Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Женщины в политике

По данным ООН, женщины занимают должности глав государств и правительств только в 21 стране. Из них 10 это главы государств и 13 главы правительств. Как женщины оказались отрезаны от принятия важных политических решений, что сегодня мешает им занимать высокие посты и почему недопредставленность женщин во власти это проблема, которую нужно решать, ПостНауке рассказала Валерия Уткина.Зачем говорить о женщинах в политике?Женщины составляют приблизительно 50% населения Земли, но часто исключаются из политической жизни и не участвуют в принятии решений, которые напрямую влияют на их жизнь. Расширение политического участия ключевой механизм реализации ими своих прав. Более того, женщины являются агентами изменений, они способны разрушать стереотипы и влиять на эмпауэрмент (от англ. empowerment наделение силой) других женщин.Исследования показывают, что более длительное участие женщин в политической жизни повышает качество жизни всего общества и их самих: больше женщин выходят на рынок труда, появляются меры господдержки незащищенных групп населения и расширяются другие социальные функции государства (например, доступ женщин к общественным благам, таким как дороги и медицинские услуги, упрощается).До недавнего времени женщины были недопредставлены не только на уровне политических решений, но и в исследованиях политического поведения. Это связано с тем, что ранее политическими науками занимались в основном мужчины, которые делали исследования о мужчинах и для мужчин.А в реальной политике женщины недопредставлены на уровне принятия решений, потому что женщина всегда подразумевалась как другой. Впрочем, и сейчас женщины нередко исключены из процесса принятия политических и государственных решений, поскольку в сохраняющемся патриархатном порядке значительную роль играют неформальные, мужские практики, такие как баня, охота и рыбалка.Женщины могут быть проводниками перемен. Хотя в масштабе развития цивилизации вопрос о положении женщин в политике тема относительно новая. Да, сегодня женщины имеют право голоса во всех странах мира: первым государством, предоставившим избирательное право женщинам, стала Новая Зеландия (1893 г.), последним Саудовская Аравия (2015 г.). Сегодня мировое сообщество обращает на этот аспект особое внимание: одним из ключевых пунктов при составлении рейтингов гендерного равенства является представленность женщин именно на уровне принятия политических решений.Однако, когда эксперты говорят о женщинах во власти, они учитывают главным образом публичных политиков и представленность женщин в правительствах и парламентах. Иными словами, подразумеваются лишь случаи, когда им разрешено участвовать в предвыборных кампаниях, избираться и быть избранными. Но если взглянуть на сферу публичного управления шире, можно заметить, что большинство в бюрократическом аппарате составляют именно женщины, которые занимаются рутинной, зачастую невидимой бумажной работой. К примеру, в России женщин-бюрократов 70%.Таким образом, рейтинги, показывающие низкую представленность женщин во власти, требуют уточнения: важно учитывать не только число женщин в публичном секторе, но и то, какие позиции они в нем занимают. Именно поэтому, несмотря на численное превосходство женщин в госаппарате, Россия занимает только 13пунктов из 100 во Всемирном индексе женщин как лидеров государственного сектора (Worldwide Index of Women as Public Sector Leaders), составляемом компанией Ernst & Young.Подобная ситуация наблюдается во многих странах. Численное преимущество женщин в госаппарате не приводит к решению женского вопроса, и женщины по-прежнему подвергаются дискриминации. Это связано с тем, что большинство из них занимают низшие ступени во властной иерархии и не участвуют в создании программ и выработке политики, тогда как руководящие позиции обычно занимают мужчины. В литературе это обозначают термином гендерная пирамида. На первый взгляд кажется, что работа в госорганах это социальный лифт, позволяющий сделать в дальнейшем политическую карьеру, но далеко не у всех женщин это получается. Случаи успешных женщин-политиков единичны, и каждый из них рассматривается под микроскопом. Важно отметить, что женщины, добившиеся высокого положения во власти, редко прикладывают усилия для решения женского вопроса. Скорее наоборот: они стараются мимикрировать под мужской тип лидерства и не включаются в женскую повестку. Тогда как мужчина, делающий карьеру в такой мужской сфере, как публичная политика, обладает изначальным преимуществом уже в силу своей гендерной принадлежности: из двух кандидатов, если это мужчина и женщина, мужчину с более высокой степенью вероятности выберут на руководящий пост. Женщина вынуждена работать в два раза интенсивнее.В России, как и в других странах, женщины, делающие карьеру в сфере госуправления, сталкиваются с невидимыми барьерами, прежде всего стеклянным потолком, ограничениями, не связанными с квалификацией или профессиональными качествами. Они застревают на низких, неруководящих должностях, будучи лишены возможности подняться по карьерной лестнице. В научной литературе существуют и другие метафоры, описывающие гендерную сегрегацию в политической сфере: стеклянные стены, стеклянный утес, стеклянный эскалатор.Экскурс в историю: как это было у насВ Российской империи женщины получили политические права по итогам революции 1905 года. Однако Манифест об усовершенствовании государственного порядка не давал женщинам права на получение должности в системе исполнительной власти, что спровоцировало появление огромного числа женских организаций. В то же время технически женское избирательное право неправительственных в России (в тот момент Российской империи) впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского [1], но входившего в то время в состав Российской империи.Право избирать и быть избранными на всей территории Российской империи женщины получили весной 1917 года, и соответствующее решение приняли отнюдь не большевики, как многие ошибочно полагают, а Временное правительство. Большевики долгое время вообще не рассматривали женский вопроскак серьезную проблему: они считали, что победа социалистической революции сама по себе уравняет положение представителей обоих полов.Активное участие женщин в политике стало возможным после февраля 1917 года, когда Софья Панина была назначена заместителем министра государственного призрения, а позднее заместителем министра народного просвещения Временного правительства. Затем были кандидатки в Учредительное собрание: самовыдвиженки, а также представительницы женских организаций, которые потерпели поражение. Это было обусловлено неготовностью общества к активному участию женщин в политике, в том числе внутренней мизогинией, то есть неприятием женщинами женщин (женщины отказывались голосовать за своих).
Впрочем, в рассматриваемый период решение женского вопроса уже назрело. Общество двигалось в сторону равноправия постепенно, а большевикам удалось воплотить в жизнь то, что уже витало в воздухе. Александра Коллонтай стала первой в мире женщиной-министром: в 1917 году она возглавила Наркомат призрения. После Коллонтай в СССР лишь несколько женщин занимали министерские посты. Самая известная из них Екатерина Фурцева отвечала за культуру в 19601974 годах. Менее популярными и незаслуженно забытыми являются дважды министр здравоохранения Мария Ковригина (19501953 и 19541959) и Полина Жемчужина (жена Вячеслава Молотова) нарком рыбной промышленности (19 января 21 ноября 1939 года). При этом ни одна женщина не удостоилась чести войти в состав Политбюро ЦК КПСС (Фурцева была лишь кандидатом). И это несмотря на существовавшие в стране гендерные квоты.Начиная с 1991 года в российском Кабинете министров было в общей сложности десять женщин, но не более трех одновременно, а иногда и ни одной в правительстве Михаила Фрадкова (20042007) министрами были только мужчины.На сегодняшний день в России из 32 членов Кабинета министров только три женщины (два вице-премьера и министр культуры), то есть 9%. Среди губернаторов лишь одна женщина глава Ханты-Мансийского автономного округа Н. Комарова.Больше женщин работают в Федеральном собрании РФ: 35 в Совете Федерации (около 18%). Из 85 субъектов только 26 (чуть более 30%) имеют женщин-представителей в верхней палате парламента. Средний возраст женщин-сенаторов 56 лет. Бессменным Председателем Совета Федерации с 2011 года является Валентина Матвиенко.
А Государственная Дума РФ VII созыва и вовсе поставила рекорд по числу женщин-депутатов за всю постсоветскую историю 15,8%. Это свидетельствует о возрастании у женщин интереса к политике и о том, что все больше избирателей готовы отдать свои голоса за политиков-женщин.Увеличение числа женщин в Госдуме также связано с возвращением к смешанной избирательной системе, поскольку почти 50% женщин, избранных в нижнюю палату парламента, победило в одномандатных округах (последние дают больше шансов на попадание в Госдуму, нежели участие в выборах в составе партийных списков, где женщины зачастую оказываются на непроходных местах).Несмотря на то, что ровно половина заместителей председателя Госдумы женщины, они возглавляют лишь пятую часть профильных комитетов: по культуре, экологии и охране окружающей среды, жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, контролю ирегламенту, а также по вопросам семьи, женщин и детей. А среди лидеров фракций женщин нет вовсе.Такое положение дел весьма типично для подавляющего числа стран, где большинство в структурах власти по-прежнему принадлежит мужчинам. Более того, в последнее время ситуация стала еще хуже, так как пандемия коронавируса существенно замедлила политическую эмансипацию женщин.Женщины вне политики: истокиГендерные предрассудки всегда оказывали сильнейшее воздействие на распределение обязанностей между полами и в целом на рынок труда. Представления о естественных ролях мужчин и женщин в тех или иных сферах жизни и деятельности формировались тысячелетиями: испокон веков считалось, что основным добытчиком и защитником является мужчина, в то время как женщине надлежит заниматься домом и потомством.Современная история политической эмансипации ведет свой отсчет с Великой французской революции. В 1791 году писательница и общественный деятель Олимпия де Гуж опубликовала Декларацию прав женщины и гражданки, ставшую своеобразным ответом на вышедшую двумя годами ранее Декларацию прав человека и гражданина. В своем манифесте де Гуж сформулировала идею равенства полов. Если женщина имеет право взойти на эшафот, она имеет право взойти и на трибуну говорилось в тексте декларации.
На последующий этап этой борьбы значительное влияние оказали уже англичанки. Пожалуй, именно британские суфражистки (от англ. suffrage голос, избирательное право) внесли решающий вклад в дело предоставления женщинам избирательных прав, хотя в их собственной стране соответствующий закон вступил в силу лишь в 1928 году, когда возможность избирать и быть избранными уже имели гражданки как минимум полутора десятков государств.Вторая половина XX века ознаменовалась переосмыслением положения женщин во всем мире. После Второй мировой войны женщины массово вышли на рынок труда, и стало очевидно, что повышение их участия в политической жизни и процессе принятия решений имеет основополагающее значение для развития отдельных сообществ и человечества в целом. На наднациональном уровне были приняты документы, положения которых в большой степени определяют права и возможности женщин и девочек и в наши дни. Вот лишь несколько примеров:Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), ратифицированная СССР в 1981 г. ;Венская декларация и Программа действий (1993 г.);Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.);Пекинская платформа действий 1995 г.;Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием(также известная какСтамбульская конвенция) 2011г.17 целей ООН в области устойчивого развития на период 20152030 гг., в том числе достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.Для объединения усилий всех стран в вопросе защиты женщин, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, а также продвижения женского лидерства была создана Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (англ. United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women), более известная как ООН-женщины. Это подразделение ООН появилось в 2010 году благодаря решению Генеральной Ассамблеи.
Тем не менее говорить о женщинах в политике, игнорируя роль в ней мужчин, было бы неверно. Правильнее исходить из постулата о том, что каждый из нас имеет право на свое политическое высказывание независимо от пола и гендера. Именно эту мысль поставила во главу угла в своей знаменитой речи на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине (1995г.) Хиллари Клинтон. Права женщин это права человека, заявила с высокой трибуны первая леди США. Этот тезис остается актуальным и по сей день.Домашняя работа, gender pay gap и другие факторы, ограничивающие женщинУже упомянутые гендерные предрассудки являются и основной причиной недопредставленности женщин в политике. Ввиду исторически предписываемых им определенных норм поведения, не предполагающих яркой демонстрации лидерских качеств, женщины вынужденно остаются на второстепенных ролях, требующих в первую очередь исполнительности [2]. После массового выхода женщин на рынок труда эта ситуация изменилась лишь в некоторой степени, поскольку к домашним обязанностям, от которых их никто не освобождал, добавились карьерные устремления. Таким образом на их плечи легла двойная нагрузка (double burden). Сегодня эксперты говорят [3] уже о тройной нагрузке, имея в виду, что в дополнение к дому и работе женщина должна оставаться женщиной и выглядеть привлекательно. Мало кто при этом обращает внимание на то, что обязанности по ведению домашнего хозяйства (закупки, готовка, уборка, уход за детьми и так далее) ставят женщину в заведомо проигрышное положение по сравнению с мало или вовсе не вовлеченными в этот процесс мужчинами, имеющими возможность полностью посвятить себя профессиональной карьере.Немаловажную роль играет и финансовая составляющая. Несмотря на все усилия, женщины по-прежнему зарабатывают заметно меньше мужчин (gender pay gap). В частности, в России эта разница может достигать 30% [4]. А наличие двойной (или даже тройной) нагрузки ставит женщин в еще более уязвимое положение. Это верно и для бездетных семей, где на женщин зачастую ложатся обязанности по уходу за больными или пожилыми родственниками. Внутрисемейные ограничения, нехватка денег и свободного времени ведут к тому, что женщина вынуждена отказываться от успешной карьеры, превращаясь по сути в обслуживающий класс.Не следует забывать и о таком явлении, как дискриминация молодых женщин по принципу этнической или национальной принадлежности. Жертвы подобного отношения также недопредставлены на всех уровнях власти. Тем примечательнее карьера Александрии Окасио-Кортес, самой молодой американской конгрессвумен (1989 г.р.). В силу своего пуэрто-риканского происхождения Окасио-Корте с детства сталкивалась с дискриминацией. Тот факт, что ей удалось преодолеть общественный остракизм и получить место в конгрессе, стал значительной вехой в сознании многих американок: теперь на нее равняются многие девочки из семей мигрантов, для которых ее пример стал свидетельством того, что даже с неправильным цветом кожи можно добиться столь многого.
Половая принадлежность является препятствием для женщин в самых разных сферах деятельности. Например, женщина может возглавить отдел в Министерстве труда, но, скажем, не в Минобороны, поскольку военное дело априори считается занятием для мужчин. На женщину легко списать неудачи в любом деле и профессии, которые принято относить к мужским. Виной тому опять же гендерные стереотипы, искусственно ограничивающие карьеру женщины и существенно сужающие выбор доступных для нее профессий.Нельзя исключать, что негативным образом на положении женщин в политике скажутся также экологические проблемы и долгосрочные климатические изменения [5]. В первую очередь это отразится на бедных странах, благополучие которых тесно связано с земледелием. Скажем, длительная засуха способна привести к массовой безработице в этой сфере, и вместо политической карьеры женщинам из фермерских семей придется задуматься о том, как прокормить себя и детей.Как увеличить число женщин в политике?25 сентября 2015 года в рамках резолюции 70/1 Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Цели устойчивого развития (ЦУР). Одной из них (5) является обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек, в том числе и в областях, где принимаются ключевые решения политического и экономического характера.Несмотря на то,что страны-члены ООН обязаны отчитываться о своих достижениях в осуществлении этой задачи, в государствах, где наметился консервативный поворот, идеи гендерного равенства в политике не получают надлежащей поддержки [6]. Еще хуже положение дел там, где общество подвергается тотальной исламизации, вовсе исключающей какое-либо участие женщин в политике.Тем не менее, гендерная статистика в целом демонстрирует устойчивый рост вовлеченности женщин в дело государственного управления. И тут очевидна положительная роль коллективных усилий мирового сообщества. Деятельность ООН, Всемирного банка и других влиятельных международных организаций во всем, что касается распространения прав и свобод женщин, таких как право на образование и экономическую независимость, привела к тому, что сегодня отношение к женской эмансипации коренным образом изменилось и участие женщин в политических процессах стало неоспоримым фактом.Немаловажную роль в поддержке гендерного равенства играют и меры позитивной дискриминации (affirmative action). Например, законы, обязывающие партии включать женщин в списки на выборах в парламент [7]. Так, для Скандинавских стран в конце 1970-х годов квотирование стало [8] решающим методом в борьбе против политического неравенства. Оно не только предоставило законное основание для вовлечения женщин в политику, но и способствовало созданию ролевых моделей. Появление на политической сцене женщин, которые могут участвовать в принятии важных для всей страны решений, дало свои результаты. В нынешнем кабинете министров Швеции половину составляют женщины, а в соседних странах, Финляндии и Дании, женщины возглавляют правительство. Таким образом, квотирование на государственном уровне существенно облегчает решение женского вопроса, обеспечивая гендерное равноправие во всех сферах жизни, не исключая политику. Более того, оно создает социальные и карьерные лифты, с помощью которых женщинам легче попасть на вершину.Дальнейшая борьба за равные возможности для женщин в политике требует разработки и практического осуществления стратегии, известной под названием гендерного мейнстриминга. Только она предоставит женщинам доступ к политическим процессам на всех уровнях (например, как это сделано в Канаде в рамках Федерального плана обеспечения гендерного равенства [9]) от местного до международного. И тогда не только госструктуры, но и крупные корпорации, как это уже происходит в Великобритании, будут обязаны [10] отчитываться о степени включенности женщин в руководство компаниями. Гендерно-чувствительный подход является залогом успеха женщин в политической деятельности, однако при реализации подобных мер критически важно [11] учитывать специфику поддерживающих институциональных условий.ЛитератураМанифест об усовершенствовании государственного порядкаКоростылёва Н.Гендерное измерение кадровых процессов на государственной гражданской службе. 2014Eric Swank. The Other Third Shift?: Womens Emotion Work in Their Sexual Relationships. 2016Why Women in Russia Earn Less Than Men // HSEStatement: Women and girls must be at the heart of the fight for climate justiceАйвазова Светлана. Гендерный дискурс в поле консервативной политики. 2017Воронина О.А. Гендерное равенство как структурный элемент государственной политики в скандинавских странах. 2014КВОТ: БЛАГО ИЛИ НОВЕ ПРОБЛЕМ?Жохова А. А., Гендерное неравенство: региональные аспекты и проблемы // 2021. С. 369.Gender pay gap reportingChubarova T., Grigorieva N. International knowledge transfer and Russian social policy: The case of gender mainstreaming //Global Social Policy. 2021. Т. 21. . 1. С. 96-116.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 06.10.2021 16:02:56
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru