Если создание мифов это способ познания мира, то сами мифы окно,
через которое можнозаглянуть в головы тех, кто их создал. Взглянуть
на мир глазами мифического субъекта такую цель ставил перед собой
философ Алексей Лосев, работая над своейДиалектикой мифа. О методе,
который он избрал, и трудностях, с которыми столкнулся,
рассказывает философ Вячеслав Дубовицкий.История человечества
прочно ассоциируется с мифологией. Сейчас мифы создаются в сфере
рекламы, политики, кино. В образованном обществе принято считать,
что миф и мифология не являются незначительной ступенью в развитии
человечества, которую следует отбросить с ходом развития
цивилизации.У представителей позитивистского и этнографического
направления отношение к мифам противоположное. К этому направлению
относятся такие известные исследователи, как Фрейзер, Тейлор,
Леви-Брюль. Для иллюстрации их идей приведем цитату из книги
Леви-Брюля Первобытное мышление: Мы смотрим на мифы совсем иными
глазами, чем люди, мышление которых отражено в этих мифах. Мы видим
в них то, чего они не видят.В оппозицию идеям Леви-Брюля часто
приводят работу Алексея Лосева Диалектика мифа. В этом тексте Лосев
хочет взглянуть на миф глазами мифического субъекта, глазами людей,
живущих этим мифом, группы, которую отбрасывает Леви-Брюль.Алексей
Лосев иДиалектика мифаАлексей Федорович Лосев философский
исследователь, которого называли последним русским философом XX
века. Лосев писал работы, посвященные философии, логике, эстетике,
теории музыки и языкознанию. С 1927 по 1930 год он издал восемь
философских книг: Античный космос и современная наука, Музыка как
предмет логики, Философия имени, Диалектика художественной формы,
Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки
античного символизма и мифологии и Диалектика мифа.Лосев несколько
десятилетий занимался мифологией, разрабатывая теорию
социально-исторического развития мифа. В Диалектике мифа он
стремился говорить об основе всей мифологии, общечеловеческой
мифологии. В свою небольшую книгу Лосев включил множество
философских идей и анализ мифологии пространства и времени в
индийской культуре, в Египте, Китае, анализ мифологии готического
пространства, мифологии пространства кубистов. Кроме перечисленных
тем Лосев коснулся такого вопроса, как мифология в сфере
идеологии.Важно понимать, что все восемь упомянутых книг Лосева,
включая Диалектику мифа, были самиздатом. Кроме рассуждений о
мифах, феноменологии и феноменологическом методе, которым
пользовался Лосев, в Диалектике мифа встречались темы, неугодные
советским цензорам, например, тема мифологии пролетариата,
мифологии классовой борьбы, мелкобуржуазной мифологии. Вся история
с самиздатом и едкими темами стала поводом для ареста книги и
самого автора, поэтому вскоре Алексей Федорович Лосев оказался на
строительстве Беломорско-Балтийского канала.В итоге Лосева обвинили
в мракобесии и реакционности.Политические обвинения Лосеву
предъявил Лазарь Каганович на XVI съезде ВКП(б). Также в кампании
против Лосева участвовал Максим Горький в газетах Правда и
Известия. Но при всем политическом контексте, на мой взгляд, в
Диалектике мифа рассматриваются важные идеи Лосева как теоретика и
философа числа, мифа, слова.Взглянуть на миф изнутриВ Диалектике
мифа Лосев хотел взглянуть на миф глазами мифического сознания. Миф
нельзя определить как предмет ньютоновской физики или механизм,
который движется в однородном пространстве. По Лосеву, миф
сознание, а на сознание нельзя смотреть извне. Если мы пытаемся
понять любой тип сознания, то нам необходимо встать на другую точку
зрения и посмотреть изнутри. Для этого Лосев отстраняется от
этнографического и позитивистского понимания мифа.В своих книгах
Лосев следует одному из важных принципов феноменологии Эдмунда
Гуссерля выдающегося немецкого философа, который разрабатывал
феноменологию и феноменологический метод. Лосев много изучал
феноменологический метод и использовал его во всех своих работах,
но называл этот метод феноменолого-диалектическим. Этот
феноменолого-диалектический метод заключается в том, что если мы
хотим понять какой-то феномен в случае с Лосевым это сознание, то
нам необходимо дистанцироваться от всех внеположных точек зрения и
посмотреть на этот феномен, как он себя открывает нам в своей
самоочевидности и непосредственной доступности.Используя этот метод
в изучении мифа, Лосев выявил логическую и феноменологическую
структуру мифа. Он писал: Я беру миф так, как он есть. То есть хочу
вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе и как
он мыслит сам свою чудесную и сказочную природу. Лосев не боится
этих слов, и они будутсамым серьезным образом фигурировать в
Диалектике мифа Лосева.