Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Экспрессионизм в кино

Какое направлении стало первым в авторском кинематографе? Почему нацисты объявили экспрессионизм дегенеративным искусством? Как на появление экспрессионистского кинематографа повлияло поражение Германии в Первой мировой войне? Что такое каммершпиль? Рассказывает культуролог Ян Левченко.Экспрессионизм стал первым полноценным направлением в авторском кинематографе, превратил кинематограф в искусство. До экспрессионизма были попытки так называемого художественных фильмовили фильмов искусства, films dart. Так называлась серия фильмов, которые выпускались в 1900-е годы во Франции, они представляли собой снятую на камеру, разыгранную в павильоне пьесу. То есть речь идет о подчеркнуто театральном использовании кинематографа.Экспрессионисты пошли по совершенно другому пути. Не случайно нацисты в 30-е годы объявили экспрессионистское искусство как изобразительное, так и кинематограф дегенеративным. Если нацисты и подобные им ребята объявляют что-то дегенеративным, значит, это по определению заслуживает внимания. Экспрессионизм это искусство нервное, призрачное, бегущее дефиниций, во многом радикальное, делающее ставку на думающего зрителя. Экспрессионизм (названия происходит от латинского expressio выражение, выражать) берет свое начало в изобразительном искусстве. Но нужно оговориться, что экспрессионизм - это попытка того, что по-немецки называется Gesamtkunstwerk, то есть тотального произведение искусства, которое проявляет себя в разных видах искусства. Может быть экспрессионистский кинематограф, изобразительное искусство, литература - например, роман Альфреда Дёблина Берлин, Александерплац.Основные признаки экспрессионистского кинематографа принципиально новое использование камеры, таких приемов, которые до этого не было, исключительно визуальный подход к созданию кино. Это павильонные съемки принципиальное закупоривание действия в небольшую комнату, которая декорирована таким образом, чтобы вызвать болезненные, искаженные, сдвинутые представления о происходящем. Экспрессионизм напрямую связан с опытом Первой мировой войны. Первые фильмы экспрессионизма (в частности, Пражский студент, 1913) были сняты до ее начала, но главный экспрессионистский шедевр, с которого по-настоящему начинается это направление, Кабинет доктора Калигари Роберта Вине (1920). Болезненная образность, травматическая саморефлексия, создание на экране образа демонического доктора Калигари, который управляет сомнамбулой, делает из человека послушную игрушку это болезненный, травматичный отблеск поражения Германии в Первой мировой войне. И одновременно попытка отрефлексировать, как это поражение вообще произошло что случилось с немцами, какие амбиции ими руководили и их погубили.То же настроение определяет еще один экспрессионистский шедевр - Носферату, симфония ужаса, снятый Фридрихом Вильгельм Мурнау в 1922 году. Мурнау, еще одна ключевая фигура экспрессионизма, за свою короткую жизнь прошел впечатляющий путь от экспрессионистской эстетики к эстетике голливудской: в конце 20-х годов он уехал работать в Америку. В Носферату, симфония ужаса вампир Орлок тоже собирательный образ, в котором, с одной стороны, отражаются страхи, амбиции, притязания немцев. С другой стороны, это выражение их потребности в так называемой сильной руке, в том, кто будет ими руководить, гипнотизировать, вводить в состояние ужаса, готовое обернуться стокгольмским синдромом. Это выражение часто повторяющегося в истории стремления перенести ответственность на кого-то другого. Вот к чему, по мнению экспрессионистов, стремится Германия после Первой мировой войны, об этом они предупреждают. С помощью не вполне визуально доступного кинематографического языка, сложно устроенной аллегорической эстетики они стремятся рассказывать о травмах нации, о проблемах, которыми охвачено коллективное бессознательное немца.Экспрессионизм достиг высшей стадии своего развития в творчестве Фрица Ланга, автора самых дорогих постановок в истории немецкого кино. На съемки Метрополиса (1927) были потрачены громадные деньги - фильм не то чтобы провалился в прокате, он в принципе не мог окупиться. Это был такой демонстративный жест со стороны компании UFA, Universum Film AG, которая стала одной из самых могущественных кинокомпаний довоенного периода. Метрополису предшествовали Нибелунги (1924), тоже эпический фильм, сага о великом прошлом немецкого народа, которая навевает зрителю золотой сон о могуществе Германии. Это уже следующая страница экспрессионизма, который использует ту же визуальную эстетику, но ставит ее на службу принципиально другой идеологии, заигрывает с большими историями, в которых необходимо отыскать возможности для славы в общем, с довольно опасными вещами.Чтобы уравновесить эту тенденцию к глорификации экспрессионизма, превращению его в сверкающую заламинированную гравюру из прошлого, или, например, из антиутопической реальности, как в Метрополисе, немецкие кинематографисты обращаются к каммершпиль, к камерной драме. В первую очередь это театральное направление, к которому относился, например, Макс Рейнхардт. Кинематографический вариант каммершпиль снятые на камеру истории простых людей. Начало камерной драмы положил фильм Карла Грюне Улица (1923), проблематика которого будет органично продолжена в картине Георга Вильгельма Пабста Безрадостный переулок (1925). Уже в самих названиях фильмов заключена склонность к тому, чтобы показывать проблемы маленьких людей, населяющих небольшие тупиковые улицы больших городов, людей, которые пользуются черным ходом, которые выползают из одной проблемы, чтобы угодить в следующую. Это безрадостная жизнь, наблюдать за которой, с одной стороны, означает привлекать внимание зрителя к социальным язвам, а с другой, упражняться в искусстве рассказа. Экспрессионизм отличает тяготение к фантастическим, аллегорическим историям, в то время как каммершпиль - это репортажная эстетика и стремление рассказать о маленьком человеке так, как обычно это делают газеты, относящиеся к левому политическому спектру.Ключевой памятник каммершпиль, вершина развития этого стиля Последний человек Мурнау (1924), фильм, удивительным образом снятый без единого титра. Экспрессионизм пережил свой расцвет до появления звука в кино и поэтому ему были нужны интертитры с комментариями или с репликами персонажей. Мурнау поставил перед собой задачу обойтись без титров и ему это с блеском удалось. Этот фильм с чисто визуальной точки зрения оказался способен донести смыслы до зрителя, который переживал глубокую идентификацию с героем. Последний человек история метрдотеля, уволенного из крупной гостиницы и переживающего свою ненужность. Это история маленького человека, прозрачно апеллирующая к повести Гоголя Шинель, но перенесенная на материал немецкой повседневности. Я хотел бы подчеркнуть, что каммершпиль - это кинематограф интенсивной детали. Часто говорят об авангарде как о кинематографе, построенном на детали, но авангард - кинематограф гипербол, который берет деталь и заставляет ее заполнять собой все пространство. Каммершпиль не меняет масштабы вещей, но задерживает на них внимание зрителя. Каммершпиль глубокоефеноменологическое кино, которое органично дополняет экспрессионистскую эстетику в немецком кинематографе.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 21.12.2021 14:13:13
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru