Уничтоживший динозавров астероид вызвал двухлетнюю ядерную зиму

Астероид, уничтоживший динозавров, вызвал «ядерную зиму», которая длилась два года

Как известно, динозавров погубил астероид из космоса. Его столкновение с Землей около 65-66 миллионов лет назад стало настоящей катастрофой. После удара по всей планете пронеслось цунами высотой в полтора километра со скоростью реактивного самолета. Затем Землю охватили лесные пожары. Однако этим все не закончилось. Сажа и дым заволокли небо и стали практически полностью поглощать Солнечные лучи. В результате планета погрузилась во тьму на два года, что оказалось для жизни на Земле еще более губительным, чем само столкновение с метеоритом. Отсутствие солнечной энергии привело к массовому вымиранию тех живых существ, которые выжили в результате удара из космоса. Причем, даже спустя два года, когда солнечный свет вернулся на Землю, его интенсивность в течение десятилетий оставалась достаточно низкой.

Как астероид, уничтоживший динозавров, изменил жизнь на планете

Меловой период начался 145 миллионов лет назад и закончится 66 миллионов лет назад, а точнее его оборвал взрыв, вызванный метеоритом, налетевшим на Землю со скоростью 43000 км/ч. Диаметр этого небесного тела составлял около 12 километров. След от столкновения с метеоритом сохранился до наших дней. Он известен как кратер Чиксулуб, который находится в Мексиканском заливе поблизости от полуострова Юкатан. Его диаметр составляет 150 км.

Как утверждают эксперты, в результате удара и последующего взрыва было уничтожено 75% жизни на Земле. В частности, вымерли все нептичьи динозавры. Повезло лишь одной ветви генеалогического древа этих животных, от которых пошли современные птицы. Совсем недавно я рассказывал, что птицы являются потомками тероподов. Найденное в 2000 году яйцо с отлично сохранившимся эмбрионом в очередной раз подтвердило это предположение.

Кратер Чиксулуб, оставшийся после падения метеорита, уничтожившего динозавров

После удара метеорита о Землю, в воздух поднялись облака из серной кислоты и пыли горных пород. Они затмили солнечный свет и понизили температуру на планете. Это спровоцировало кислотные дожди и массовые лесные пожары. Поднимающийся дым и сажа от них усугубили ситуацию. В результате из-за полной тьмы фотосинтез на земле был невозможен. Согласно исследованию, представленному на днях на ежегодном собрании AGU, недостаток солнечного света на Земле ощущался еще в течение нескольких десятилетий.

«Сейчас популярно мнение о том, что массовые лесные пожары стали основным источником мелкой сажи, которая поднялась в верхние слои атмосферы» говорит сказал Питер Рупнарин, сотрудник Калифорнийской академии наук.

Впервые ученые предположили, что астероид мог вызвать ядерную зиму, в 80-х годах прошлого столетия. Согласно этой гипотезе, тьма и похолодание вызвали массовое вымирание в конце мелового периода. Однако только сейчас удалось смоделировать ситуацию и выяснить как тьма изменила жизнь на планете.

Как Земля пережила ядерную зиму в конце мелового периода

Ученые использовали данные, полученные в результате исследования окаменелостей, и на их основе произвели моделирование. Цель состояла в том, чтобы выяснить сколько времени на Земле была темнота. Кроме длительности периода тьмы ученые также смогли узнать, как быстро она наступила. Как показало моделирование, своего максимума она достигла за несколько недель, о чем сообщает издание Live Science.

«Ядерная зима», вызванная падением метеорита, привела к гибели 81% жизни

Согласно исследованию, экосистемы способны восстановиться, если период темноты сохранятся до 150 дней. Спустя 200 дней наступает «точка невозврата», когда некоторые виды начинают вымирать. В моделях, где темнота длилась до 700 дней, уровень вымирания достигал 81%. Как я сказал выше, исследование показало, что Земля пребывала в состоянии тьмы около двух лет. Правда, на разных участках Земли условия варьировались в силу колебаний температуры и атмосферных потоков. Но, в любом случае, на планете вымерла почти вся флора и фауна.

После длительной тьмы экосистема способна восстановиться, однако с новым составом флоры и фауны, что и произошло в конечном итоге. По истечению двух лет темноты, потребовалось порядка 40 лет, чтобы условия в экосистеме начали восстанавливаться с теми видами, которые выжили после катастрофы.

Еще больше увлекательных материалов из мира науки мы подготовили для вас на нашем Яндекс.Дзен-канале

Но не стоит думать, что, если бы не астероид, мы бы сейчас могли наблюдать динозавров воочию, к примеру, в зоопарках. Эти животные начали вымирать задолго до космической катастрофы, так как не могли приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям. Очевидно, что они вымерли бы сами по себе как, к примеру, мамонты.

Опубликовано: 24.12.2021 16:16:43