По данным ООН, женщины занимают должности глав государств и
правительств только в 21 стране. Из них 10 это главы государств и
13 главы правительств. Как женщины оказались отрезаны от принятия
важных политических решений, что сегодня мешает им занимать высокие
посты и почему недопредставленность женщин во власти это проблема,
которую нужно решать, ПостНауке рассказала Валерия Уткина.Зачем
говорить о женщинах в политике?Женщины составляют приблизительно
50% населения Земли, но часто исключаются из политической жизни и
не участвуют в принятии решений, которые напрямую влияют на их
жизнь. Расширение политического участия ключевой механизм
реализации ими своих прав. Более того, женщины являются агентами
изменений, они способны разрушать стереотипы и влиять на
эмпауэрмент (от англ. empowerment наделение силой) других
женщин.Исследования показывают, что более длительное участие женщин
в политической жизни повышает качество жизни всего общества и их
самих: больше женщин выходят на рынок труда, появляются меры
господдержки незащищенных групп населения и расширяются другие
социальные функции государства (например, доступ женщин к
общественным благам, таким как дороги и медицинские услуги,
упрощается).До недавнего времени женщины были недопредставлены не
только на уровне политических решений, но и в исследованиях
политического поведения. Это связано с тем, что ранее политическими
науками занимались в основном мужчины, которые делали исследования
о мужчинах и для мужчин.А в реальной политике женщины
недопредставлены на уровне принятия решений, потому что женщина
всегда подразумевалась как другой. Впрочем, и сейчас женщины
нередко исключены из процесса принятия политических и
государственных решений, поскольку в сохраняющемся патриархатном
порядке значительную роль играют неформальные, мужские практики,
такие как баня, охота и рыбалка.Женщины могут быть проводниками
перемен. Хотя в масштабе развития цивилизации вопрос о положении
женщин в политике тема относительно новая. Да, сегодня женщины
имеют право голоса во всех странах мира: первым государством,
предоставившим избирательное право женщинам, стала Новая Зеландия
(1893 г.), последним Саудовская Аравия (2015 г.). Сегодня мировое
сообщество обращает на этот аспект особое внимание: одним из
ключевых пунктов при составлении рейтингов гендерного равенства
является представленность женщин именно на уровне принятия
политических решений.Однако, когда эксперты говорят о женщинах во
власти, они учитывают главным образом публичных политиков и
представленность женщин в правительствах и парламентах. Иными
словами, подразумеваются лишь случаи, когда им разрешено
участвовать в предвыборных кампаниях, избираться и быть избранными.
Но если взглянуть на сферу публичного управления шире, можно
заметить, что большинство в бюрократическом аппарате составляют
именно женщины, которые занимаются рутинной, зачастую невидимой
бумажной работой. К примеру, в России женщин-бюрократов 70%.Таким
образом, рейтинги, показывающие низкую представленность женщин во
власти, требуют уточнения: важно учитывать не только число женщин в
публичном секторе, но и то, какие позиции они в нем занимают.
Именно поэтому, несмотря на численное превосходство женщин в
госаппарате, Россия занимает только 13пунктов из 100 во Всемирном
индексе женщин как лидеров государственного сектора (Worldwide
Index of Women as Public Sector Leaders), составляемом компанией
Ernst & Young.Подобная ситуация наблюдается во многих странах.
Численное преимущество женщин в госаппарате не приводит к решению
женского вопроса, и женщины по-прежнему подвергаются дискриминации.
Это связано с тем, что большинство из них занимают низшие ступени
во властной иерархии и не участвуют в создании программ и выработке
политики, тогда как руководящие позиции обычно занимают мужчины. В
литературе это обозначают термином гендерная пирамида. На первый
взгляд кажется, что работа в госорганах это социальный лифт,
позволяющий сделать в дальнейшем политическую карьеру, но далеко не
у всех женщин это получается. Случаи успешных женщин-политиков
единичны, и каждый из них рассматривается под микроскопом. Важно
отметить, что женщины, добившиеся высокого положения во власти,
редко прикладывают усилия для решения женского вопроса. Скорее
наоборот: они стараются мимикрировать под мужской тип лидерства и
не включаются в женскую повестку. Тогда как мужчина, делающий
карьеру в такой мужской сфере, как публичная политика, обладает
изначальным преимуществом уже в силу своей гендерной
принадлежности: из двух кандидатов, если это мужчина и женщина,
мужчину с более высокой степенью вероятности выберут на руководящий
пост. Женщина вынуждена работать в два раза интенсивнее.В России,
как и в других странах, женщины, делающие карьеру в сфере
госуправления, сталкиваются с невидимыми барьерами, прежде всего
стеклянным потолком, ограничениями, не связанными с квалификацией
или профессиональными качествами. Они застревают на низких,
неруководящих должностях, будучи лишены возможности подняться по
карьерной лестнице. В научной литературе существуют и другие
метафоры, описывающие гендерную сегрегацию в политической сфере:
стеклянные стены, стеклянный утес, стеклянный эскалатор.Экскурс в
историю: как это было у насВ Российской империи женщины получили
политические права по итогам революции 1905 года. Однако Манифест
об усовершенствовании государственного порядка не давал женщинам
права на получение должности в системе исполнительной власти, что
спровоцировало появление огромного числа женских организаций. В то
же время технически женское избирательное право неправительственных
в России (в тот момент Российской империи) впервые было введено в
1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого
княжества Финляндского [1], но входившего в то время в состав
Российской империи.Право избирать и быть избранными на всей
территории Российской империи женщины получили весной 1917 года, и
соответствующее решение приняли отнюдь не большевики, как многие
ошибочно полагают, а Временное правительство. Большевики долгое
время вообще не рассматривали женский вопроскак серьезную проблему:
они считали, что победа социалистической революции сама по себе
уравняет положение представителей обоих полов.Активное участие
женщин в политике стало возможным после февраля 1917 года, когда
Софья Панина была назначена заместителем министра государственного
призрения, а позднее заместителем министра народного просвещения
Временного правительства. Затем были кандидатки в Учредительное
собрание: самовыдвиженки, а также представительницы женских
организаций, которые потерпели поражение. Это было обусловлено
неготовностью общества к активному участию женщин в политике, в том
числе внутренней мизогинией, то есть неприятием женщинами женщин
(женщины отказывались голосовать за своих).
Впрочем, в рассматриваемый период решение женского вопроса уже
назрело. Общество двигалось в сторону равноправия постепенно, а
большевикам удалось воплотить в жизнь то, что уже витало в воздухе.
Александра Коллонтай стала первой в мире женщиной-министром: в 1917
году она возглавила Наркомат призрения. После Коллонтай в СССР лишь
несколько женщин занимали министерские посты. Самая известная из
них Екатерина Фурцева отвечала за культуру в 19601974 годах. Менее
популярными и незаслуженно забытыми являются дважды министр
здравоохранения Мария Ковригина (19501953 и 19541959) и Полина
Жемчужина (жена Вячеслава Молотова) нарком рыбной промышленности
(19 января 21 ноября 1939 года). При этом ни одна женщина не
удостоилась чести войти в состав Политбюро ЦК КПСС (Фурцева была
лишь кандидатом). И это несмотря на существовавшие в стране
гендерные квоты.Начиная с 1991 года в российском Кабинете министров
было в общей сложности десять женщин, но не более трех
одновременно, а иногда и ни одной в правительстве Михаила Фрадкова
(20042007) министрами были только мужчины.На сегодняшний день в
России из 32 членов Кабинета министров только три женщины (два
вице-премьера и министр культуры), то есть 9%. Среди губернаторов
лишь одна женщина глава Ханты-Мансийского автономного округа Н.
Комарова.Больше женщин работают в Федеральном собрании РФ: 35 в
Совете Федерации (около 18%). Из 85 субъектов только 26 (чуть более
30%) имеют женщин-представителей в верхней палате парламента.
Средний возраст женщин-сенаторов 56 лет. Бессменным Председателем
Совета Федерации с 2011 года является Валентина Матвиенко.
А Государственная Дума РФ VII созыва и вовсе поставила рекорд по
числу женщин-депутатов за всю постсоветскую историю 15,8%. Это
свидетельствует о возрастании у женщин интереса к политике и о том,
что все больше избирателей готовы отдать свои голоса за
политиков-женщин.Увеличение числа женщин в Госдуме также связано с
возвращением к смешанной избирательной системе, поскольку почти 50%
женщин, избранных в нижнюю палату парламента, победило в
одномандатных округах (последние дают больше шансов на попадание в
Госдуму, нежели участие в выборах в составе партийных списков, где
женщины зачастую оказываются на непроходных местах).Несмотря на то,
что ровно половина заместителей председателя Госдумы женщины, они
возглавляют лишь пятую часть профильных комитетов: по культуре,
экологии и охране окружающей среды, жилищной политике и
жилищно-коммунальному хозяйству, контролю ирегламенту, а также по
вопросам семьи, женщин и детей. А среди лидеров фракций женщин нет
вовсе.Такое положение дел весьма типично для подавляющего числа
стран, где большинство в структурах власти по-прежнему принадлежит
мужчинам. Более того, в последнее время ситуация стала еще хуже,
так как пандемия коронавируса существенно замедлила политическую
эмансипацию женщин.Женщины вне политики: истокиГендерные
предрассудки всегда оказывали сильнейшее воздействие на
распределение обязанностей между полами и в целом на рынок труда.
Представления о естественных ролях мужчин и женщин в тех или иных
сферах жизни и деятельности формировались тысячелетиями: испокон
веков считалось, что основным добытчиком и защитником является
мужчина, в то время как женщине надлежит заниматься домом и
потомством.Современная история политической эмансипации ведет свой
отсчет с Великой французской революции. В 1791 году писательница и
общественный деятель Олимпия де Гуж опубликовала Декларацию прав
женщины и гражданки, ставшую своеобразным ответом на вышедшую двумя
годами ранее Декларацию прав человека и гражданина. В своем
манифесте де Гуж сформулировала идею равенства полов. Если женщина
имеет право взойти на эшафот, она имеет право взойти и на трибуну
говорилось в тексте декларации.
На последующий этап этой борьбы значительное влияние оказали уже
англичанки. Пожалуй, именно британские суфражистки (от англ.
suffrage голос, избирательное право) внесли решающий вклад в дело
предоставления женщинам избирательных прав, хотя в их собственной
стране соответствующий закон вступил в силу лишь в 1928 году, когда
возможность избирать и быть избранными уже имели гражданки как
минимум полутора десятков государств.Вторая половина XX века
ознаменовалась переосмыслением положения женщин во всем мире. После
Второй мировой войны женщины массово вышли на рынок труда, и стало
очевидно, что повышение их участия в политической жизни и процессе
принятия решений имеет основополагающее значение для развития
отдельных сообществ и человечества в целом. На наднациональном
уровне были приняты документы, положения которых в большой степени
определяют права и возможности женщин и девочек и в наши дни. Вот
лишь несколько примеров:Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), ратифицированная
СССР в 1981 г. ;Венская декларация и Программа действий (1993
г.);Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин (1993
г.);Пекинская платформа действий 1995 г.;Конвенция Совета Европы о
предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним
насилием(также известная какСтамбульская конвенция) 2011г.17 целей
ООН в области устойчивого развития на период 20152030 гг., в том
числе достижение гендерного равенства и расширение прав и
возможностей всех женщин и девочек.Для объединения усилий всех
стран в вопросе защиты женщин, повышения эффективности
использования имеющихся ресурсов, а также продвижения женского
лидерства была создана Структура Организации Объединенных Наций по
вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей
женщин (англ. United Nations Entity for Gender Equality and the
Empowerment of Women), более известная как ООН-женщины. Это
подразделение ООН появилось в 2010 году благодаря решению
Генеральной Ассамблеи.
Тем не менее говорить о женщинах в политике, игнорируя роль в ней
мужчин, было бы неверно. Правильнее исходить из постулата о том,
что каждый из нас имеет право на свое политическое высказывание
независимо от пола и гендера. Именно эту мысль поставила во главу
угла в своей знаменитой речи на Четвертой Всемирной конференции по
положению женщин в Пекине (1995г.) Хиллари Клинтон. Права женщин
это права человека, заявила с высокой трибуны первая леди США. Этот
тезис остается актуальным и по сей день.Домашняя работа, gender pay
gap и другие факторы, ограничивающие женщинУже упомянутые гендерные
предрассудки являются и основной причиной недопредставленности
женщин в политике. Ввиду исторически предписываемых им определенных
норм поведения, не предполагающих яркой демонстрации лидерских
качеств, женщины вынужденно остаются на второстепенных ролях,
требующих в первую очередь исполнительности [2]. После массового
выхода женщин на рынок труда эта ситуация изменилась лишь в
некоторой степени, поскольку к домашним обязанностям, от которых их
никто не освобождал, добавились карьерные устремления. Таким
образом на их плечи легла двойная нагрузка (double burden). Сегодня
эксперты говорят [3] уже о тройной нагрузке, имея в виду, что в
дополнение к дому и работе женщина должна оставаться женщиной и
выглядеть привлекательно. Мало кто при этом обращает внимание на
то, что обязанности по ведению домашнего хозяйства (закупки,
готовка, уборка, уход за детьми и так далее) ставят женщину в
заведомо проигрышное положение по сравнению с мало или вовсе не
вовлеченными в этот процесс мужчинами, имеющими возможность
полностью посвятить себя профессиональной карьере.Немаловажную роль
играет и финансовая составляющая. Несмотря на все усилия, женщины
по-прежнему зарабатывают заметно меньше мужчин (gender pay gap). В
частности, в России эта разница может достигать 30% [4]. А наличие
двойной (или даже тройной) нагрузки ставит женщин в еще более
уязвимое положение. Это верно и для бездетных семей, где на женщин
зачастую ложатся обязанности по уходу за больными или пожилыми
родственниками. Внутрисемейные ограничения, нехватка денег и
свободного времени ведут к тому, что женщина вынуждена отказываться
от успешной карьеры, превращаясь по сути в обслуживающий класс.Не
следует забывать и о таком явлении, как дискриминация молодых
женщин по принципу этнической или национальной принадлежности.
Жертвы подобного отношения также недопредставлены на всех уровнях
власти. Тем примечательнее карьера Александрии Окасио-Кортес, самой
молодой американской конгрессвумен (1989 г.р.). В силу своего
пуэрто-риканского происхождения Окасио-Корте с детства сталкивалась
с дискриминацией. Тот факт, что ей удалось преодолеть общественный
остракизм и получить место в конгрессе, стал значительной вехой в
сознании многих американок: теперь на нее равняются многие девочки
из семей мигрантов, для которых ее пример стал свидетельством того,
что даже с неправильным цветом кожи можно добиться столь многого.
Половая принадлежность является препятствием для женщин в самых
разных сферах деятельности. Например, женщина может возглавить
отдел в Министерстве труда, но, скажем, не в Минобороны, поскольку
военное дело априори считается занятием для мужчин. На женщину
легко списать неудачи в любом деле и профессии, которые принято
относить к мужским. Виной тому опять же гендерные стереотипы,
искусственно ограничивающие карьеру женщины и существенно сужающие
выбор доступных для нее профессий.Нельзя исключать, что негативным
образом на положении женщин в политике скажутся также экологические
проблемы и долгосрочные климатические изменения [5]. В первую
очередь это отразится на бедных странах, благополучие которых тесно
связано с земледелием. Скажем, длительная засуха способна привести
к массовой безработице в этой сфере, и вместо политической карьеры
женщинам из фермерских семей придется задуматься о том, как
прокормить себя и детей.Как увеличить число женщин в политике?25
сентября 2015 года в рамках резолюции 70/1 Преобразование нашего
мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030
года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Цели устойчивого
развития (ЦУР). Одной из них (5) является обеспечение гендерного
равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек, в
том числе и в областях, где принимаются ключевые решения
политического и экономического характера.Несмотря на то,что
страны-члены ООН обязаны отчитываться о своих достижениях в
осуществлении этой задачи, в государствах, где наметился
консервативный поворот, идеи гендерного равенства в политике не
получают надлежащей поддержки [6]. Еще хуже положение дел там, где
общество подвергается тотальной исламизации, вовсе исключающей
какое-либо участие женщин в политике.Тем не менее, гендерная
статистика в целом демонстрирует устойчивый рост вовлеченности
женщин в дело государственного управления. И тут очевидна
положительная роль коллективных усилий мирового сообщества.
Деятельность ООН, Всемирного банка и других влиятельных
международных организаций во всем, что касается распространения
прав и свобод женщин, таких как право на образование и
экономическую независимость, привела к тому, что сегодня отношение
к женской эмансипации коренным образом изменилось и участие женщин
в политических процессах стало неоспоримым фактом.Немаловажную роль
в поддержке гендерного равенства играют и меры позитивной
дискриминации (affirmative action). Например, законы, обязывающие
партии включать женщин в списки на выборах в парламент [7]. Так,
для Скандинавских стран в конце 1970-х годов квотирование стало [8]
решающим методом в борьбе против политического неравенства. Оно не
только предоставило законное основание для вовлечения женщин в
политику, но и способствовало созданию ролевых моделей. Появление
на политической сцене женщин, которые могут участвовать в принятии
важных для всей страны решений, дало свои результаты. В нынешнем
кабинете министров Швеции половину составляют женщины, а в соседних
странах, Финляндии и Дании, женщины возглавляют правительство.
Таким образом, квотирование на государственном уровне существенно
облегчает решение женского вопроса, обеспечивая гендерное
равноправие во всех сферах жизни, не исключая политику. Более того,
оно создает социальные и карьерные лифты, с помощью которых
женщинам легче попасть на вершину.Дальнейшая борьба за равные
возможности для женщин в политике требует разработки и
практического осуществления стратегии, известной под названием
гендерного мейнстриминга. Только она предоставит женщинам доступ к
политическим процессам на всех уровнях (например, как это сделано в
Канаде в рамках Федерального плана обеспечения гендерного равенства
[9]) от местного до международного. И тогда не только госструктуры,
но и крупные корпорации, как это уже происходит в Великобритании,
будут обязаны [10] отчитываться о степени включенности женщин в
руководство компаниями. Гендерно-чувствительный подход является
залогом успеха женщин в политической деятельности, однако при
реализации подобных мер критически важно [11] учитывать специфику
поддерживающих институциональных условий.ЛитератураМанифест об
усовершенствовании государственного порядкаКоростылёва Н.Гендерное
измерение кадровых процессов на государственной гражданской службе.
2014Eric Swank. The Other Third Shift?: Womens Emotion Work in
Their Sexual Relationships. 2016Why Women in Russia Earn Less Than
Men // HSEStatement: Women and girls must be at the heart of the
fight for climate justiceАйвазова Светлана. Гендерный дискурс в
поле консервативной политики. 2017Воронина О.А. Гендерное равенство
как структурный элемент государственной политики в скандинавских
странах. 2014КВОТ: БЛАГО ИЛИ НОВЕ ПРОБЛЕМ?Жохова А. А., Гендерное
неравенство: региональные аспекты и проблемы // 2021. С. 369.Gender
pay gap reportingChubarova T., Grigorieva N. International
knowledge transfer and Russian social policy: The case of gender
mainstreaming //Global Social Policy. 2021. Т. 21. . 1. С. 96-116.