Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Провокация, рабочий вопрос и SEX главное о панках

Хотя панки появились в США, большой резонанс это движение получило именно в Великобритании, где стало по-настоящему общенациональным. История британского панка начинается с 1971 года, а время существования субкультуры обычно делят на три периода: протопанк (19711975), панк (19761978) и постпанк (19791981).О том, почему британцы считают панк одним из самых значимых культурных явлений XX века, ПостНауке рассказывает кандидат исторических наук Александра Колесник.Музыкальные истоки панк-рокаИсследователи выделяют три музыкальных направления, оказавших влияние на панк-рок. Во-первых, это паб-рок, который предлагал вернуться к агрессивному, сырому рок-н-роллу, существовавшему в первой половине 1950-х годов, до того как рок стал мейнстримом. Паб-рокеры1 (например, группа Dr. Feelgood) играли жесткий рок-н-ролл, но несколько отличающийся от первоисточника, более ускоренный. Их концерты имели колоссальный успех, музыканты умели раскочегарить публику по максимуму эти драйв, угар и жар у паб-рокеров переймут панк-рокеры.
Второе важное течение для панка британский глэм-рок. Такие фигуры, как Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста, T.REX, Марк Болан, Гари Глиттер, Slade, также играли рок-н-ролл, но в довольно агрессивной, вызывающей, андрогинной манере, писали песни с остросоциальными текстами. Дэвид Боуи весь период своего бытования в образе Зигги Стардаста активно критиковал современную массовую культуру. Например, его Life on Mars как раз про молодежь, все свое время проводящую около телевизора. Глэм-рокеры сформировали атмосферу, которая сильно повлияет на панков через два года.
И наконец, прогрессив-рок мейнстримовый, монструозный, сложный, оторванный от реальности, не соответствующий современной повестке и запросу молодежи с рабочих окраин, которая составляла значительную часть населения Британии. Одним из самых помпезных в истории прогрессив-рока стал тур группы Genesis 19741975 годов, о котором много писали: гигантские декорации, дорогие костюмы, сложносочиненная музыка. Прогрессив-рок это то, от чего в первую очередь будут дистанцироваться панки.
От винтажа к SEХуБольшую роль в становлении панк-движения сыграл продюсер Малкольм Макларен. В 1971 году он открыл в Лондоне бутик одежды под названием Let It Rock. Макларен находил на барахолках винтаж 1950-х, одежду тедди-боев и рок-н-рольщиков, обновлял его, кастомизировал и продавал. На фоне переосмысления музыки двадцатилетней давности в глэм- и паб-роке такая одежда стала невероятно востребованной. Многие ребята, которые ходили на концерты в пабы, носили вещи из бутикаМакларена или вещи, вдохновленные этим стилем. Кроме того, в Let It Rock можно было купить старые музыкальные пластинки.В 1973 году Макларен открыл еще один магазин, Too Fast To Live, Too Young To Die, где также продавал переделанную винтажную одежду, но более провокационную, с нашивками кислотных цветов и вызывающим кроем.А еще через два года Макларен со своей подругой Вивьен Вествуд открыл бутик под названием SEX (гигантские кислотно-розовые буквы вывесили прямо над входом). Здесь продавали вещи с БДСМ-тематикой, экстремально короткие открытые латексные топы, брюки с цепями; разрезы на одежде, продававшейся в SEX, были полузашиты нитками кислотных цветов, из них торчало нижнее белье. Макларен тогда увлекался ситуационизмом2 философией, популярной у французских студентов, участвовавших в майских протестах 1968 года. Вдохновляясь историей этих выступлений и трудами ситуационистов, он размещал на одежде нашивки с различными лозунгами, напримерno future (позднее Макларен предложил использовать его в песне Sex Pistols God Save The Queen).Такая одежда не просто привлекала внимание и провоцировала она в буквальном смысле показывала изнанку, критиковала социальную ситуацию3, которая сложилась в это время в Великобритании. Молодежь, носившая вещи от Макларена и Вествуд, не стеснялась своих изъянов и открыто заявляла: Мы отбросы. Это одно из значений слова punk гниль, отребье, отбросы. Носить такую одежду значило выражать протест, демонстрировать свое несогласие.Малкольм Макларен и Sex PistolsНо больше всего Малкольм Макларен известен как продюсер4 одной из главный панк-групп Sex Pistols,группа стала буквально квинтэссенцией его идей. Первый концерт Sex Pistols состоялся в 1976 году в колледже St. Martins. Они играли на одной сцене с бывшими звездами паб-рока Dr. Feelgood и Doctors of Madness. Впоследствии все, кто видел это выступление, отмечали, что была очевидна пропасть между тем, что было актуально еще два-три года назад, и тем, что делали Sex Pistols. Они играли остросоциальные песни с политическими лозунгами (No Future и Anarchy in The UK) о том, что все, что вы видите по телевизору, это bullshit5, не имеет никакого отношения к реальности. В их музыке, во внешнем виде, в манере поведения сквозила агрессия.В том же 1976 году Sex Pistols отправились с гастролями по стране. Но после выступления на шоу Today7 их концерты один за другим стали отменять. Sex Pistols пришли на эту передачу с толпой сопровождающих вызывающего вида (например, там была вокалистка группы Siouxsie and the Banshees Сьюзи Сью с выбеленным лицом, звездой на глазу, коротко подстриженными пергидрольными волосами). Музыканты матерились в прямом эфире: Джонни Роттен произнес слово shit, ведущего шоу Билла Грэнди несколько раз обозвали bloody fucker. Разразился скандал, и на следующий день по всей Британии начались протесты. Например, жители Лестера пришли к клубу, где должны были выступать Sex Pistols, заявили, что не допустят, чтобы такое показывали их детям, и перекрыли вход в него. В итоге отменили несколько выступлений группы, но скандал и шумиха в прессе привлекли к панку как к новому культурному феномену еще большее внимание. В 1977 году Sex Pistols выпустили песню God Save the Queen и снова оказались на волне популярности.
Панки и рабочий классГоворя о панк-движении и его идеологии, о протестной составляющей этой субкультуры, помимо сырого, агрессивного звучания, остросоциальных текстов, вызывающего поведения и внешнего вида, важно отметить общественные проблемы, на которые панки обращали внимание.Одна из самых сложных проблем в Великобритании в то время была связана с рабочим классом. Существовавшая больше века логика промышленного развития страны начала меняться. Первые ласточки кризиса пришлись на 19751978 годы, когда стали переоборудовать или закрывать отдельные цеха крупных предприятий. Это стало причиной массовой безработицы, должная социальная поддержка государством не была оказана, началась волна протестов.Интересно, что большинство панк-рокеров не были выходцами из рабочего класса, многие из них получили хорошее образование. Но их протест и агрессия нравились рабочей публике, для которой панк стал языком выражения недовольства. Панки лучше, чем кто бы то ни было, смогли передать эту социальную неустаканенность.Помимо рваных брюк с цепями и нашивками, одежды с дерзкими лозунгами и даже со свастикой, панки стали носить рабочие куртки, джинсы и обувь. Среди последователей панка были представители аристократии и буржуазии. Многие студенты модных колледжей, Оксфорда или Кембриджа, активно поддерживали панк-движение. И включение в свой образ деталей рабочей одежды стало очень важным жестом, который подчеркивал значимость рабочих как социального класса.Против империализма и за мигрантовВ песнях главных британских панк-групп The Clash и Sex Pistols появляются рабочий вопрос и социальная повестка, а также звучит политическая критика. Sex Pistols открыто громили в своих текстах монархию, обращая внимание на двуличность и лицемерие политиков.The Clash чаще говорили о колониальной политике Британии, напримерее отношениях с африканскими странами. Британия позиционировала себя как страна-миротворец, которая помогает в урегулировании внутренних конфликтов в Африке так это подавалось в медиа. Фронтмен группы Джонни Страммер заявлял, что это чистой воды вранье10и в песнях они изобличали двуличность, лицемерие и безумие, которые замечали везде.The Clash особенно интересовала проблема сегрегации и дискриминации на этнической почве11. Музыканты выступали против расизма и активно привлекали к совместным турам регги-исполнителей, выходцев из эмигрантских кварталов Лондона. Свой второй и третий альбомы The Clash записывали на Ямайке, им был близок революционный дух этого острова, который, как и Британия, переживал во второй половине 1970-х годов кризис.The Clash было важно показать, что то, что происходит на Ямайке, а также в эмигрантских и рабочих кварталах Лондона, в других городах Великобритании, следствие британского империализма.
Многие песни The Clash посвящены имперскому прошлому англо-бурской войне, Первой и Второй мировым войнам и другим конфликтам, в которых участвовала Великобритания. Например, Something About England (1980) про старую-добрую Англиюи мигрантов, приехавших после Второй мировой войны.
К своему второму альбому Give Em Enough Rope они выпустили так называемый Clash-атлас карту мира, на которую нанесли горячие точки: Камбоджу, Венесуэлу и регионы Латинской Америки. В этом плане панков можно считать выразителями левых идей, однако они лишь указывали на проблемы, а не предлагали их решения.Когда закончилось панк-движениеКонец панк-движения в первую очередь связан с распадом Sex Pistols. Зимой 19771978 годов группа находилась в США с туром. На тот момент к Sex Pistols было пристальное внимание прессы в Британии, но на Юге США их не особо знали12. С одной стороны, слабый интерес американской публики к Sex Pistols, с другой внутренние противоречия музыкантов, расхождения в оценках того, как должна развиваться группа в будущем, стали причиной ухода фронтмена Джонни Роттена (об этом он объявил на концерте в Сан-Франциско 14 января 1978 года).Некоторые панк-группы продолжали свою активность, но это было уже не на злобу дня, как в 19761977 годах. The Clash просуществовали до середины 1980-х годов правда, после 1982 года стали терять популярность, хотя в какой-то степени сохраняли позицию рупора рабочего класса и жителей эмигрантских кварталов. Музыканты пели в основном про расовые конфликты, но есть ряд песен, напримерCareer Opportunities, про рабочий вопрос, безработицу и обещания властей, которые остаются неисполненными. Несколько песен группы Chelsea 19781979 годов также посвящены рабочему вопросу.
Другая причина того, что панк-движение прекратило существование, идейная. К концу 1978 года панк из субкультуры, которая бросала вызов общественности, расшатывала и разрушала устои, превратился в стиль. В британской прессе прежде всего писали про панк-одежду как одну из модных тенденций. В 1979 году на BBC выходят передачи, посвященные современной молодежной моде, в которых разбирали, как должен выглядеть панк. По сути, панки встраиваются в мейнстрим, а это то, против чего они выступали. Но, не найдя каких-то других способов оспорить эту коммодификацию, будучи не единым движением, а разрозненными группами, которые часто враждовали, они не смогли договориться о том, как стоит менять и оспаривать эти способы репрезентации в медиапространстве. В итоге панки разошлись по разным направлениям.Некоторые, например Сьюзи Сью из Siouxsie and the Banshees или Generation X с фронтменом Билли Айдолом, стали педалировать эту модную составляющую. Сьюзи неоднократно отмечала в интервью, что панк можно конвертировать в модные тенденции, для того чтобы потом эти тенденции разрушить. Можно сказать, это была уловка, попытка использовать коммерческие ходы: в 1981 году у Сьюзи Сью вышло несколько модных клипов, в одном из них она летает на ковре-самолете, но поет про отчуждение и нигилизм.
Реакцией на модность панка стал постпанк. Это была попытка не реанимировать панк, но по крайней мере вернуться к исходным позициям и идеям панка: будущего нет, no future, все, что нас окружает, это гниль и тлен. Панки пытались разрушить устои, постпанк фокусировался только на нигилизме. Музыка этих исполнителейпередает это ощущение,это такая агония, которая предшествует смерти: можно дрыгаться, но на самом деле ты уже ничего не чувствуешь. Постпанк об этом.
ЛитератураHebdige D. Subculture: The Meaning of Style. Florence, KY: Routledge, 1979.Let Fury Have the Hour: Joe Strummer, Punk, and the Movement that Shook the World / Ed. by A. DAmbrossio. Philadelphia, PA: Nation Books, 2012.McNeil L., McCain G. Please Kill Me: The Uncensored Oral History of Punk. N.Y.: Grove Press, 1996.Punk Rock Warlord: the Life and Work of Joe Strummer / Ed. by B. J. Faulk, B. Harrison. Farnham: Ashgate, 2014.Punk Rock: So What? The Cultural Legacy of Punk / Ed. by R. Sabin. L.; N.Y.: Routledge, 1999.Salewicz C. Redemption Song. The Definitive Biography of Joe Strummer. L.: Harper Collins Publisher, 2006.Savage J. Englands Dreaming: Sex Pistols and Punk Rock. L.; Boston: Faber and Faber, 1991.Simonelli D. Working Class Heroes: Rock Music and British Society in the 1960s and 1970s. Lanham; Boulder; N.Y.; Toronto; Plymouth: Lexington Books, 2013.Thompson D. Londons Burning: True Adventures on the Frontlines of Punk, 19761977. Chicago: Chicago Review Press, 2009.Документальные фильмыBBC Punk Britannia Part 1 Pre-Punk 19721976BBC Punk Britannia Part 2 Punk 19761978Punk Britannia Part 3 Post-Punk 19781981
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 28.02.2022 00:04:34
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2022, umnikizdes.ru