Вывод ракеты в космос — непростая задача. Но ученые нашли способ сделать ее проще.
Космическая отрасль максимально консервативна. Это касается не только Роскосмоса, но и космических программ других стран. Только Илон Маск со своей SpaceX попробовал показать, что все может быть по-пижонски и у него получилось, но костюмы и дизайн кораблей в стиле фильма Интерстеллар это скорее исключение. В любом случае это больше внешняя оболочка. Внутри самой ракеты лежат те же принципы, что и в других подобных аппаратах. Самое главное, что в этом нет ничего принципиально нового и все уже было придумано советскими и американскими учеными десятки лет назад. Давно была придумана и технология типа двигателей, которые сейчас считаются новыми и перспективными.
Работа любого современного ракетного двигателя основана на реактивной тяге, которая создается за счет сгорания большого количества топлива. Если не ограничиваться только космическими ракетами, а поговорить еще и об оружии, то двигатели делятся на несколько типов в зависимости от используемого топлива. Подробно об этом я рассказывал в отдельной статье и сейчас углубляться в это не стоит.
Если описать работу ракетного двигателя простым языком, то можно сказать, что когда топливо сгорает, оно создает постоянную тягу за счет реактивной струи. Это можно сравнить со сдувающимся шариком, который улетает, если его отпустить. Только в ракетах давление создается иным образом и мощность чуть-чуть повыше.
Инженер NASA предлагает использовать ускоритель частиц
в качестве ракетного
двигателя
Консервативность людей, которые работают в ракетной отрасли, объяснима. Они создают сложнейшее техническое средство, которое укрощает энергию крайне нестабильного топлива. В таком режиме работы малейшие изменения могут привести к катастрофе. Поэтому проще ничего не менять. Существуют даже присказки в духе дайте машине спокойно работать.
Если такая мощь работает, может правда не стоит ей мешать?
Такой подход приводит к тому, что никаких революций за последние десятилетия не было. Немного менялось топливо, немного менялись двигатели, но принципиальных перемен не было. Тем не менее эффективность ракетного двигателя в десятки и сотни раз ниже, чем могла бы быть. Это не значит, что ракета может полететь быстрее или поднять в сто раз больше груза. Материалы просто не выдержат такую тягу.
Рев двигателей и комендантский час: как SpaceX вынудила жителей Техаса продать свои
дома
Вместо этого можно просто в разы сократить запас топлива и взять дополнительный полезный груз. Так запуски станут намного дешевле и экономия на спускаемых модулях SpaceX покажется экономией на спичках.
Главным недостатком современной технологии является то, что топливо сгорает постепенно. В обычных условиях скорость сгорания топлива составляет примерно 10-15 метров в секунду. Это называют медленным сгоранием, так как оно дозвуковое. Есть даже термин — дефлаграция. Так называется именно обычное воспламенение топлива, когда оно просто разгорается.
Когда горит так — это дефлаграция.
Есть и еще один способ сгорания топлива, который называется детонация. При таком воспламенении происходит взрыв, а не постепенное сгорание. В этом случае топливо сгорает быстрее, но эффективность такого сгорания на несколько порядков выше, а скорость воспламенения превышает скорость звука.
Скорость дефлаграции смеси водорода и
кислорода составляет 10 м/с, а скорость детонации того же топлива -
2700 м/c. Разница более чем ощутима
Технология такого двигателя была описана еще в 60-х годах прошлого века. Он должен приводить аппарат в движение за счет серии постоянных небольших взрывов смеси. Эти взрывы не могут создаваться одним источником. Для того, чтобы их было много, источники располагают по кругу, а частота последовательных взрывов очень высокая и они идут по кругу. В итоге, за счет этого достигается очень высокая равномерность тяги.
Так работает двигатель с вращающимися взрывами.
Для наглядности можно привести описание скорости
распространения взрывов, которое я нашел в одном из источников.
Если представить смену минивзрывов, как движение точки по кругу, то
скорость движения этой точки будет в несколько раз выше скорости
звука (примерно 330 м/c).
Даже за секунду происходит очень много таких взрывов, но все вместе они потребляют намного меньше топлива, чем процесс поддержания сгорания в обычном двигателе. Отсюда и экономия.
Любой двигатель перед применением должен пройти множество испытаний.
Если все так хорошо и технология настолько эффективна, то почему же ей не пользовались с 60-х годов, когда она была впервые предложена? Как обычно, есть несколько причин.
Одной из этих причин является недооцененность технологии. Не всегда сразу понятно, насколько стоит стремиться к реализации чего-то, и что это даст на выходе. Еще одной причиной являются сложности в подаче топлива.
Конструкция описываемого двигателя выглядит примерно так.
Для того, чтобы поддерживался именно режим детонации, нужно подавать топливо строго в определенный момент. Но учитывая, что такие взрывы происходят раз в долю секунды, сделать это крайне сложно.
Если не получится обеспечивать подачу топлива строго в нужные моменты времени, то есть по несколько тысяч раз в секунду, то процесс детонации превратится в дефлорацию и эффективность сгорания будет даже ниже, чем у классического двигателя.
Про все самые перспективные технологии мы рассказывает в
нашем Telegram-канале. Заходи! Там очень
круто!
Сейчас эта проблема отчасти решена и ученые уже начали испытывать подобные двигатели. Когда они доведут свои исследования до конца, мы получим двигатель, который станет настоящим прорывом, и тогда в летать в космос станет намного дешевле. Даже не из-за экономии на том, что сгорит меньше топлива, а из-за того, что при той же тяге можно увезти на орбиту тонны дополнительного груза. Благодаря этому, вывод каждого килограмма будет намного дешевле.
Страхи говорят об обострении в социальной сфере и могут привести к массовой истерии
Человек социальное животное. Объединяясь и работая сообща мы може
Паразиты делают людей красивыми, но для чего?
Совсем недавно на нашем сайте вышла статья про паразитов, которые живут внутри 50% населения Земли.
Кажется, в будущем возможности медицины будут безграничными
Если у человека останавливается сердце, его еще можно спасти путем введения адреналина или ис
Летучие мыши ночницы могут притворяться осами и шершнями
Летучих мышей чаще всего люди воспринимают как кровожадных в прямом смысле этого слова ночных монстров, которые
Побережье Антарктиды недалеко от места расположения озера Снежный орел
В ходе недавней научной работы ученые рассматривали Антарктический ледяной щит при п
Где смотреть на лунное затмение 16 мая 2020 года? Давайте разбираться
Благодаря солнечным и лунным затмениям, а также многим другим
Ученые математическими методами выяснили, через сколько лет может состояться контакт с инопланетянами
По расчетам астрономов, во Вселенной сущес
Китай хочет создать на Луне систему спутниковой связи и навигации, но для чего?
Недавно, 24 апреля 2022 года, в Китае прошел национальн
Отправка спутников в космос стоит очень дорого, но есть фантастические альтернативы
Сегодня, чтобы отправить спутник или другой груз в космос, комп
Ученые заговорили б очередном опасном астероиде. Что о нем известно?
Аэрокосмическое агентство NASA старается следить за всеми ас
Фотомодель Лорен Вассер с бионическими протезами ног
Если верить данным из открытых источников, каждый год в мире производится окол
Технологии, о которых раньше мы и мечтать не могли, уже существуют
На картинах XIX века и старых научно-фантастических романах есть много описаний м
Плотина Янцюй будет построена на Тибетском нагорье
Обычно строительство сложных сооружений вроде гидроэлектростанций занимает не менее пяти лет. В качестве
Отправка спутников в космос стоит очень дорого, но есть фантастические альтернативы
Сегодня, чтобы отправить спутник или другой груз в космос, комп
Чип под кожей человека можно заметить наощупь или на рентгеновском снимке
Компания Neuralink, которая была основана Илоном Маском в 2016 году, уже суме
Пусковая установка SpinLaunch
В 1960-е годы США и Канада запустили Проект высотных исследований, в рамках которого разрабатывали методы вы
Разработчики новой батареи хвастаются ее минимальным размером
Сегодня, когда в мире существует огромное количество заболеваний, врачам нужно постоянно
Такая электростанция просто поражает воображение.
Выработка электричества — одна из самых важных задач в последнее время. Смартфоны, домашняя техника, портативный электротранспорт, электромобили и другие потребители требуют постоянного роста
Вулкан Крабла в Исландии
Вулкан Крабла является одним из самых красивых природных чудес Исландии. Его высота равна 800 метрам, а в кратере находится озеро с бирюзовой водой, клубами дыма и сернистыми пузырями. В 2024 году у
Разработан новый способ зарядки носимых устройств. Остается надеяться, что он рабочий
По данным исследовательской компании Gartner, в 2017 году в мире было продано 140 миллионов носимых устройств. В своем отчете специалисты орга
Заметили, что атомные станции всегда фотографируют в ясную погоду. Наверное, чтобы она не выглядела такой устрашающей.
Несколько дней назад президент Белоруссии Александр Лукашенко поучаствовал в церемонии торжественного