Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Социальный рейтинг за что жители Китая получают бонусы, а за что подвергаются наказаниям

Пилотные проекты социального рейтинга тестируются в городах Китайской Народной Республики уже около пяти лет, а сама идея возникла еще в конце нулевых. За это время за рубежом проект оброс множеством мифов и породил дискуссии о своей допустимости. При этом конкретики внешний наблюдатель получает немного: китайские власти не стремятся детально описывать проект, а местные СМИ нечасто говорят о вещах открыто. Что происходит с системой социального рейтинга сегодня, какие ошибки властям Китая предстоит исправить и что о проекте думает общественность, ПостНауке рассказал китаист Леонид Ковачич.Этот текст часть гида Китайский путь.Что такое социальный рейтингСоциальный рейтинг, или система социального доверия в Китае, это автоматизированная система норм, правил и ограничений: законодательных, моральных, социокультурных, этических. Архитектура социального рейтинга опирается на китайское законодательство, нормативные акты, технологии и большие данные.Исполнение предписанных правил китайские власти планируют поощрять, а нарушение наказывать. С помощью такого инструмента Коммунистическая партия Китая стремится сформировать у граждан определенные паттерны поведения и самоцензуру. Это значит, что, в отличие от схожей западной системы скоринга, с помощью которого банки и другие финансовые организации оценивают кредитоспособность гражданина, китайская система распространяется на все сферы жизни общества, в том числе на политическую.Предпосылки и стратегическая цельКитай это регион с многочисленным, разнообразным по этносу и культурным особенностям населением, поэтому поиск универсального способа управления массами задача, которая актуальна уже несколько тысяч лет. Сегодня уровень технологического развития страны позволяет использовать для этого результаты обработки большого количества данных и обеспечивать их обмен.Активная разработка системы социального доверия началась после прихода к власти Си Цзиньпина, примерно с 2013 года, хотя обсуждался этот проект и раньше. Стратегическая цель системы, помимо решения объективных общественных проблем (например, нравственного или криминального характера), усилить политический контроль над жителями Китая и повысить идеологическую устойчивость среди китайских руководителей. Но особенный спрос на разработку проекта возник на рубеже веков: тогда появились опасения, что по мере экономического развития КНР1 в китайском обществе может возникнуть запрос на политические свободы и демократизацию. Кроме того, Си Цзиньпина могло мотивировать личное стремление к укреплению власти.Как система работает сейчасПервая публичная информация о пилотных проектах [1]появилась в СМИ в 2014 году. Тогда система тестировалась в отдельных регионах, а к 2021 году эксперимент постепенно охватил около сотни китайских городов и уездов. При этом центральное правительство не выработало единые критерии формирования рейтинга и не определило, что считать однозначно позитивным поведением, а что негативным. Также в официальных документах не было установлено, в какой форме должен выражаться уровень социального рейтинга: в процентах, баллах или нечисловых показателях. Поэтому практическая реализация нововведений легла на плечи властей в каждом отдельном регионе в соответствии с финансовыми и демографическими возможностями. Это традиционный для Китая подход реализовывать план, исходя из местных условий.По этой причине на некоторых территориях появлялись очень экзотические варианты: например, те, кто редко навещает родственников, могли получить статус неблагонадежных людей. При этом в доступных жителям страны источниках не было информации о том, какая частота считается одобряемой.Но самым известным примером внедрения системы стал город Жунчен [2]: дело в том, что гражданам здесь были буквально присвоены некоторые стартовые баллы. За одобряемые поступки баллы прибавлялись, и гражданин получал бонусы и выгоды: например, мог арендовать велосипед без залога, записаться к врачу без очереди. А вот у тех, кто не исполнял, например, финансовые обязательства, возникали сложности: вводился запрет на поездки на скоростных поездах, путешествия на самолете, заселение в дорогие отели, игры в гольф и так далее. Смысл таких санкций был в том, чтобы ограничить роскошную жизнь злостных неплательщиков.В целом можно выделить пару общих правил, которые вводились почти в каждом регионе. Например, если человек задерживает отправление поезда или курит в самолете, его социальный рейтинг падает. Образцовыми же гражданами могли считаться те, кто регулярно участвует в политических культурно-массовых мероприятиях или общественной работе. Эти принципы были выработаны не системно, а случайновозникли как наиболее характерные нарушения и одобряемые действия в стране.Аналогичная система в Китае действует и для юридических лиц: каждая компания, которая работает в Китае, оценивается по тем или иным характеристикам и имеет свой статус. Например, российская компания Аэрофлот считается благонадежной, а вот американские авиакомпании расположением не пользуются: на своих сайтах они выделяли Тайвань и Гонконг в качестве отдельных стран, а потому носят статус неблагонадежных компаний. Так китайская власть пытается оказывать административное давление на бизнес.Что мешает распространить социальный рейтинг по всей странеПредполагалось, что к 2020 году опыт пилотных проектов масштабируется на всю страну, но этот план реализован не был. В ноябре 2020 года правительство Китая сформирулировало [3] шесть проблем, которые важно решить перед внедрением социального рейтинга на всей территории КНР.Первая проблема сильная разрозненность в исполнении директивы провинциями и отсутствие централизованной унификации нововведений. Перед властями стоит задача определить, какие действия или бездействия жителя должны оцениваться системой.Вторая проблема отсутствие стандартов раскрытия приватной информации. Хотя традиционно считается, что китайское общество лояльно к использованию приватных данных, несколько инициатив уже получили резко отрицательную реакцию: например, в одном из городов мобильные операторы устанавливали вместо гудков предупреждение, что человек обладает низким социальным рейтингом, а в другом городе создали мобильное приложение, где указывалось местоположение неблагонадежныхлюдей. В ответ на жалобы эти системы были отключены, а центральное правительство решило, что в этом направлении нужно выработать стандарты и ввести регулирующие ограничения.Еще одна задача разработка критериев, по которым действие или бездействие человека будет считаться серьезным правонарушением. В документах зафиксировано, что все серьезные наказания лишение авиабилетов или запрет на поступление детей в престижные школы применяются к серьезным проступкам с большим общественным значением. Но какие проступки серьезные, а какие не слишком, пока неизвестно.Также существует противоречие между работой системы социального доверия и китайским законодательством Конституцией, уголовным и гражданским кодексом. Например, сейчас за одно и то же правонарушение человек получает и юридические санкции, и наказание в системе социального рейтинга, при этом вопросы соразмерности и объективности в последнем случае еще не отрегулированы. Предполагается, что в будущем все меры должны строго соответствовать законам и нормативно-правовым актам: принципу соразмерности наказания и принципу его единственности.Пятый вопрос восстановление репутации лиц, однажды причисленных к неблагонадежным, в том числе по ошибке. Один из известных в Китае примеров был таким: в 2017 году система не зафиксировала оплату штрафа гражданина и включила его в список неблагонадежных. Тот случайно узнал о низком рейтинге, когда столкнулся с транспортными ограничениями. Позже ему пришлось бороться с различными инстанциями, чтобы доказать свою невиновность и добиться исключения из черных списков.Наконец, последняя задача установить стандарты информационной безопасности и уберечь личные данные от утечек, торговли ими и мошеннических схем. Сейчас власти страны активно применяют жесткие меры и штрафы в отношении компаний, для того чтобы те упорядочили оборот личных данных. Однако ограничения касаются только участников рынка: в Китае юридически закреплено, что любые данные могут быть предоставлены государственным структурам, если они важны для национальной и государственной безопасности.Публично центральная власть Китая не огласила новые сроки, в течение которых система социального доверия должна распространиться по всей стране. Сделано это для того, чтобы избежать формализма в реализации программы и развивать этот механизм незаметно для граждан. Иными словами, китайские власти едва ли объявят о запуске проекта по всей стране в какой-то конкретный день, устроив по этому поводу торжественное мероприятие.Что о проекте думают за пределами и внутри страныДискуссия о социальном рейтинге ведется в китайском обществе среди интеллигенции: ученые, профессура ведущих китайских вузов задаются вопросом, насколько он соответствует принципам прав человека даже с учетом китайских реалий.Среди исследователей есть полярные точки зрения на этот вопрос. Некоторые считают, что механизм социального рейтинга стал серьезной машиной, технологическим паноптикумом: за каждым жителем Китая будут непрерывно следить, его поведение будет полностью контролироваться. Но также есть мнение, что механизм все-таки направлен в основном на соблюдение китайского законодательства: ответственность за правонарушения, оплату штрафов и налогов.Но в азиатских странах, в отличие от западных, на протяжении веков культивировалось преобладание коллективного интереса над индивидуальным. Поэтому можно сказать, что система социального рейтинга для Азии явление идеологически не новое.При этом важно понимать, что технические возможности, которые позволяют создать масштабную систему слежки, появились в прошедшем десятилетии во всем мире. Например, в Великобритании обсуждалась возможность использовать данные о здоровье людей (с фитнес-трекеров, по покупкам в аптеках), для того чтобы предоставлять льготы некоторым категориям жителей страны. Но на китайскую систему международное, а особенно западное общество реагирует однозначно негативно. Исследователи выделяют ее беспрецедентность и порицают тотальный контроль и ущемление прав и свобод.В целом китайский опыт показывает, что проблему использования данных по праву можно считать проблемой десятилетия, а вопросы этики применения искусственного интеллекта и его взаимодействия с человеком проблемой века. Мировому сообществу еще предстоит гармонизировать правила использования больших данных и искусственного интеллекта и понять, какие системы допустимы, а какие нет.ЛитератураSocial Credit System // wikipediaCivilising China? A contentious social credit system moves boldly forward // CNAChinas Social Credit System in 2021: From fragmentation towards integration // MERICS
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 01.09.2021 12:18:11
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru