Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта
благотворительный фонд Абсолют-ПомощьПочему ребенок плохо говорит
или не говорит вообще? Проблемы могут быть вызваны физиологическими
причинами нарушением зрения или слуха, неправильным строением
артикуляционного аппарата, мозговыми дисфункциями: все это мешает
полноценному формированию функционального базиса речи. Полное
отсутствие речи также может быть связано с аутизмом или нарушениями
интеллектуального развития.Кроме того, ребенок может не говорить и
по другим причинам социальным или психологическим. Негативные
условия воспитания, педагогические ошибки и социальная депривация,
отсутствие положительного эмоционального контакта, дефицит общения
с ребенком все это формирует нежелательный фон для развития речи. В
таких условиях развитие речи может затормозиться вплоть до того,
что ребенок начнет полностью уходить от общения и скорректировать
такие проблемы порой может быть так же сложно, как и
физиологические нарушения.Когда и как у ребенка формируется речь?В
логопедии не выведено единой нормы развития речи, и в разных
источниках можно встретить немного разные данные. В целом можно
ориентироваться на следующие закономерности. Первый период, который
должен пройти ребенок в своем развитии это доречевой период (от
рождения до года): сначала ребенок коммуницирует криком (1-2
месяца), затем появляются гуление и смех (2-4 месяца), затем лепет
(4-8 месяцев) и лепетные слова. Второй период преддошкольный: в это
время у ребенка сначала появляются первые фразы из лепетных слов
или корней (15-22 месяца), а затем он начинает наращивать словарь,
осваивать грамматику языка, использовать простые и сложные
предложения (до 3 лет). В дошкольный период развития речи (3-7 лет)
у ребенка еще активнее растет вокабуляр, он свободно строит сложные
грамматические конструкции, а также у него окончательно формируется
фонетическая сторона речи. Развивается способность к построению
развернутых связных высказываний.Следует помнить, что даже у детей,
растущих в одной семье, развитие речи может идти немного
по-разному. У одного ребенка может быть небольшая задержка
развития, которая позднее сгладится активным пополнением словаря и
быстрым освоением грамматики; другой ребенок начинает говорить
довольно рано, но затем у него медленнее накапливается лексикон и
формируется фразовая речь. Такие особенности могут находиться в
условных пределах норм речевого развития однако и в этих случаях
стоит обратиться к специалисту, чтобы помочь ребенку и исключить
наличие более серьезных проблем.Как понять, что ребенку нужна
помощь логопеда?Если уже во младенческом возрасте у ребенка
наблюдаются проблемы с сосанием, глотанием, жеванием или нарушены
сроки моторного развития все это сигналы, которые указывают на риск
появления серьезных нарушений речи. Наличие только отдельных
аморфных слов в речи ребенка двух лет, отсутствие фразовой речи к
трехлетнему возрасту очевидные признаки задержки речевого развития,
которые требуют коррекции. Особую тревогу должны вызвать безречевые
дети, чье общение с миром не развивается вовсе или ограничивается
отдельными звуками, лепетными словами, жестами.Если родители видят,
что у ребенка не развивается речь, нельзя пассивно ждать, что он
заговорит сам: следует обратиться к специалисту для проведения
комплексного обследования медицинского, психолого-педагогического,
логопедического. По итогам обследования врачи определяют программу
коррекционно-развивающей помощи, маршрут сопровождения ребенка. Чем
раньше и точнее получится диагностировать нарушения речи и
установить их причины, тем успешнее и эффективнее можно будет их
преодолеть и предотвратить развитие вторичных, наслаивающихся
отклонений развития. Поэтому родителям нужно быть внимательными к
своему ребенку: прислушиваться к крику, лепету, речи, сверяться с
рекомендациями специалистов по раннему развитию и своевременно
проводить обследования у врача.