О том, можно ли превратить ртуть в золото и как алхимия повлияла на
современную психологию, рассказывает историк Сергей
ПахомовЭтимология слова алхимия в точности не известна: если аль
это арабский артикль , то корень химия может быть связан либо с
самоназванием Египта Кем (Черная земля), либо с греческим хюма или
хюмос, то есть сок, сплав, литье. Алхимия и химия на протяжении
долгого времени представляли собой единое целое, как астрология и
астрономия, но со временем произошло их размежевание.История
алхимииАлхимия появляется в эпоху поздней античности в Александрии,
которая тогда была научным, интеллектуальным центром. Алхимия
объединяла, с одной стороны, различные технохимические операции, а
с другой всевозможные верования, легенды, философские системы,
которые набирались и из греческой философии, и из иудаизма, и из
зороастризма, и из христианства: среди авторов ранних алхимических
трактатов можно встретить, например, ветхозаветных пророков,
Гермеса Трисмегиста, различных персидских магов или даже Иисуса
Христа.Основателем алхимии считается Зосима из Панополиса, живший в
IV веке н.э. и создавший Химический свод из 28 томов, в которых он
описывает различные стадии химических процессов. Он выделяет четыре
таких стадии (тетрасомата), отличая их по цветам: белый, желтый,
черный, красный. Скорее всего, он же ввел идею медиатора, который
позволяет превращать неблагородные металлы в благородные: главная
движущая сила алхимии состояла в создании искусственного золота и
искусственного серебра.Основная тема алхимии это трансмутация, то
есть преобразование низших веществ в высшие. Предполагалось, что
семи планетам соответствует семь металлов, расположенных в
определенной иерархии: самое высшее золото, далее следует серебро,
олово и т.п., в зависимости от связи металлов с планетами. Алхимики
считали, что эти металлы в своем естественном состоянии
эволюционируют до золота: поскольку природа живая и стремится к
совершенству, то и металлы тоже стремятся к совершенству, но в
обычных условиях на это у них уходят миллионы лет. Алхимик же в
своей лаборатории моделирует те процессы, которые происходят в
природе естественным путем, иными словами выступает в роли творца.
Неслучайно алхимик Джабир ибн Хайян, который в Европе был известен
как Гебер, использует понятие двух творений: первое это бог,
который творит мир, а второе это алхимик, который творит в своей
лаборатории.Поначалу алхимики занимались процессами превращения
веществ в золото, но впоследствии, прежде всего в арабских странах,
укрепляется понимание о некоем посреднике, который позволяет
ускорить процесс превращения веществ в золотые: в дальнейшем в
Европе такой посредник получил название философского камня.Алхимики
опирались на теории Аристотеля, согласно которым существует четыре
первостихии: земля, вода, огонь и воздух. Между ними распределены
четыре качества: горячее, холодное, влажное, сухое, то есть каждое
из веществ обладает двумя из этих качеств. Кроме того, существует
еще первоматерия, или квинта эссенция пятая сущность, которая
представляет собой очищенную от всех качеств субстанцию. По мнению
Аристотеля и тех, кто опирался на его идеи, эти элементы
естественным образом могут переходить друг в друга.Со временем в
арабских странах сформировалась так называемая ртутно-серная
теория, которая еще больше усложнила и без того непростую
алхимическую теорию. Здесь имеются в виду не физические вещества, а
философская ртуть и философская сера. Они соотносятся друг с другом
как мужское и женское начало: сера связана с горючестью, а ртуть
связана с металличностью; в сере находятся огонь и земля, а в ртути
вода и воздух. Таким образом, все первоэлементы с точки зрения
алхимии сводятся к двум элементам, ртути и сере. Соответственно,
металлы отличаются друг от друга соотношениями ртути и серы, и
алхимик может их превращать друг в друга.Как найти философский
камень?Классическое оформление алхимия получает в Средние века в
Европе, и тогда же укрепляется понятие философского камня. Что
представляет собой философский камень? Это не камень в обычном
смысле слова: чаще всего он описывается как некий порошок, твердый
и плотный, который не горит при очень высоких температурах и
обладает сильными трансмутационными свойствами. Если крупицу такого
порошка добавить в миллион крупиц расплавленной ртути, то вся эта
ртуть превратится в золото.Но с точки зрения алхимиков философский
камень обладал иболее важными свойствами: он предотвращал развитие
болезней, возвращал молодость, улучшал память и интеллект, духовные
качества человека. Таким образом, философский камень воздействовал
на все стороны человеческой жизни. Разумеется, алхимики изо всех
сил стремились получить такой порошок.Сам процесс получения
философского камня и его применения называлявеликоеделание, opus
magnum. Великое делание проходилов лаборатории в течение
длительного времени. Это был долгий, затратный, энергоемкий
процесс: человек должен был полностью посвятить себя этому занятию.
Начало работы обычно совпадало с началом астрологического года, то
есть днем весеннего равноденствия. Существовало три стадии
алхимического процесса: нигредо, альбедо и рубедо, то есть
чернение, беление и краснение по цветам, которые получало вещество
в результате определенных алхимических операций.Беление, например,
означало, что такой продукт может превращать любые сплавы в
серебро; если же идти дальше, то на стадии рубедо получался
собственно философский камень, который мог превращать все остальное
в золото. Разумеется, особенности процедуры хранились в тайне,
поскольку ставки были слишком высоки, и алхимики делали все
возможное, чтобы не дать обывателю познакомиться c ними: именно
поэтому в алхимии столько криптограмм и тайных символов.Можно ли
создать искусственное золото?С учетом того, какими в те времена
были представления о химии и какие способы определения состава
веществ были доступны, довольно сложно сказать, действительно ли у
алхимиков получалось золото: скорее всего, в подавляющем
большинстве случаев под полученным золотом понимали амальгамы, то
есть сплавы золота с другими металлами. Разумеется, существовали
легенды об успешных алхимиках, которые в конечном счете получали
настоящий философский камень. Очень часто встречается сюжет о
скептически настроенном ученом, который не признает алхимию, но
меняет свое отношение к ней после того, как к нему приходит
незнакомец с крупицей некоего вещества: проведя соответствующие
опыты и убедившись в том, что это вещество в самом деле может
превращать расплав в золото, такой ученый становится верным адептом
алхимии и распространяет это знание дальше.Периодическая таблица
Менделеева показывает, что в переходы элементов друг в друга
возможны, но для этого следует приложить очень большие усилия. В
40-е годы XX века был произведен эксперимент по добыче золота:
группа американских ученых бомбардировала нейтронами изотопы ртути.
До поры до времени из этих изотопов ртути получались неустойчивые
сочетания золота, которые по истечении нескольких часов снова
превращались в ртуть, но однажды им удалось получить изотоп золота
197, который оказался устойчивым. Таким образом, золото
действительно было получено, и после этого на бирже поднялась
настоящая паника, но ученые указали на то, что это слишком
дорогостоящая процедура, и добывать золото таким образом нет
смысла: из 100 мг ртути было получено около 30 мкг золота. Сейчас
это золото хранится в чикагском Музее науки и
промышленности.Наследие алхимии в современном миреАлхимия подарила
нам очень много полезных в народном хозяйстве веществ. В своей
погоне за золотом алхимики открыли, например, азотную кислоту,
цинк, фосфор, серную кислоту, барий, глауберову соль и множество
других соединений а баня-пароварка, которая использовалась в
герметических процедурах, до сих пор встречается на кухнях.Кроме
того, алхимия пригодилась в понимании психологического состояния
человека. Карл Густав Юнг изучал различные эзотерические
дисциплины, включая алхимию, и с помощью алхимии объяснял те
процессы, которые происходят в человеческой душе, стремящейся к
самопознанию, к самости. Соединение в алхимическом тигле
сознательной и бессознательной частей психики, по его мнению, это
все равно что соединение мужского и женского начал, которое
способствует появлению философского камня: в конечном счете это
приводило, как он полагал, к душевному оздоровлению, к
просветленному состоянию индивида. Таким образом, Юнг использовал
алхимию как язык описания наших психологических процессов.Так что
даже если алхимики и не одарили мир искусственным золотом, они тем
не менее произвели очень много интересных, ярких метафор и
символов, которые обогатили мировую культуру, литературу, живопись
и понимание того, как устроена человеческая душа.