Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Чернышевский в юбке как Айн Рэнд стала рупором постсоветских миллениалов

Роман Айн Рэнд Атлант расправил плечи давно история литературы. Он написан в 1957 году, в эпоху холодной войны, до глобализации и интернета. Да и написан плохо. Однако почему-то невероятно популярен в современной России, причемкак актуальная литература, мотивирующая книга, которую перечитывают в минуты отчаяния и сомнений. В рамках курса Русский политический роман политолог Борис Прокудин разбирается, почему старый американский роман так востребован в постсоветской России.Парадоксальным образом помочь ответить на эти вопросы может автор главного русского бестселлера XIX века Николай Чернышевский, потому что история романа Айн Рэнд Атлант расправил плечи во многих отношениях повторяет историю романа Чернышевского Что делать?. Кажется абсурдом писать имена социалиста и страстной ненавистницы социализма в одну строку, однако сходство их текстов поразительно.Главная заслуга Рэнд в современной России та же. После крушения Советского Союза и идей построения социализма у юных русских капиталистов, как прежде у разночинцев, не было развитого самосознания, только представление, что доллары это хорошо, а совок плохо. У Рэнд они нашли доктрину, жизненную стратегию капиталиста на тысяче вдохновляющих страниц. И русский атлант стал расправлять плечи.Рэнд освобождает нас от русской культурыНо это не самое главное. Философия объективизма (вариант упрощенного ницшеанства), которую придумала Айн Рэнд, освобождала от диктата этикоцентричной русской культуры. Ведь и русская философия и литература XIX века, и советская культура высоких идеалов породили нацию плохо приспособленных к капитализму людей.Диктат русской культуры чувствуется, когда руководитель не может уволить плохого работника, чтобы перед глазами не встала фигураАкакия Акакиевича из Шинели. Или когда студент не может цивилизованно конкурировать с себе подобными, чтобы в голове не замелькали кадры какого-нибудь советского фильма о том, что сам умирай, а товарища выручай и если ты на экзамене не поделишься с соседом шпаргалкой, то дрянь ты и крыса, а не человек.От этих культурных норм нас освобождает Рэнд. Отбросьте братство и коллективизм, как бы говорит она. Отбросьте милосердие и альтруизм. Отбросьте Толстого и Достоевского. Русская культура не приведет к счастью и процветанию, она продуцирует страдание и тоталитарные режимы.Рэнд дает молодым русским людям программу жизни и позитивный проект будущего в условиях капиталистического хозяйствования, который не могли дать им религиозно-народнические классики, советские родители и кремлевские идеологи. Рэнд так популярна потому, что она абсолютно понятна и говорит о пути достижения счастья здесь, на земле: Мир, которого ты так желаешь, может быть завоеван, он существует, он реален, он возможен, он твой. Но для того, чтобы его завоевать, требуется полная концентрация, полный разрыв с миром твоего прошлогоПарадоксальным образом мировоззрение Чернышевского и Рэнд воздвигнуто на едином фундаменте разума и эгоизма. Только понимают они его по-разному.
Разумный эгоизм социалистаВ основе теории разумного эгоизма Чернышевского лежит посылка, что человек так устроен, что любит приятное и не любит неприятное. Это похоже на эволюционное объяснение альтруизма: мол, человек настолько развит, что может не только совершать максимально сложные действия, но и максимально откладывать вознаграждение. Люди, безусловно, стремятся к простым удовольствиям пирожному или сигарете, но порой бывают такими гедонистами, что могут отказаться от всего земного, полжизни строить космический корабль, лететь через черный вакуум и терпеть перегрузки, чтобы получить изощренное удовольствие пройтись по поверхности Луны. Отложенные удовольствия могут быть ошибочно приняты за возвышенные деяния, но Чернышевский объяснял: не нужно придумывать человеку никаких возвышенных мотиваций, все это игра эгоизма, и эгоизм единственное побуждение, управляющее действиями человека.Но есть, с его точки зрения, два типа эгоистов: неразумные и разумные. Чернышевский был убежден, что большинство его современников неразумные эгоисты. Они стремятся достигать удовольствие за счет других: накапливают богатство, обкрадывая бедных; рвутся к власти, унижая слабых; борются за счастье, делая несчастными окружающих. Неразумные эгоисты поступают так скверно потому, что не осознают своих истинных интересов.Разумные же новые люди понимают, что выиграет тот, кто делает что-то для других. Ведь одобряемым в обществе считается то действие, которое отвечает интересам,то есть эгоизму,большинства.Дорожку от снега расчистил молодец, умер за Родину герой. Разумность эгоиста, по сути, состоит в умении получать от этого удовольствие.И Чернышевский считал, что все люди когда-нибудь поймут, чт им по-настоящему приятно. Осознют свои истинные интересы. Ведь это тоже часть эволюционного процесса.Когда общество будет построено без суеверий, эксплуатации, войн, нищеты и других пережитков прошлого, все станут разумными эгоистами, имы войдем в технократический рай, контуры которого Чернышевский описал в знаменитом четвертом сне Веры Павловны.Разумный эгоизм капиталистаАйн Рэнд всем сердцем ненавидела словосочетание интересы большинства. Она считала коллективизм главным самообманом человечества. Для Рэнд существуют только индивидуальные интересы. Героиня Атланта под конец романа коротко формулирует свое моральное кредо: Клянусь жизнью, что не буду жить для кого-то другого и не попрошу кого-то другого жить для меня. Может показаться, что в этой фразе мы видим возвращение к неразумному эгоизму, о котором писал Чернышевский, к пещерному индивидуализму человека, не сознающего своих истинных интересов. Но это не так.Рэнд совсем иначе понимает истинные интересы человека в ницшеанском ключе. Сама Рэнд в интервью не раз отрицала влияние на нее Фридриха Ницше, но критические выпады в сторону христианства, которые звучат в программной радиопроповеди Джона Голта, заставляют в этом сомневаться. Христос говорил вам: "Любите ближних", а я говорю: любите себя, проповедует Голт. Христос говорил вам: "Жертвуйте собой ради других", а я говорю вам: не жертвуйте.Ницше в работе Антихрист писал, что христианское милосердие это декаданс. Милосердие, поддержка слабых не дают развиваться сильным. Ницше был последовательным, он призывал: Что падает, то нужно еще и толкнуть (Так говорил Заратустра). Чтение речи Голта оставляет странное чувство недосказанности, как будто в своих атаках на христианство Рэнд не доходит до конца, как будто на кончике ее рапиры припаян медный шарик. Читатель ждет, что фраза Христос говорил вам: "Жертвуйте собой ради других" закончится логичным противопоставлением: А я говорю: жертвуйте другими ради себя. Но Голт осекается. Почему? Ведь если ты отстаиваешь право жить не ради других, а ради собственного счастья, то ты отстаиваешь право жить за счет других.Но весь пафос романа Атлант расправил плечи в том, что эгоизм честных предпринимателей является главным фактором развития общества. Капиталисты Рэнд это не праздные рантье или скудоумные порочные богачи, которых интересует только длина их яхты. Напротив, это герои индустриального общества: благодаря их ежедневному труду ездят поезда и работают заводы, благодаря им мир движется вперед.Мотивационное ницшеанство для героев трудаПолучается удивительный парадокс. На первый взгляд кажется, что, называя себя разумными эгоистами, Чернышевский и Рэнд понимали под разумностью противоположные вещи: Чернышевский способность получать удовольствие, удовлетворяя интересы большинства,Рэнд способность получать удовольствие от свободного создания реального продукта.Но и для Чернышевского, и для Рэнд идеальный человек герой труда. Чернышевский наградил бы этим орденом простого врача или шахтера, который работает, не щадя себя, ради людей, аРэнд капиталиста-инноватора, Стива Джобса или Дональда Трампа, который работает, не щадя себя, ради себяи в результате также ради людей.Рэнд потому так популярна в современной России, что она сделала из сумрачной философии Ницше бодрую мотивационную книгу. Мы любим Ницше за проповедь самосовершенствования: Человек есть нечто, что должно быть преодолено, говорил он. Ницше заставляет нас выпрямить спину и начать действовать, работать, достигать цели. Этим же сильна Айн Рэнд:она мотивирует к действию. Когда читаешь Атлант расправил плечи, хочется самому стать атлантом.Но если при этом возникает желание сохранить за собой право на милосердие, сострадание и сомнение, значит, в вас говорит русская культура.Смотреть курсРусский политический роман
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 15.04.2020 16:07:34
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Краткая история будущего

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru