Вакцина от столбняка может оказаться эффективным средством от рака

Ученые нашли способ как лечить рак поджелудочной железы

Иммунная система человека теоретически может защищать организм не только от опасных бактерий и вирусов, но и злокачественных опухолей, о чем мы уже рассказывали ранее. Однако в реальности этого не происходит, так как раковые опухоли умеют обманывать иммунитет, в результате чего он их просто не замечает. Это касается и рака поджелудочной железы, одного из самых опасных видов онкологии. Он быстро развивается, но самое главное метастазы возникают еще до появления первых симптомов болезни. Кроме того, этот вид онкологии очень плохо поддается лечению, так как у него мало слабых мест, на которые можно воздействовать существующими терапевтическими методами. В результате не более 10% пациентов с таким диагнозом имеют шанс прожить хотя бы 5 лет. Но, похоже, что ученые Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна нашли способ как эффективно лечить это смертельное заболевание.

Вакцина против рака поджелудочной железы

Исследователи предлагают использовать для лечения рака поджелудочной железы противостолбнячную вакцину. Большинство людей прививаются этой вакциной еще в детском возрасте. Казалось бы, какая связь между злокачественной опухолью и столбнячными бактериями Clostridium tetani, синтезирующими смертельно опасный токсин?

Дело в том, что иммунитет не реагирует на раковые опухоли, но хорошо реагирует на столбнячную палочку. Когда иммунная система видит, что клетка инфицирована опасной бактерией, она уничтожает ее. Другими словами, если бактерия окажется внутри опухоли, иммунитет уничтожит ее. Но как внедрить столбнячную палочку в опухоль?

Лечить рак поджелудочной железы поможет столбнячная палочка

Ученые предлагают использовать в столбнячной вакцине бактерии, вызывающие пищевые инфекции, а именно листерии. Про них известно, что они любят заселяться в опухолях, причем, как в злокачественных, так и доброкачественных. Чтобы листерия не причинила вред организму, ее можно обезвредить. Одновременно с этим исследователи предлагают снабдить белком столбнячной палочки.

Как только подготовленные листерии проникнут внутрь злокачественных клеток, фрагменты белков столбнячной палочки обязательно возникнут на мембране клеток. Это свойство всех наших клеток. Таким способом они сообщают, что у них происходит внутри. Иммунная система замечает белки бактерий, и соответственно, уничтожит опасные клетки.

Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал, на котором мы подготовили для вас еще больше интересной информации

Эффективность лечения рака вакциной от желудочной железы

Чтобы проверить насколько верна данная теория, ученые провели эксперимент на мышах. Результаты работы подробно описаны в журнале Science Translational Medicine. Столбнячная вакцина, введенная животным, как и ожидалось активировала Т-клетки, которые атаковали и убивали инфицированные опухолевые клетки.

После введения вакцины иммунитет стал разрушать раковые клетки

Чтобы увеличить реакцию Т-клеток, исследователи добавили в вакцину небольшую дозу гемцитабина, химиотерапевтического препарата. В результате данного лечения размер опухолей поджелудочной железы у грызунов уменьшился в среднем на 80%. Кроме того, на 87% уменьшилось количество метастазов. В результате после лечения мыши с раком поджелудочной железы после лечения жили на 40% дольше, чем контрольная группа, то есть больные животные, которых не лечили.

Разумеется, еще предстоит узнать, насколько эта технология будет эффективна при лечении людей. К сожалению, не всегда клинические испытания показывают такую же эффективность, как опыты на животных. Но, авторы работы настроены оптимистично. Если клинические испытания будут тоже успешными, при помощи столбнячной вакцины можно будет если не вылечивать рак полностью, то хотя бы продлевать людям жизнь.

Результаты показывают, что этот подход к лечению может быть полезной иммунотерапией для рака поджелудочной железы, а также других видов рака, таких как рак яичников, которые по-прежнему трудно поддаются лечению сказала доктор Клаудия Гравекамп, одна из авторов исследования.

Вполне возможно, что данный метод лечения удастся совершенствовать, и повысить его эффективность. Напоследок напомню, что ученым удалось разработать средство от опасного вида рака на основе мРНК вакцин. Причем он показал высокую эффективность в результате клинических испытаний. Поэтому есть надежда, что в будущем рак перестанет уносить жизни миллионов людей.

Опубликовано: 06.04.2022 16:14:06