Что происходит с мозгом во время смерти?

Что ждет нас после смерти?

Мы часть Вселенной. И возможно появились здесь случайно. Все живые организмы на Земле развивались на протяжении миллиардов лет. Венец эволюции человеческий мозг позволил немного понять устройство Вселенной и окружающего мира. С помощью новейших астрономических инструментов мы смогли заглянуть в прошлое и увидеть рождение Вселенной Большой взрыв. Так, с помощью научных достижений мы узнали, что даже на космических просторах нет ничего вечного. Смерть звезд позволяет родиться новым светилам. Даже у этих далеких космических объектов есть свое начало и конец. Жизнь и смерть. И как бы мы не стремились обнаружить источник вечной молодости, каждый человек, каждое живое существо, рожденное на нашей планете, когда-нибудь умрет. Но что мы знаем о смерти?

Смерть неизбежна

Пока одни ученые пытаются понять как появилась жизнь на Земле, другие намеренны узнать что такое смерть. Ритуалы, связанные со смертью, появились задолго до современной цивилизации, а наши далекие (и не очень) предки постоянно сталкивались с ней. Но мы, в отличие от предков, видим смерть не часто несколько поколений выросли в относительном благополучии и видели смерть лишь в больницах и на экранах телевизоров.

Уровень жизни современных Homo Sapiens значительно вырос, а научно-технический прогресс позволил жить до глубокой старости, впервые за всю нашу историю. Конец ХХ века (как о нем говорил агент Смит в первой «Матрице»), вероятно, и правда был лучшим периодом в истории человечества.

The Matrix has you

Но как бы мы не старались, как бы не искали «таблетку от старости», мы все равно умрем. И осознать этот факт нелегко. Горе, которое мы испытываем со смертью близких, заставляет нашу психику защищаться: справиться с утратой помогают определенные ритуалы, свойственные культуре, к которой мы принадлежим.

Болше по теме: Смерть домашнего животного может причинить больше страданий, чем потеря друга или близкого родственника

Наука, увы, не может ответить на вопрос о том, существует ли загробная жизнь. Вместо этого ученые ищут причину смерти и фиксируют как именно происходит процесс умирания. И если исходить из того, что мы это наш мозг, создающий сознание, то что происходит внутри него когда сердце перестает биться?

Как и когда умирает мозг?

Начнем с того, что смерть мозга концепция не новая. Первое клиническое определение смерти мозга было опубликовано в 1968 году, а его основные принципы по-прежнему широко применяются.

Смерть мозга диагностируют, когда зрачки пациента не реагируют на свет, а сам он не может самостоятельно дышать (не приходя в сознание) полагают специалисты.

Если кома и отсутствие рефлексов ствола головного мозга подтверждены, заключительным этапом является тест на апноэ (остановку дыхания) временное отключение пациента от аппарата искусственной вентиляции легких и наблюдение за спонтанными вздохами. Если через 10 минут дыхания не наблюдается, а уровень углекислого газа в крови повышен, пациенту диагностируют смерть.

Мозг самый сложный и малоизученный орган человеческого тела,

Однаков разных медицинских учреждениях критерии смерти мозга различаются. Дело в том, что неврологическое определение смерти мозга это сложная оценка, которая может быть неверно истолкована неспециалистами, а потому требует особой осторожности. Но как в таком случае объяснить околосмертный опыт, с которым многие сталкиваются?

Читайте также: Ученые обнаружили в мозге зомби-гены, которые активны после смерти

Мозг и околосмертный опыт

Некоторую ясность в вопросах смерти мозга внесла электроэнцефалография (ЭЭГ) тест, который выявляет отклонения в электрической активности мозга, показывая всплеск электрической активности после остановки сердца. Это, по мнению некоторых исследователей, указывает на то, что разум является последним признаком жизни перед тем, как впасть в вечное забытье.

Так называемые околосмертные переживания возникают в ситуациях угрожающих жизни, например, в результате сердечного приступа, шока или травмы (взрыв или падение с высоты). К тому же многие пережившие клиническую смерть пациенты имеют много общего: избавление от боли, видение яркого света в конце туннеля, отделение от своего тела и даже полеты в космос.

Смерть это неотъемлемая часть жизни

Недавно стало известно о результатах одного крайне интересного исследования оказалось, что электрическая активность мозга продолжается в течение 30 секунд после остановки сердца. В 2016 году, изучая мозговую активность 87-летнего пациента с эпилепсией с помощью ЭЭГ, команда совершила внезапное открытие, так как пациент скончался во время процедуры.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) устройство для мониторинга мозговых волн, прикрепленное к коже головы пациента.

Жизнь перед глазами

Сердечный приступ, что унес жизнь пациента, стал первым в своем роде случаем записи умирающего мозга. Это позволило ученым увидеть, как нервные колебания повторяющиеся паттерны нервной активности (мозговые волны) менялись, пока мужчина умирал. Полученные данные показали, что за 30 секунд до и после остановки сердца произошло необычное изменение активности мозговых волн.

Наше исследование впервые показало, что колебания мозговых волн присутствуют в умирающем человеческом мозге. Это может может объяснить то, что мы называем околосмертными переживаниями, рассказывают авторы научной работы.

Некоторые люди, пережившие околосмертный опыт, сообщали о феномене воспроизведения воспоминаний. Новое исследование первое научное доказательство того, что эта «вспышка» может быть реальной. Но так как это единственное в своем роде исследование, делать дальнейшие предположения о том, насколько распространенным может быть это явление, пока нельзя.

Если мы это наш мозг, то все заканчивается с последним ударом сердца

Более того, нет никакого способа узнать, действительно ли этот пациент видел воспоминания о прошлом, или же просто находился в состоянии, похожем на сон, вызванным его слабеющей нервной системой.

Не пропустите: Тайны мозга: действительно ли перед смертью нас ждет эйфория?

Эйфория какой будет наша смерть?

Проведенные ранее эксперименты на крысах показали, что у грызунов тоже наблюдаются аналогичные уровни электрических колебаний во время смерти. Это еще одна причина, по которой воспоминания о жизни могут быть универсальным опытом, разделяемым большинством умирающих млекопитающих.

В то же самое время авторы исследования получили множество откликов со всего мира работа, опубликованная в журнале Frontiers in Aging Science, привлекла международное внимание. И хотя ученые не могут с уверенностью сказать, что наблюдающиеся паттерны мозговых волн связаны с воспоминаниями, они надеятся, что открытие принесет некоторое утешение тем, кто теряет близких людей.

Хотя наши близкие закрывают глаза и оставляют нас, их мозг, возможно, воспроизводит некоторые из самых приятных моментов, которые они пережили в своей жизни, говорится в заявлении ученых.

Наша жизнь мгновение в сравнении с Вселенной

Интересно и то, что сам момент смерти может стать самым счастливым моментом за всю нашу жизнь. Безусловно, фактический момент смерти сложно расшифровать, но некоторые исследование предполагают, что по мере приближения смерти может происходить выброс эндорфина и других химических элементов.

Так, согласно исследованию 2011 года, уровень серотонина еще одного химического вещества, которое, как считается, способствует ощущению счастья утроился в мозге шести лабораторных крыс перед смертью. Мы не можем исключить возможность того, что нечто подобное может произойти и с людьми. И хотя требуется больше данных и исследований, в целом, кажется, что боль уходит когда мы умираем.

Вам будет интересно: Мозг строит странные структуры в 11 измерениях

Жизнь, смерть и тайны Вселенной

И все же, каждый из нас относится к смерти по-своему. Многие полагают, что смерть это не конец. Возможно они правы: ведь атомы из которых состоит все вокруг включая нас, появились в результате гибели сверхновых звезд. Все химические элементы необходимые для жизни выбрасываются в космическое пространство из раскаленных ядер этих небесных светил. В каком-то смысле мы с вами это звездная пыль.

Но что, если Мультивселенная действительно существует? Может ли быть так, что умирая в одной из них, мы просыпаемся в другой? Безусловно, это крайне спорное предположение. Но главное заключается в том, что устройство Вселенной на микроуровне теоретически позволяет предположить, что как таковой смерти не существует вообще. Подробнее об этой точке зрения ранее рассказывал мой коллега Рамис Ганиев, рекомендую к прочтению.

Билли Пилигрим совершающий путешествия во времени и пространстве

Что до меня, то справиться с утратой близких и размышлениями о собственной смерти, мне помогли идеи, изложенные писателем-фантастом Куртом Воннегутом. В своем самом известном произведении «Бойня номер пять или крестовых поход детей» Воннегут рассказывает историю человека, которого похители жители планеты Тральфамодор.

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей автобиографический роман Курта Воннегута о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны.

Эти странные существа поведали Билли, что смерти не существует. Все потому, что Тральфамадорцы видят настоящее, прошлое и будущее одновременно. Вот что рассказывает о них главный герой:

Самое важное, что я узнал на Тральфамадоре это то, что, когда человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать.

Тральфамадорцы умеют видеть разные моменты совершенно так же, как мы можем видеть всю цепь Скалистых гор. Они видят, насколько все эти моменты постоянны и могут рассматривать тот момент, который их сейчас интересует. Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно».

Когда тральфамадорец видит мертвое тело, он думает, что этот человек в данный момент просто в плохом виде, но он же вполне благополучен во многие другие моменты. Теперь, когда я слышу, что кто-то умер, я только пожимаю плечами и говорю, как сами тральфамадорцы говорят о покойниках: Такие дела

Словом, ничто не вечно на просторах Вселенной. А как вы думаете, что происходит с мозгом, когда мы умираем? Ответ будем ждать здесь, а также в комментариях к этой статье. Такие дела.

Опубликовано: 09.03.2022 00:11:44