Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Родители и подростки как одним понять других

В подростковом возрасте человек сталкивается с новым собой и с новыми социальными возможностями и физиологическими особенностями. Что об этом важно знать и как родителю взаимодействовать с подростком, ПостНаука узнала у кандидата психологических наук Кирилла Хломова.Этот материал часть гида Подростковый возраст: взросление, секс, любовь, который мыреализуем при поддержке ЮНЕСКО.Что такое подростковый возраст?Подростковый возраст это переходный этап между детством и взрослой жизнью, который как отдельный период был выделен порядка 200 лет назад. При этом представления о его длительности разнятся в зависимости от сообществ: считается, что чем более благополучна среда, в которой живет человек, тем длиннее подростковый период. Сегодня Фонд ООН в области народонаселения рассматривает подростковый возраст как период с 10 до 19 лет.
С какими задачами сталкивается новоиспеченный подросток?Исследователь Питер Хилл говорит о том, что ключевая задача подростка научиться функционировать в нескольких контекстах. Если в младшем школьном возрасте ребенок, как правило, имеет 1-2 задачи, которые ему приходится решать (например, задачу с учебой и немного с домашним бытом), то чем взрослее он становится, тем больше появляется контекстов в его жизни. Подростку приходится выбирать, чему отдавать приоритет: учебе, друзьям, романтическим отношениям, хобби и так далее. В этот момент важно научиться оперировать своей жизнью так, чтобы удерживать все контексты сразу. Это окажется полезным во взрослой жизни, где нужно уметь сочетать работу и частную жизнь, балансировать разные сферы.В этом возрасте также происходит первая переоценка ценностей и формируются личные взгляды на жизнь. Подросток уже может не захотеть опираться на то, что ему предлагала родительская семья, предпочитая иметь собственную позицию. Здесь важна способность отстаивать свои интересы и ценности, следовать им и при необходимости конфронтировать с окружающими (Питер Хилл объяснял конфликты с родителями именно этим). Такой процесс сепарации от родительской семьи играет определяющую роль в подростковом возрасте: в будущем умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность станут необходимы для того, чтобы обеспечивать свою жизнь. В этом смысле стоит говорить об автономии не только базовой (способность завязать себе шнурки, проснуться по будильнику и приготовить завтрак), но и достаточной эмоциональной автономии от родительской семьи.Почему подростки больше других уязвимы в социуме?Будучи почти полностью взрослыми особями, подростки попадают в зону социальных экспериментов: появляется физиологическая возможность самому стать родителем, способность зарабатывать деньги, управлять автомобилем (например, в США в ряде штатов можно водить с 14-ти лет). В этом ракурсе подросток встречается с вызовами, относящимися к социальной саморегуляции, к построению отношений с обществом. Такая задача достаточно сложна, потому что подросток продолжает воспринимать себя как ребенка, который только входит в образ взрослого; этот образ дарит подростку возможность экспериментировать с взрослым миром.По этой причине подростки чаще всего погибают именно из-за явлений, которые можно было предотвратить. В частности, в подростковом возрасте человек чаще всего подвергает себя опасностям, связанным с экстремальными практиками вождения не случайно во многих странах мира для водителей от 18 до 22 лет определен повышенный коэффициент по страховкам. Подростки также чаще экспериментируют с психоактивными веществами, алкоголем, чаще склонны к самоповреждающему поведению, правонарушениям и хулиганству, незащищенному сексу. То есть мы видим, что именно в этот период человек экспериментирует со своими возможностями и потому становится уязвим для различного рода рисков.
Существует ли эталонный родитель?И для взрослых людей, и для ребенка важно помнить, что профессиональных родителей не существует. Кроме того, роль родителя мы можем примерить ограниченное количество раз в жизни. Это означает, что процесс воспитания в достаточной степени оказывается творческим проектом. Первая проблема, с которой встречается родитель подростка, это усталость. К этому моменту родитель уже лет 12 выполняет функцию опекуна: он много лет заботился, устраивал и возил ребенка в детский сад, помогал ему осваивать школьные предметы, водил к врачу.Кроме того, родитель нередко имеет образы и идеи того, каким он будет отцом или матерью. Чаще всего эти представления связаны с его личным детством и отношениями с родителями: человек хочет взять что-то хорошее из того, что ему нравилось, и избегать негативный опыт, который его травмировал. Но также взрослый человек часто попросту забывает то, каким он сам был подростком. А на практике с ними все не так однозначно, как с маленькими детьми: подростки хотят автономности, могут конфронтировать, сами регулировать свою жизнь и не соответствовать ожиданиям взрослых. Для взрослого это очень непростой опыт.Еще одна задача правильное построение границ: личного пространства, возможностей, ответственности. Подросток, пытаясь освоить собственное тело и собственную социальность, экспериментирует с этими границами для него это возможность обнаружить и почувствовать самого себя. Роль взрослого состоит в том, чтобы эти границы разумным образом удерживать. Это достаточно трудно: если взрослый подавит волю подростка тот не получит необходимый опыт взросления, если же взрослый даст ему полную свободу, подросток может чувствовать себя брошенным и совершить множество серьезных ошибок.Что оказывается самым важным при общении с подростком?Представим, что родитель хочет, чтобы его ребенок стал врачом, а тот не интересуется медициной и планирует быть актером. Задача родителя в этом случае предоставить подростку полноту информации о его выборе: можно поговорить с ним о собственных опасениях, о том, что с вашей точки зрения актерская профессия не даст тех или иных гарантий успеха. Но если ребенок тем не менее делает собственный выбор это намерение необходимо принять. Стоит помнить, что подросток это отдельный человек, который не всегда разделяет родительские убеждения и ценности и не должен стремиться к тому, что кажется им, родителям, наиболее важным. Этот пример как раз демонстрирует правильное построение границ.Также значимую роль играет установление искреннего контакта. Подростки очень чувствительны к вранью: они уже побывали в образовательной среде, получили достаточный опыт и очень хорошо понимают, когда их обманывают. Пример: взрослый, выпивая за столом вечером, говорит: Но вы, главное, никогда не употребляйте алкоголь. Если младший школьник может поверить этим словам, то подросток считывает следующую установку: Ты можешь делать все, что хочешь, но говори правильные слова. Родитель должен говорить о чем бы то ни было честно, без лицемерия.Нередко оказавшийся в новых жизненных условиях и занятый задачей сепарации подросток может вести себя эгоцентрично, активно отталкивать родителей и не идти с ними на контакт. В этих обстоятельствах важно держать в уме, что подросток переживает резкие перемены, и задача родителя несмотря ни на что оставаться надежной и устойчивой фигурой, которая сохраняет заинтересованное отношение к жизни ребенка, всегда готова прийти на помощь.
Как семья, школа или сверстники влияют на личность подростка?Если представить, что жизненное пространство это ландшафт, на котором расположены разные объекты, то для подростка ключевыми считаются три элемента этого ландшафта.Первый это семья: отношения внутри семьи влияют на развитие рискового поведения у подростка. Например, определенный уровень контроля способствует снижению рискованного сексуального поведения, но при чрезмерной вовлеченности родителей подрывается самостоятельность подростка. Для решения конфликта автономии те могут искать опыт, который мог бы вызвать субъективное переживание независимости. Другой пример: известно, что лучше умеют обращаться с деньгами и с денежными ресурсами те, кто рос в семьях, где деньги не были связаны с эмоциональным напряжением.Школа это еще один важный элемент жизненного пространства. Те подростки, которые находятся в хороших отношениях со школой, вовлечены в школьные институты, склонны скорее к просоциальному рисковому поведению (выбор занятий повышенной сложности, участие в волонтерской деятельности и тому подобное), чем к антисоциальному.Но если в младшем возрасте представления о нормах формируются из отношений с родителями, учителями и воспитателями, то в подростковом возрасте основными источниками представления о нормированном поведении становятся сверстники. Известно, что подростки, которые находятся в среде, где распространено рискованное сексуальное поведение, скорее будут поддерживать свое рисковое сексуальное поведение, чем наоборот. Также известно, что подростки чаще совершают правонарушения в группе, чем в одиночку, поэтому окружение может серьезно влиять на ребенка. Очень важно и то, как складываются отношения со сверстниками: сверстники это источник дружбы, влюбленностей, экспериментов, это способ познания себя, своего тела, своего социального Я.Кроме этого социального ландшафта есть психофизиологическое развитие и индивидуальные психологические особенности человека. За счет этого каждая траектория взросления и социализации оказывается неповторимой: для одного подростка тот или иной ландшафт может быть безопасным и развивающим, а для другого опасным и неподходящим.Родительское стремление обезопасить подростка помогает или вредит?Родитель нередко привыкает к тому, что он может полностью контролировать жизненное пространство своего ребенка. Но это возможно только до тех пор, пока ребенок мал. Чем старше он становится, тем важнее договариваться с самим подростком, не вмешиваться в его жизненное пространство без согласования. И это еще одно испытание для родителя чувствовать бессилие, когда подросток столкнулся с какой-либо проблемой.В книге Последние объятия мамы нидерландский приматолог Франс Де Вааль говорит, что одна из важнейших задач альфа-самцов шимпанзе состоит не в том, чтобы оплодотворить как можно больше самок, а в том, чтобы утешить как можно больше особей стаи. У родителей подростка может наступить похожий период, когда будет необходимо именно поддерживать и утешать (а не принимать решения за своих подрастающих детей).
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 27.04.2022 14:19:32
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru