Ученые выяснили, что в невесомости разрушается кровь

В космосе у астронавтов разрушается кровь, что приводит к анемии

Люди научились защищаться от многих очевидных опасностей и угроз в космосе, что позволило прибывать в нем достаточно длительное время. Однако существует также много не очевидных, которые нарушают определенные процессы в организме человека, и тем самым постепенно его разрушают. Многие из низ стали выясняться только сейчас, спустя много лет после начала освоения космоса. Недавно я рассказывал о том, что в невесомости ДНК быстро мутирует. На днях вышло исследование, которое показало наличие еще одной проблемы пребывание в космосе разрушает кровь человека. О том, что у космонавтов возникает малокровие, стало известно с первых полетов. Но ранее считалось, что анемия связана с быстрой адаптацией организма к перемещению жидкости в верхнюю часть тела. Космонавты в невесомости быстро теряют около 10% жидкости в сосудах. Ученые предполагали, что в ответ на это организм уничтожает 10% эритроцитов, чтобы восстановить их концентрацию в крови. Но, как недавно выяснилось, причина анемии совсем другая.

Быстрей гемолиз в космосе разрушает кровь

В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, говорится о том, что в космосе красные кровяные клетки со временем начинают разрушаться в два раза быстрее. Именно этот процесс является основной причиной возникновения анемии, а не потеря жидкости, как предполагалось ранее.

Научный сотрудник Городской больницы Оттавы Ги Трюдель со своей командой изучали образцы выдыхаемого воздуха и анализы крови 14 астронавтов, которые в течение полугода пребывали на МКС. Периодически они сдавали анализы в течение всего полета до момента возвращения на Землю.

В ходе исследования космонавты сдавали пробы выдыхаемого воздуха в течение 6 месяцев пребывания на МКС

Исследования образцов воздуха проводилось при помощи газового хроматографа высокого разрешения. Последний позволяет с высокой точностью измерить количество угарного газа, которое выдыхали космонавты. Как поясняют ученые, угарный газ возникает в результате гемолиза эритроцитов. Правда, взаимосвязь нельзя назвать идеальной, так как к образованию этого газа также приводят некоторые процессы, которые происходят в мышцах и печени. Однако 85% угарного газа в организме связаны именно с гемолизом, то есть разрушением красных кровяных клеток.

Исследование показало, что после прилета в космос у астронавтов резко возрастала скорость гемолиза. Каждую секунду их организм терял на МКС более 3 миллиона эритроцитов. Для сравнения, на Земле каждую секунду в организме человека уничтожаются 2 миллиона эритроцитов. То есть разница в скорости уничтожения красных кровяных клеток составляет около 50%. В результате у пяти из тринадцати астронавтов развилась анемия (у одного из космонавтов по прибытии на Землю не взяли анализы).

В космосе начинают быстро разрушаться красные кровяные клетки

Как развивается космическая анемия

Несмотря на высокую скорость гемолиза, в космосе концентрация эритроцитов у астронавтов остается на приемлемом уровне. Связано это с тем, что негативный эффект компенсирует потеря жидкости. Анемия, как сообщают ученые, развивается уже на Земле. Тело начинает быстро восстанавливать жидкость, чтобы справиться с увеличением гравитации, а количество эритроцитов при этом остается прежним, как в космосе.

Более того, эффект быстрого разрушения эритроцитов сохраняется длительное время даже на Земле. Анализ показал, что спустя год скорость гемолиза хоть и снизилась, но все равно на 30% превышала норму. Как говорят исследователи, чем дольше астронавты остаются в космосе, тем дольше космическая анемия мучает из на Земле. Подобный эффект наблюдался и у мужчин, и у женщин.

Подписывайтесь на наш Пульс Mail.ru, где вы найдете еще больше интересных материалов.

К сожалению, назвать причину повышения скорости гемолиза в космосе, ученые пока не могут. Однако предположительно распад эритроцитов происходит в косном мозге или селезенке. Также пока неизвестно, как быстро будет происходить распад кровяных телец, если астронавты пробудут в космосе более шести месяцев. Однако команда планирует продолжить исследования, чтобы получить недостающие ответы.

Исследование показало, что космическая анемия одинаково развивается у мужчин и женщин

Космический туризм не для всех

Учитывая результаты данного исследования, очевидно, что многим людям космический туризм может быть противопоказан, по крайней мере, пока ученые не научатся бороться с космической анемией. По словам исследователей, осложнения могут возникнуть у людей, с проблемами сердца, стенокардией, склонностью к тромбам и другими некоторыми проблемами со здоровьем.

Кроме того, ускоренный гемолиз может наложить ограничения на продолжительность пилотируемых миссий. В целом же, ученым удалось открыть еще один пробел в знаниях людей о влиянии космоса на организм. Напоследок напомню, что пребывание в космосе часто вызывает и много других негативных последствий. Одно из них проблемы со зрением, о чем мы рассказывали ранее.

Опубликовано: 17.01.2022 16:11:57