в третьем-четвертом классе. В этот момент нарушение имеет выраженный и стойкий характер, и становится понятно, что дальнейшее обучение невозможно. Первое, что делает логопед в таком случае, обследует состояние устной речи и анализирует письменные работы ребенка. При необходимости он дает специальные письменные задания, в которых можно выявить проблему более точечно.Логопед выстраивает коррекцию в зависимости от характера речевого нарушения например, это дисграфия и дислексия фонетико-фонематического характера. Здесь работа начинается на звуковом уровне: сначала детей учат правильно воспринимать речь, дифференцировать проблемные звуки и звукосочетания на слух, соотносить звуковые образы с графемами, то есть с буквами. Детям предлагаются такие задания, где им необходимо делать выбор, вставлять нужные буквы и слова с соответствующими буквами.Такие логопедические уроки могут длиться достаточно долго, два-три года. В этом случае важно запастись терпением и ученику, и родителю. При регулярной целенаправленной коррекции дети выходят на нормативный уровень овладения письменной формой родного языка о результатах коррекции можно говорить тогда, когда в предметном поле русского языка начинают появляться положительные оценки.Также логопед может рекомендовать родителям обратиться и к другим специалистам например, когда ребенку уже 10 лет, а он все еще путает право и лево. Или плохо запоминает последовательности дней недели, месяцев, с трудом определяется в том, что такое вчера, позавчера, сегодня, завтра. В этом случае логопед может отправить ребенка к нейропсихологу.Логопед может предложить родителям обратиться и к специалистам клинического спектра, например когда выражена проблема с усидчивостью. Ребенок учится во втором-третьем классе, но 30 минут учебной деятельности выдержать не способен: через 15 минут он растормаживается, утомляется, начинает капризничать. Возможно, ребенку необходима если не медикаментозная, то витаминная поддержка. Визит к специалистам в области неврологии логопед может рекомендовать, когда наблюдает нарушения со стороны неврологического статуса. Хотя логопед не обладает полномочием выставления диагнозов, он изучал целый спектр дисциплин клинического толка и ориентируется в этой области.Также логопед может рекомендовать помощь психолога. Например, когда он фиксирует трудности в коммуникации ребенка с учителями или отсутствие мотивации. Ребенок, который долгое время отстает в учебной деятельности, зачастую смиряется со своим положением и не готов идти на контакт со специалистами.
Может ли родитель навредитьСерьезным препятствием в нормальном развитии ребенка может быть неправильное и раннее обучение чтению. В семье этот процесс складывается, как правило, не по какой-либо методике, а буквально: родитель показывает ребенку буквы и слоги, а далее предлагает соединять их в слова. Именно такие уроки в том числе могут закладывать дальнейшие сложности с письменной речью.В действительности детям до трех лет показана активная предметно-практическая деятельность. Например, когда родители отводят ребенка на танцы ради общего физического развития или в любую другую секцию. При этом важно начинать занятия не ради спортивных успехов. Заниматься же учебой в таком возрасте вредно, да и и сложно, поскольку ребенок на текущем уровне развития не способен к индивидуальному взаимодействию в течение длительного времени.Если обратить внимание на общепедагогические рекомендации, то ребенок должен учиться читать примерно к шести годам. Конечно, есть дети, которые обучаются и раньше: они могут начать угадывать буквы, например, в четыре года, однако таких детей немного, и в конечном счете все они со временем выравниваются в своих умениях со сверстниками. Как минимум по этой причине спешка оказывается бесполезна.Что делать педагогамЕще недавно в России широко действовала система коррекционных школ, в том числе и школ для детей с различными проблемами слуха, зрения, интеллекта и для детей с проблемами речевого развития. Были также коррекционные классы, к которым родители зачастую относились очень негативно. Однако с точки зрения педагогического воздействия они несли больше пользы, чем инклюзивное пространство в том виде, в котором оно появилось в России несколько лет назад.Проблема на данный момент состоит в том, что реализация инклюзивного пространства представлена недостаточно хорошо. Для того чтобы педагог мог успешно обучать не только нормотипичных учеников, но и детей с разными нарушениями, он должен обладать хотя бы минимальными компетенциями в соответствующих областях. Первые шаги в этом направлении есть: сейчас на базе многих вузов формируются программы дополнительного образования и переподготовки специалистов, где учителя могут получать такие знания. Но пока далеко не все учителя имеют подготовку в этой области, важно делать упор хотя бы на внимание к особенностям учеников. Заметив то или иное отклонение, учитель по крайней мере может сообщить об этом родителям, которые, в свою очередь, должны отправить ребенка к логопеду и начать коррекционный путь.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 24.06.2022 12:14:58
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru