Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Нарушения речи что мы знаем о них?

Сегодня детские нарушения речи встречаются все чаще. Если в 1950-е годы проблемы со звукопроизношением наблюдались только у 17-20% школьников начальных классов, то в конце 1990-х начале 2000-х годов таких детей было уже 52%1, а по данным министра образования и науки Ольги Васильевой в 2017 году 58% первоклассников имели фонематические проблемы. К нарушениям устной речи часто присоединяются и трудности с письмом и чтением а это значит, что таким детям трудно не только общаться с окружающими, но и учиться в школе. О том, какими бывают нарушения речи и как их можно исправить, ПостНаука узнала у доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии МПГУ Елены Архиповой.Этот материал часть проекта Мир особенного ребёнка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-помощь.Что такое нарушение речиПод нарушением речи мы понимаем отклонение от принятой речевой нормы: ребенок может путать звуки или не выговаривать слова скажем, говорить аквай вместо аквариум или пугица вместо пуговица. Но нарушения речи ведут не просто к тому, что ребенок говорит не так, как принято в данной языковой среде: они влекут за собой и проблемы с коммуникацией, а это значит, что ему будет сложно общаться со взрослыми и сверстниками, он начнет замыкаться в себе, отставать в учебе, и в конечном счете пострадает его психическое и интеллектуальное развитие. Разумеется, если ребенок не говорит вовсе, эти проблемы встают еще более остро.Важно, что сложности с речью, которые испытывает ребенок, не связаны с особенностями местного диалекта, неграмотностью или незнанием языка, а вызваны именно нарушениями механизмов речи. Что же это за механизмы? В первую очередь за реализацию речи отвечает головной мозг, который программирует фразы и отправляет на периферические речевые системы сигналы о том, как должны подключиться голос, дыхание и органы артикуляции, чтобы воспроизвести фразы. Чтобы произнести звуки, нам в первую очередь необходима правильная работа дыхательных мышц, главным образом диафрагмы; выдыхаемый воздух заставляет вибрировать голосовые складки в гортани, и тогда происходит фонация, то есть порождение голоса. Наконец, артикуляционный аппарат язык, губы, твердое и мягкое небо позволяет формировать конкретные фонемы, а из них слова и предложения.Проблемы, которые ведут к нарушению речи, могут возникать на любом из этих уровней. Например, если у ребенка нарушена иннервация дыхательных мышц, то он плохо контролирует силу выдоха, и тогда его голос становится тихим, дрожащим, он говорит короткими фразами; если же у него страдает артикуляционный аппарат, он может путать или не выговаривать определенные звуки. Это примеры неврологических нарушений но кроме них можно выделить и другие. Например, ребенок может копировать тембр голоса или неправильную дикцию родителей и даже не замечать этого: такой ребенок может говорить немного в нос просто потому, что у его мамы речь с назальным оттенком, а он овладевал речью на ее примере. Проблемы могут быть и психологическими: ребенок может стесняться или отказываться говорить, потому что его ругали за попытки общения или вопросы, и он запомнил, что коммуникация с окружающими не сулит ему ничего хорошего.На задержки и нарушения в развитии речи влияют разные факторы, отчасти неблагоприятное влияние окружающей среды во время внутриутробного развития плода, при родах и после них. Если мама ребенка во время беременности перенесла тяжелое инфекционное заболевание, это может вызвать расстройство питания и кислородное голодание у плода, и тогда его развитие может быть если не нарушено, то замедлено. В таких случаях даже доношенный ребенок может родиться с ослабленной нервной системой что в конечном счете влияет и на формирование речевой деятельности. Акушерские патологии, асфиксия и родовые травмы еще больше усугубляют такие проблемы.С другой стороны, чтобы у ребенка правильно формировалась речь, в первые годы жизни очень важно много общаться с ним: брать малыша на руки, говорить, показывать разные предметы и поощрять его попытки общения даже когда он умеет выражаться только гулением и лепетом. Эмоциональная депривация и бедность речевого окружения могут спровоцировать задержки в развитии речи. Разумеется, травмы и инфекции также негативно влияют на здоровье ребенка.
Виды речевых нарушенийПроблемы с речью могут проявляться разным образом: у ребенка может быть нарушена фонация1 в целом, артикуляция2, связность речи или интонирование. Каждая из этих проблем может быть вызвана нарушениями в центральном или периферическом отделе например, нарушением функционирования тех или иных артикуляционных мышц повреждением мозговых центров или, например, психологическими особенностями, когда ребенок отказывается говорить от стеснения или заикается. Кроме того, нужно помнить и о том, что речь может быть не только устной, но и письменной: тогда к проблемам с говорением добавляются также нарушения чтения и письма. В результате возникает сложная система нарушений, отражающих и причины возникновения проблем с речью, и их характер.Первая важная классификация речевых нарушений психолого-педагогическая. В рамках этой классификации выделяют общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и заикание. У детей с ФФН могут быть затруднения с восприятием и произнесением звуков: например, ребенок может путать слова коса и коза, уши и ужи. При ОНР наблюдаются проблемы, когда у ребенка страдает и звуковая, и смысловая сторона речи; при заикании же нарушается темпо-ритмическая сторона речи. Такая классификация не принимает во внимание конкретные причины, вызвавшие проблемы с речью, но она позволяет сформировать логопедические группы так, чтобы помочь детям как можно эффективнее скорректировать нарушения.Вторая классификация клинико-педагогическая: она помогает определить конкретный дефект речи и понять, чем он вызван и как его можно исправить. Специалисты выделяют нарушения письменной речи связанные с процессом чтения (дислексия) и письма (дисграфия) и нарушения устной речи, ее внутреннего и фонационного оформления. Если ребенок с самого рождения не говорит из-за поражения коры головного мозга, такое нарушение называется алалия; если же ребенок (или взрослый) уже овладел речью, но затем частично или полностью утратил этот навык например, из-за черепно-мозговой травмы, инфекции или опухоли мозга, то ему ставится диагноз афазия.Нарушения фонационного оформления речи могут быть самыми разными: отсутствие (афония) или расстройство фонации (дисфония), проблемы с артикуляцией звуков (дислалия если речевой аппарат правильно иннервирован, и дизартрия если его иннервация недостаточна), назальный тембр голоса (ринофония), заикание, патологически ускоренный (тахилалия) или патологически замедленный (брадилалия) темп речи Логопед поможет разобраться во всех этих нарушениях, сделать правильное заключение и предложить план по коррекции проблемы.
Как преодолеть проблемы с речьюРаботу с логопедом можно начинать в любом возрасте но чем раньше специалист заметит задержку в развитии речи ребенка, тем эффективнее будет идти коррекция. В идеале специалист по раннему развитию должен регулярно осматривать ребенка, но и сами родители могут ознакомиться с этапами формирования у детей речи и мелкой моторики, чтобы вовремя заметить отклонения. Если ребенок не поворачивает голову на звук, не следит глазами за игрушкой, не осваивает жесты, у него нет гуления и лепета все это говорит о том, что ему нужна поддержка специалиста. Даже если проблемы связаны с поражением головного мозга, в раннем возрасте до года это во многом можно исправить: уцелевшие отделы берут на себя функции поврежденных, и в целом работа мозга восстанавливается. После года реабилитация тоже возможна, однако она будет идти не так эффективно.Грамотная психолого-медико-педагогическая реабилитация позволяет создать для работы мозга благоприятный фон, а затем обеспечить дальнейшее развитие его функций. Здесь важно ставить перед ребенком задачи, соответствующие его возможностям и уровню его развития, а затем постепенно усложнять их. Например, если ребенку четыре года, и он не говорит, бесполезно просить его: Скажи "муха", скажи "вода", скажи "телефон"... Такой ребенок не может произносить целые слова, для него это слишком сложная задача, и если продолжать на него давить, у него может возникнуть речевой негативизм: ребенок может говорить, например, сам с собой во время игры, но полностью отказываться коммуницировать с другими людьми.Поэтому важно давать ребенку именно те задачи, с которыми он может справиться. Родителям может показаться, что логопед не делает на занятиях ничего важного: зачем просить ребенка сказать а или у, когда по возрасту он уже должен говорить целыми фразами? Но на занятиях важно вернуться на первые этапы формирования речи и предложить ребенку произнести, например, отдельные гласные и только когда ребенок уже начал с ними справляться, переходить на слоги и отдельные слова. Это важно не только потому, что развитие речи ребенка должно идти поэтапно: такой метод работы позволяет поддерживать мотивацию ребенка к общению, которая совершенно необходима для освоения речи. В конечном счете именно для этого и нужна речь, и фразы, слова, лепет, даже крики младенца все это способы коммуникации с миром. Чтобы помочь ребенку овладеть речью, нужно предложить ему вступить в диалог с использованием тех инструментов, которые ему доступны и тогда у ребенка растет желание общаться.Есть и еще одна причина, по которой коррекцию следует начинать как можно раньше. Если ребенок начнет ходить к логопеду непосредственно перед школой, чтобы подготовиться к ней, он может утомиться от постоянных занятий и не захотеть учиться дальше. В результате может получиться так, что нарушение речи исправлено, но у ребенка нет мотивации учиться и познавать мир а значит, в каком-то смысле конечная цель коррекции так и не была достигнута. Это не значит, что в дошкольном возрасте уже поздно обращаться к логопеду но значит, что родителям нужно внимательно следить за нагрузкой ребенка, оценивать его состояние и прислушиваться к его пожеланиям.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 13.06.2022 14:15:31
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru