Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Традиционализм против современного мира

Традиционализм это некое осмысление традиции, которая понимается не как социальное культурное образование в традиционных обществах, где люди передают друг другу определенные навыки: традиционализм вырастает в обстановке антимодернизма как ответ на плюралистичность религий, которые, по мнению традиционалистов, необходимо согласовать друг с другом, а также как некое эзотерическое направление.Рене Генон: основоположник традиционализмаОснователем традиционализма является Рене Генон (1886-1951), который был известен своими многочисленными трудами, такими как Человек и его становление согласно Веданте, Восток и Запад, Символика креста и другими. Кроме того, он выпускал журнал Традиционалистские исследования, в котором также активно публиковался. У него был строгий математический склад ума, но при этом он очень увлекался эзотерикой: он жил в эпоху конца XIX начала XX веков, которая характеризовалась не только расцветом культуры, литературы и живописи, но и расцветом оккультизма. Рене Генон примыкал, в частности, к различным магическим орденам, увлекался мартинизмом, но со временем разочаровался во всех этих учениях, причем особенно он ополчился на теософию и спиритизм, написав против них две масштабные работы.Еще до Первой мировой войны Генон принял ислам. Это было связано с тем, что он разочаровался в современном ему христианстве, которое, по его мнению, утратило все традиционные черты, отказавшись от своей богатой символики и увлекшись политикой, а ислам, с его точки зрения, все еще сохранял этот древний традиционалистский подтекст. Принятие ислама мало что изменило в его жизни, однако после смерти первой супруги Генон отправился в Каир для исследований, и последние двадцать лет своей жизни он провел в Египте.Идеи Рене Генона в чем-то перекликаются с теософскими идеями в частности, в их увлеченности Востоком, особенно индийским Востоком. Генон говорит о том, что можно выделить несколько уровней бытия: универсальный уровень, который делится на абсолютный непроявленный и принцип проявленности, и индивидуальный уровень. Самый важный это абсолютный непроявленный принцип, то есть бесконечность, которая напоминает Эйн Соф или Брахман из Упанишад. Из этого универсального принципа постепенно вырастает принцип проявленности, который он называет Атманом. Атман не имеет отношения к индивиду: он надындивидуален. Сам по себе он не проявлен, но при этом образует тот принцип, по которому вещи могут проявляться. Проявление осуществляется на индивидуальном, то есть на третьем уровне: оно уже связано с некими изменчивыми, случайными чертами.Что такое традиция?Рене Генон отстаивает идею традиции как некой суммы сакральных сверхъестественных знаний. По его мысли, традиция имеет сверхъестественный источник: такую традицию он называет примордиальной, первичной. Ядро этой традиции метафизика, которую он видит в различных странах: так, метафизикой в Китае он считает даосизм, в исламе суфизм, в индуизме веданту, особенно Адвайта-веданту. Комплекс сакральных знаний транслируется из сверхъестественного источника на человеческих носителях, и в различных центрах, в том числе в гиперборейском центре, в древнеарктическом центре Туле, в Атлантиде, люди улавливали эти потоки знаний и оформляли их в виде тех или иных институтов. Таким образом складывались различные сакральные науки сакральная медицина, сакральная магия, сакральная алхимия, астрология и т.п. С другой стороны, эти сакральные науки находили свое проявление в различных ремеслах: кузнецы, ювелиры и другие ремесленники в своем прикладном практическом творчестве реализовывали те же самые знания. Это и была традиционная эпоха.Но со временем эта эпоха превращается в нетрадиционную. По мнению Рене Генона, это происходит уже начиная примерно с XIV века, когда Европу начинают накрывать псевдоценности гуманизма и терпимости, которые постепенно превращают западные страны в нечто псевдотрадиционное, а потом и антитрадиционное. Иными словами, Запад в своем развитии противопоставляет себя всему остальному миру, особенно Востоку, и в результате человечество начинает деградировать.Таким образом, традиционалисты это заядлые пессимисты, которые считают, что мир катится в тартарары, и современная философия, современная культура, современная наука, современные общественные институты все это представляет собой совершеннейшее извращение. Это связано с переходом Запада не просто к псевдотрадициям (то есть оккультизму различных мастей, включая теософию и спиритизм), но к антитрадиции. Традиция постепенно вытесняется, уходит из тайных центров даже из Агартхи, одного из последних очагов сопротивления антитрадиционным силам, которые поддерживаются некими инфернальными влияниями.Как бороться с засильем зла в западном мире?По мнению Рене Генона, космическое яйцо (то есть наш мир) раньше было открыто влиянию сверху, а снизу было полностью твердым. Но со временем оно все больше твердеет сверху, и влияние божественного источника постепенно иссякает, а снизу яйцо открывается, и некие инфернальные интенции начинают все больше и больше захватывать человечество. Именно с этим и связаны наблюдаемые извращения в культуре и в отношениях между людьми: с одной стороны, в них виноваты люди, но с другой стороны, это просто такое время, кали-юга1. В каком-то смысле это космические процессы, в которых в никто не виноват, но тем не менее, можно сформировать определенную элитную группу, очаг сопротивления, который будет преодолевать этот поток нисходящей лжи, но для этого необходимо тонко чувствовать символику.Рене Генон уделял этому очень много внимания. Его работы исключительно богаты упоминаниями всевозможных перекличек между различными религиями индуизмом, христианством, исламом, даосизмом... Он прослеживает аналогии между ними в языке, в понятиях: это, пожалуй, и есть основной метод, который должен практиковать традиционалист. Помимо этого традиционалист в идеале должен также должен принадлежать к какой-то из оставшихся традиционных религий (кроме буддизма, который Генон не любил).Большое значение у Генона имеет противопоставление Запада и Востока. Восток для него это невероятная сокровищница духовных знаний. Восток вынесен за пределы времени, Восток не деградирует за исключением отдельных регионов, которые подражают западным настроениям. Более того, Запад всем хорошим обязан именно Востоку, и он должен учиться у него и дальше. Современное искажение традиций Западом связано с именно с тем, что он перестал учиться и стал плохим учеником, превратился в бунтующего подростка. Между тем мудрый, спокойный, величавый Восток еще может успокоить этого подростка-сорванца, научить его созерцательной мудрости и строгому, ясному мышлению. В отличие от многих людей, которые считали, что Запад связан с рациональностью, а Восток с мистикой, Генон утверждает прямо противоположное: на Востоке существует четкая рациональность и логичность, а Запад утопает в сентиментальности, и нужно менять эту ситуацию.Современное состояние традиционализмаУ Генона было множество последователей: среди них можно назвать, например, Юлиуса Эволу, Александра Дугина, Гейдара Джемаля. Традиционализм продолжает существовать, поскольку многие люди недовольны современным положением вещей и хотели бы в нем что-то изменить. Чаще всего они не знают, что именно и как следует менять, но традиционализм предлагает им для этого ясные методы.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 24.12.2021 20:12:27
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru