Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как работает пропаганда в кино

Кино искусство массовое, а значит, наиболее подходящее для целей пропаганды. При этом самыми эффективными оказываются не агитки, а исторические фильмы, триллеры и мелодрамы, которые, на первый взгляд, ничего не говорят о делах государственных. В этом материале мы проанализировали четыре классических фильма и один сериал на предмет скрытых идеологических смыслов.Рождение нации (режиссер Дэвид Гриффит, 1915)
О чем: Две американские семьи, южане Кэмероны и северяне Стоунмены, после начала Гражданской войны становятся врагами. Когда война заканчивается, конгрессмен Стоунмен фактически возглавляет новое государство, в котором у темнокожих намного больше прав, чем у белых. От черного террора бывших плантаторов и рабовладельцев спасает только что возникший ку-клукс-клан.О чем еще:Дэвид Гриффит экранизировал роман Человек клана (так первоначально назывался и фильм), написанный Томасом Диксоном, белым супремасистом, сторонником сегрегации и певцом ку-клукс-клана. Вслед за Диксоном Гриффит рисует альтернативную историю США после Гражданской войны: в период Реконструкции черные отбирают у белых их гражданские права и имущество, а затем заходят в своих бесчинствах и дальше посягают на честь плантаторских дочек. Защитить южан от произвола бывших рабов может только доблестный ку-клукс-клан. В финальной сцене, когда на главных героев идет в атаку черная гвардия, их спасают всадники в белых простынях во главе с полковником Беном Кэмероном, Великим Драконом из ку-клукс-клана.Рождение нации безусловная классика (критики отмечают впечатляющие батальные сцены и новаторский монтаж), кино, включенное в Национальный реестр Библиотеки Конгресса США. Кроме того, Рождение нации стало настоящим хитом проката, обогатило и режиссера, и автора сценария и, по некоторым данным, оставалось самым прибыльным фильмом в США до выхода Титаника Джеймса Кэмерона.Но Рождение нации не только перепридумывало прошлое (Гражданская война закончилась за 50 лет до выхода фильма), но и давало прогнозы на будущее. Картина Гриффита предостерегала, что произойдет, если темнокожие американцы получат те же права, что и белые. На экране черные (всех темнокожих сыграли белые актеры в гриме это еще одна причина, по которой критикуют фильм) насильники и грабители; ку-клукс-клан защитники слабых и угнетенных (выход фильма спровоцировал возрождения организации), под его защитой США будут процветать. Фильм заканчивается хеппи-эндом: глава клановцев Бен Кэмерон женится на дочке конгрессмена Стоунмена Элси, символически объединив север и юг страны, а темнокожие возвращаются на свое прежнее подчиненное место в социальной иерархии. Но вряд ли концовку можно назвать счастливой для всех критик Роджер Эберт назвал [1]Рождение нации великим фильмом, который защищает зло, и сравнил его с Триумфом воли.Триумф воли (Лени Рифеншталь, 1935)О чем: Документальный фильм про съезд Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), который прошел в Нюрнберге в 1934 году. В Нюрнберг приезжает и верхушка партии, в том числе ее глава Адольф Гитлер.О чем еще:В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, в том же году режиссер Лени Рифеншталь снимает свой первый пропагандистский (и всего второй в карьере) фильм Победа веры о ежегодном съезде НСДАП. Годом позже Гитлер поручает Рифеншталь новый фильм о съезде это и будет Триумф воли (название картины придумал сам фюрер).Триумф воли стал эталоном кинопропаганды. Рифеншталь не только фиксирует события съезда, которые поражают своей массовостью и размахом (в качестве примера можно привести сцену в Зале собраний, в которой Гитлер проходит через приветствующую его толпу). Она вписывает современную ей историю Германии в миф прием, который будет использован и в ее следующем фильме Олимпия. В Триумфе воли, кино монументальном и патетическом, она сравнивает Третий рейх с Римской империей (название фильма отсылает к триумфам полководцев в Древнем Риме).Рифеншталь показывает сильную единую Германию, которая после поражения в Первой мировой войне объединяется вокруг Адольфа Гитлер. Это впечатление закрепляется речью, которую рейхсминистр Рудольф Гесс произносит в конце фильма: Партия это Гитлер! Гитлер же это Германия, так же как и Германия это Гитлер!Сама Рифеншталь отрицала, что Триумф воли пропаганда, и говорила, что это документальный фильм, в котором отразился дух эпохи. Киноведы и политики с ней не согласились. После мая 1945 года показ фильма в Германии был запрещен и до сих возможен лишь при выполнении нескольких условий (после вступительного слова и с комментарием, что он демонстрируется в просветительских целях).Александр Невский (Сергей Эйзенштейн, 1938)
О чем: 1242 год, на восточнославянские княжества нападают рыцари Тевтонского ордена. После того как они захватывают Псков, армию возглавляет князь Александр Невский (Николай Черкасов). Он заманивает врагов на лед Чудского озера, где 5 апреля произойдет сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище.О чем еще:К середине 1930-х годов эпоха авангарда, одним из главных представителей которого был режиссер Сергей Эйзенштейн, в советском искусстве закончилась, и единственным направлением искусства, которое могло развиваться в СССР, стал соцреализм. Уже в 1936 году с передовицы в газете Правда начнется борьба с формализмом в искусстве, одной из жертв которой станет Эйзенштейн. Формалистические ошибки нашли в его последнем на тот момент фильме Бежин луг, вдохновленном историей Павлика Морозова. После показа чернового монтажа работу над картиной остановили, Эйзенштейн оказался в опале. По предложению директора Мосфильма Эйзенштейн (на него уже был подписан приказ об аресте) снимает новый фильм на историческом материале о новгородском князе Александре Невском. Экранизация биографий правителей и полководцев (Петр Первый, Суворов), а также фильмы об исторических подвигах из недавнего революционного прошлого страны (Чапаев, Александр Пархоменко, Щорс и Оборона Царицына) были относительно безопасной территорией для режиссеров, в 1930-х начале 1940-х такие картины выходят одна за другой.Свой патриотический блокбастер снимает и Эйзенштейн. Новгородская Русь находится на осадном положении и со всех сторон окружена врагами. Объединить ее может только, говоря современным языком, сильный лидер, под началом которого она способна победить враг, это князь Александр Невский, личность которого Эйзенштейн за недостатком исторических данных фактически перепридумал. Невский прозрачно намекает на другого отца народа Сталина (по первоначальному замыслу Эйзенштейна, фильм должен был закончиться смертью Невского, но Сталин отрезал эту концовку и оставил в качестве финала победу над иноземными захватчиками: Не может умирать такой хороший князь!).Через Невского Эйзенштейн формулирует и главную идею этого охранительного фильма, снятого накануне войны. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На этом стоит и стоять будет русская земля, говорит князь в заключительной сцене. Напрямую называет он и врага: Опаснее татарина враг есть, ближе, злее (...) немец. Александр Невский стал одним из лучших фильмов Эйзенштейна (на его примере часто изучают вертикальный монтаж: атакам и сражениям вторит музыка, написанная для фильма Сергеем Прокофьевым), блокбастером, который полюбили простые граждане, и одним из главных фильмов предвоенной советской пропаганды. Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой, призывала зрителей главная песня фильма.Касабланка (Майкл Кертис, 1942)
О чем: Во время Второй мировой войны в столице Марокко Касабланке владелец ночного клуба Рик Блейн (Хамфри Богарт) встречается с бывшей возлюбленной Ильзой (Ингрид Бергман), оставившей его в Париже. На нее и ее мужа, Виктора Ласло (Пол Хенрейд), руководителя чешского сопротивления, охотятся нацисты. Чтобы бежать в Америку, им нужны поддельные документы, и помочь с ними как раз может Рик.О чем еще:Касабланка одна из самых известных мелодрам в мире (лучшая, по версии Американского института киноискусства) и одна из главных картин золотого века Голливуда. Но личная драма между героями Богарта и Бергман не все, что сообщает зрителям фильм Кертиса.Касабланка вышла в 1942 году, после атаки японской авиации на американскую базу Перл-Харбор и формального вступления США во Вторую мировую войну. В июне 1942 года в США было создано Управление военной информации (Office of War Information, OWI), задачей которого было убедить американцев в необходимости участвовать в войне. OWI работало с прессой, радио и кинематографом (для контроля над ним было создано отдельное Бюро кинокартин, Bureau of motion pictures). Фильмы, которые выходили во время войны, должны были отвечать новым требованиям, а первым вопросом, который задавали их создателям, был Поможет ли он выиграть войну?.Разочарованный и циничный Рик, который бежал от фашистов из Парижа в нейтральный Марокко и открыл там свой клуб, говорит то же самое, что и сторонники изоляционизма: Я не буду рисковать своей головой ради кого бы то ни было. Проблемы этого мира меня не касаются, я просто владелец клуба. Но и ему, и зрителям очевидно, кто герои (Ласло), а кто злодеи (преследующие его нацисты). И в сцене с исполнением Марсельезы герой Богарта выбирает сторону помочь Ильзе, Ласло и Европе. После начала операции Факел высадки союзников в Африке в ноябре 1942 года для Касабланки даже собирались доснять новую концовку с Риком и капитаном Рено (Клод Рейнс), но затем от нее отказались.ТАСС уполномочен заявить (Владимир Фокин, 1984)
О чем: Советская разведка узнает, что США готовят переворот в демократической африканской республике Нагония, только недавно освободившейся от колонизаторов. Одновременно с этим КГБ становится известно, что в советском МИДе появился крот шпион ЦРУ, который передает Америке секретные данные о действиях властей. Найти шпиона и не допустить переворот должен майор КГБ Константин Константинов (Вячеслав Тихонов).О чем еще:ТАСС уполномочен заявить... похож на другой популярный позднесоветский сериал вышедшие десятью годами ранее 17 мгновений весны: оба рассказывают про шпионов, оба сняты по романам Юлиана Семенова, в обоих главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Но ТАСС уполномочен заявить кино, хотя и вышедшее на излете холодной войны, откровенно пропагандистское. С Америкой все понятно, Штаты империалисты, злая сверхдержава, которая в своих интересах посягает на порядок в более слабых государствах. Вся надежда на СССР его помощи просят угнетаемые, так что приходится вмешаться и восстановить мир.Нечистоплотность США многократно подчеркивается на экране: и Вашингтон, и отдельные герои-американцы преследуют личные интересы и интересуются сугубо своими прибылью и комфортом (из-за назревающего переворота в Нагонии клубнику приходится закупать в другой африканской стране, где она дороже и не такая вкусная, жалуется один американец другому). Моральная оценка дается и перебежчику уже в первой серии он сравнивается со сторонниками генерала Власова, во время Великой отечественной перешедшего на сторону фашистов. Но враг не пройдет с его происками борются сотрудники КГБ, строгие, но справедливые.Даже удивительно, насколько сериал, вышедший почти 30 лет назад, выглядит актуально сейчас о шпионских скандалах, оранжевых революциях, которые организуют западные политтехнологи, расширении сферы влияния США заявлял не только ТАСС в 1980-е. Взаимные обвинения в провокациях регулярно звучат до сих пор.Благодарим за помощь в работе над материаломкультуролога Яна Левченко.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 29.09.2021 16:18:15
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru