Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Феноменологический подход к мифологии

Если создание мифов это способ познания мира, то сами мифы окно, через которое можнозаглянуть в головы тех, кто их создал. Взглянуть на мир глазами мифического субъекта такую цель ставил перед собой философ Алексей Лосев, работая над своейДиалектикой мифа. О методе, который он избрал, и трудностях, с которыми столкнулся, рассказывает философ Вячеслав Дубовицкий.История человечества прочно ассоциируется с мифологией. Сейчас мифы создаются в сфере рекламы, политики, кино. В образованном обществе принято считать, что миф и мифология не являются незначительной ступенью в развитии человечества, которую следует отбросить с ходом развития цивилизации.У представителей позитивистского и этнографического направления отношение к мифам противоположное. К этому направлению относятся такие известные исследователи, как Фрейзер, Тейлор, Леви-Брюль. Для иллюстрации их идей приведем цитату из книги Леви-Брюля Первобытное мышление: Мы смотрим на мифы совсем иными глазами, чем люди, мышление которых отражено в этих мифах. Мы видим в них то, чего они не видят.В оппозицию идеям Леви-Брюля часто приводят работу Алексея Лосева Диалектика мифа. В этом тексте Лосев хочет взглянуть на миф глазами мифического субъекта, глазами людей, живущих этим мифом, группы, которую отбрасывает Леви-Брюль.Алексей Лосев иДиалектика мифаАлексей Федорович Лосев философский исследователь, которого называли последним русским философом XX века. Лосев писал работы, посвященные философии, логике, эстетике, теории музыки и языкознанию. С 1927 по 1930 год он издал восемь философских книг: Античный космос и современная наука, Музыка как предмет логики, Философия имени, Диалектика художественной формы, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии и Диалектика мифа.Лосев несколько десятилетий занимался мифологией, разрабатывая теорию социально-исторического развития мифа. В Диалектике мифа он стремился говорить об основе всей мифологии, общечеловеческой мифологии. В свою небольшую книгу Лосев включил множество философских идей и анализ мифологии пространства и времени в индийской культуре, в Египте, Китае, анализ мифологии готического пространства, мифологии пространства кубистов. Кроме перечисленных тем Лосев коснулся такого вопроса, как мифология в сфере идеологии.Важно понимать, что все восемь упомянутых книг Лосева, включая Диалектику мифа, были самиздатом. Кроме рассуждений о мифах, феноменологии и феноменологическом методе, которым пользовался Лосев, в Диалектике мифа встречались темы, неугодные советским цензорам, например, тема мифологии пролетариата, мифологии классовой борьбы, мелкобуржуазной мифологии. Вся история с самиздатом и едкими темами стала поводом для ареста книги и самого автора, поэтому вскоре Алексей Федорович Лосев оказался на строительстве Беломорско-Балтийского канала.В итоге Лосева обвинили в мракобесии и реакционности.Политические обвинения Лосеву предъявил Лазарь Каганович на XVI съезде ВКП(б). Также в кампании против Лосева участвовал Максим Горький в газетах Правда и Известия. Но при всем политическом контексте, на мой взгляд, в Диалектике мифа рассматриваются важные идеи Лосева как теоретика и философа числа, мифа, слова.Взглянуть на миф изнутриВ Диалектике мифа Лосев хотел взглянуть на миф глазами мифического сознания. Миф нельзя определить как предмет ньютоновской физики или механизм, который движется в однородном пространстве. По Лосеву, миф сознание, а на сознание нельзя смотреть извне. Если мы пытаемся понять любой тип сознания, то нам необходимо встать на другую точку зрения и посмотреть изнутри. Для этого Лосев отстраняется от этнографического и позитивистского понимания мифа.В своих книгах Лосев следует одному из важных принципов феноменологии Эдмунда Гуссерля выдающегося немецкого философа, который разрабатывал феноменологию и феноменологический метод. Лосев много изучал феноменологический метод и использовал его во всех своих работах, но называл этот метод феноменолого-диалектическим. Этот феноменолого-диалектический метод заключается в том, что если мы хотим понять какой-то феномен в случае с Лосевым это сознание, то нам необходимо дистанцироваться от всех внеположных точек зрения и посмотреть на этот феномен, как он себя открывает нам в своей самоочевидности и непосредственной доступности.Используя этот метод в изучении мифа, Лосев выявил логическую и феноменологическую структуру мифа. Он писал: Я беру миф так, как он есть. То есть хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе и как он мыслит сам свою чудесную и сказочную природу. Лосев не боится этих слов, и они будутсамым серьезным образом фигурировать в Диалектике мифа Лосева.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 25.05.2020 20:10:15
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Жить долго

Последние комментарии

© 2006-2020, umnikizdes.ru