Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

9 главных тезисов об анархизме

Анархизм в общественном сознании связан со множеством предубеждений. Его либо не воспринимают как серьезное политическое учение и ассоциируют с маргинальными группами, либо вспоминают только Бакунина и Кропоткина и считают, что все анархисты выступают за насилие. Почему анархизм не является идеологией, как он понимает равенство и что думает о развитии технологий, ПостНауке рассказала доктор философских наук Мария Рахманинова.Анархизм не идеологияЧасто даже анархистские авторы называют анархизм идеологией, хотя это не совсем верно. Идеологию вслед за ее теоретиками XX века стоит определять не просто как систему идей и убеждений, но как систему идей и убеждений, располагающую властными институтами и механизмами. Систему идей, которая принципиально выступает против власти, нельзя назвать идеологией.Это уточнение не должно мешать нам понимать тех авторов, которые используют слово идеология по инерции1. Но если не развести анархизм и идеологию в дальнейшем, мы рискуем каждый раз не замечать фундаментальное различие между анархизмом и другими политическими течениями его антиавторитарный компонент. Анархизм это некая оптика, система подходов ипрактик, политическое понимание мира и тип мышления, но не идеология.Анархизм не дает готовых ответовАнархизм предлагает общую логику действий и методологию, широкий набор инструментов, этических и политических принципов, которые можно комбинировать и применять по необходимости в разных контекстах и ситуациях.Не давая готовых ответов заранее, анархизм позволяет задавать широкий спектр вопросов,а на какие-то вопросы он отвечает, хотя и со многоточием в конце. Предполагается, что ответ каждый коллектив и сообщество допишет самостоятельно.Вариативность ответов порождает множество течений анархизма. Они возникают вокруг различных интерпретаций безвластия. Например, в сообществе рабочих может возникнуть анархо-синдикализм, который актуален как тактика и стратегия для коллектива. Если речь идет об аграрном сообществе или коммуне, которая создает что-то наподобие кибуца2, то можно говорить об анархо-коммунистических принципах.В городах присутствуют смешанные формы анархистских течений и методов. Их комбинация зависит от того, где работают конкретные люди, от их возраста, актуальных проблем и состояния их борьбы.Также в анархизме существуют общетеоретические расхождения. Например, платформизм3 утверждает, что анархизм не сможет организовать себя конструктивно без хотя бы временного центра. Многие видят в этом опасность авторитаризма, полагая, что при сохранении даже временной фигуры власти запустится механизм ее реализации.Современный анархизм существуетЗа рубежом интенсивно развивается анархистская философия. За последние 30 лет современные исследователи4опубликовали множество работ, в которых видна тесная междисциплинарная связь анархизма с различными сферами: архитектурой, урбанизмом, дизайном, географией и феноменологией.Советский опыт сделал проблематичным исследование многих вопросов анархизма. Научные работы запрещали или уничтожали. Задачей первых постсоветских анархистов стало восстановление традиции и переиздание ключевых текстов, поэтому первое постсоветское поколение анархистов это поколение историков5. Они возвращали в дискурс забытые имена и работы, застали участников гражданских восстаний и анархистов, которые были политическими заключенными.Главная проблема отечественного анархизма заключается в том, что он практически не встроен в международные процессы. Еще одна проблема слабое развитие анархистской философии. Среди анархистов мало теоретиков, а историки скептически относятся к философии. Поэтому у современной российской философии сильный исторический перекос.Анархизм выступает за равенство разногоЧасто тезис о том, что анархизм выступает за равенство для всех, неверно интерпретируют как всеобщее уравнивание. Это происходит из-за непонимания различий категорий равенства и тождества. Равные в этом случае означает находящиеся в равных условиях и имеющие равные возможности. Это понятие не подразумевает тождества между элементами. Взаимодействие выстраивается не по вертикальному принципу, где распоряжения поступают сверху, а по горизонтальному, где каждый имеет доступ к ресурсам сообщества и может влиять на принятие решений.Горизонталь предполагает, что все участники находятся в разных точках. Эти точки нетождественны уже потому, что это координаты по разным осям. У каждой точки свои характеристики, определенные конкретной ситуацией и ее личной уникальностью.Анархизм не призывает к насильственным методамИстория анархизма знает эпизоды насилия, однако их достаточно и в истории любого государства. Но, в отличие от государства, анархизм не сакрализует насилие, считая своей силой творение6.Нужно учитывать, что в контексте анархизма насилие часто было оборонительным. Например, это могли быть протестующие рабочие, которым не выплачивали зарплату и которых полиция разгоняла силовыми методами. Когда закон предсказуемо оказывался на стороне власти, люди сопротивлялись.В истории анархизма были и бомбисты как правило, социально обреченные и экономически незащищенные люди [1]. При этом акты насилия были направлены на уничтожение собственности и объектов роскоши, а не людей. В любой социалистической оптике роскошь возникает только тогда, когда был эксплуатирован чей-то труд, поэтому эти объекты уничтожали символически, а бомбы бросали по ночам или в безлюдных местах.Более того, насилие не было приоритетной тактикой анархистов. Большинство их идей связаны с социальным строительством и организацией справедливых экономических условий для всех7. Если речь не идет о партизанских отрядах и повстанческих армиях, то насилие если и случалось, то носило стихийный характер. Часто люди даже не умели пользоваться оружием.В анархизме существовало и не слишком типичное для него течение пацифистов. Наиболее известный и близкий к нам пример толстовство, идейное непротивление злу насилием. Здесь находит свое подтверждение и тезис о том, что анархизм часто спорит сам с собой и предлагает множество ответов на одни и те же вопросы.Анархизм строится на взаимодействииСуществует предубеждение, что анархизм это бегство от социальной, политической и экономической реальности в закрытый и эгоцентричный мир. В действительности даже анархо-индивидуалистические учения не подразумевают эскапизма и разрыва с социумом. Философ Макс Штирнер, развивавший это направление, предложил концепт союза эгоистов, которые взаимодействуют друг с другом. Это отличает анархо-индивидуализм, например, от неолиберализма, который ограничивает мир человека пределами зоны его потребления.Анархо-индивидуализм предполагает акцент на уникальности личности и том, что для нее значимо. Однако этот акцент существует внутри сообщества, построенного по принципу заботы, взаимного уважения и взаимопомощи. Личность трактуется как некая уникальная совокупность качеств и обстоятельств индивидуальной истории, которые сложились в уникальный текст. Этот подход позволяет анархизму обращаться к личности как к важной категории, а не просто как к случайному элементу статистики, как это происходит в марксизме. Анархистский взгляд позволяет видеть в обществе множество уникальных личностей, что только способствует развитию системы взаимопомощи и в целом улучшает состояние коллектива.Не все анархисты до сих пор принимают феминизмВ основном эта проблема характерна для постсоветского пространства, где о гендерных отношениях только учатся говорить. Это связано с неоконсервативным поворотом и с тем, что опыт феминизма был дискредитирован в советском историческом опыте. Особенно сильно это прочувствовали позднесоветские граждане, чья молодость пришлась на время перестройки, когда женщины восприняли образ западной потребительницы и захотели быть домохозяйками, а не работницами.Поэтому многие мужчины травматично реагируют на дискурс о женской эмансипации, не вполне понимая ее сути. Даже некоторые теоретики анархизма считают женское идентичностью, которую женщины присваивают, чтобы отличаться от мужчин и получать за это привилегии.На постсоветском пространстве это усугубляется представлением о женщине как об авторитарной матери, которое возникло в результате Второй мировой войны. Был создан образ ударницы труда, которая должна прокормить семью и стать надежной опорой для всех ее членов.Но есть и положительные тенденции: люди начинают привыкать к тому, что о проблемах феминизма говорят все чаще. Также общество обрабатывает зарубежный опыт, где дискуссия на подобные темы ведется намного дольше, и применяет его в своих реалияхв том числе в политических коллективах.Анархисты видят в технологиях не только пользу, но и угрозуАнархизм это атеистическое материалистическое учение, в котором технике всегда отводилось важное место. Если посмотреть на историю либертарной педагогики, можно увидеть, что она всегда была научно ориентирована, ее основу составлял научный консенсус эпохи и педагогического эксперимента.Однако взгляд анархизма на технический прогресс и технологии в целом не так прямолинеен, как у марксизма, который полагает, что развитие технологий поступательно и всегда сопровождается улучшением социальных, экономических и политических сфер жизни. Вторая мировая война и опыт тоталитарных диктатур прошлого века показали, что развитие технологий далеко не всегда означает прирост счастья человечества и достижение справедливости.Это то, что интуитивно предчувствовали анархисты разных периодов, напримерБакунин и Кропоткин. Они предлагали более взвешенный взгляд на технологии, который не связывает их с определенной исторической моделью. Они понимали технологии как вечно захваченные властью элементы, которые транслируют ее интересы и авторитарные желания. При этом многие анархисты полагали1, что технологии можно освободить из монополии капитала и государства и поставить на службу обществу и человеку. Сейчас, когда стал очевиден кризис окружающей среды, в этот список стали добавлять и природу. Эти проблемы стали катализаторами анархо-примитивистских учений, выступающих за отказ от технологий,а также исканий анархистской мысли в направлении высвобождения технологий из-под монополии государства и капитала.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 25.10.2021 14:13:23
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru