Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как расшатать стих

Метр способ организации стихотворного текста. Он создает инерцию: прочитав или услышав строку, в следующей читатель рассчитывает услышать нечто похожее. Иногда поэты делают текст сложнее, нарушают автоматизм восприятия: читатель останавливается, переключается и глубже погружается в текст.А если поэты пишут стихи одинаково, происходит семантическое насыщение. Читатель не воспринимает текст: он слишком похож на все то, что читал до сих пор. Такая ситуация требует расшатывания системы, обновления поэтической формы. И происходит это разными способами.Способ первый: стопыСамый простой и очевидный сделать так, чтобы в разных строках было разное количество стоп. Метр остается тот же, например амфибрахий. Но если в одной строке будет четыре стопы амфибрахия, а в другой три, то звучать стихотворение уже будет не столь монотонно.Ты помнишь ли вечер, как море шумело это четырехстопный стих, а в шиповнике пел соловей трехстопный. Однако разностопный стих не стоит путать с вольным. Разностопность предполагает некоторую урегулированность: сначала четыре стопы, потом три, потом снова четыре, потом снова три.Пример вольного ямба Горе от ума Грибоедова: в каждой строке разное количество ямбических стоп, но они урегулированным способом появляются в тексте.Способ второй: размерыЕще один способ обновить стих соединить в одном стихотворении строки, написанные разными размерами. Однако в таком случае при чтении теряется метрическая инерция. Вот пример из Фета:Первая строка написана трехстопным амфибрахием, а вторая трехстопным дактилем. Количество стоп одинаково, а метры разные.Способ третий: система стихосложенияСиллабо-тоническая система предполагает регулярное чередование ударных и безударных слогов. Но в конце XIX начале XX века русские поэты начинают использовать поэтическую форму, взятую из другой системы стихосложения тонической.Самая распространенная форма в Серебряном веке дольник. Это тонический размер, где между ударными слогами один или два безударных.Ученые иногда называют один тип такого дольника, например, гумилевским, а другой есенинским. Предзимние розы цветут здесь между ударными слогами два безударных. Эта форма характерна для есенинского дольника. Но другие строки будут выглядеть: Ночные розы цветут здесь перед первым ударным слогом идет один безударный. А Предзимние сны цветут это форма, где между первым и вторым ударными слогами два безударных. Сочетание формы первой и формы третьей это есенинский дольник. А гумилевский тот, где по одному безударному слогу между двумя ударными.Свободный стихСовсем радикальный способ порвать с поэтической традицией и перейти на верлибр. Верлибр происходит от французского vers libre, то есть свободный стих. В нем редко появляется рифма.В свободном стихе может быть любое количество ударных и безударных слогов это стихотворная форма, которая ничем не ограничена.В верлибре поэтическая форма проявляет себя на других уровнях. Чтобы выразить нечто прекрасное, поэту не нужно пытаться уместить идеи в классические поэтические размеры.Какие бы системы стихосложения ни использовались ранее, современные мировые поэты в массе своей прибегают именно к верлибру. В России остается много поэтов, которые пишут либо в рамках классической силлабо-тоники, либо используют дольник или акцентный стих более расшатанную форму, происходящую от дольника.В одной научной статье написано, что если бы вдруг инопланетяне исследовали археологию современной поэтической культуры, то они бы сказали, что имеет место омонимия. Просто одним словом стихи называют совершенно разные предметы: с одной стороны, упорядоченную классическую силлабо-тонику, а с другой верлибр.Русская поэтическая культура гораздо медленнее переходит на верлибр. Но прекрасные образцы верлибров все-таки есть и среди русских стихов. Вот, например, у того же Бродского есть интересное стихотворение, написанное в последние годы его жизни:
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 24.05.2022 14:17:46
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru