Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Китайский бренд как КНР завоевывает мир

Китайская цивилизация существует 5000 лет. За это время Китай не только сохранил свое влияние, но и стал популярным брендом: китайская кухня и китайский язык известны далеко за пределами страны. Востоковед Юрий Иляхин рассказал ПостНауке, что собой представляет современная культура в этой стране, как Китай создает себе имидж и чем завоевывает мир.Этот текст часть гида Китайский путь.ИмиджВремя, когда Китай гордился только стариной (чаем, фарфором и шелком),прошло. Сейчас китайская массовая культура очень разнообразна, и ее можно разделить на две группы. Первая это то, что сложилось исторически и влияет на мир естественным образом, напримеркулинария или язык. А вторая часть это то, что представители китайской культуры создают в наши дни целенаправленно: кино, игры, музыка. Это помогает Китаю дополнительно использоватьмягкую силудля распространения своих ценностей за пределы страны.По мнению китайских властей, естественного хода вещей недостаточно, чтобы создать благоприятный имидж в него нужно вкладывать средства. Поэтому Китай поддерживает то, что полезно и выгодно для этой цели.ЯзыкВ XXI веке Китайская Народная Республикаполучила статус экономической сверхдержавы, поэтому китайский язык все больше проникает в деловую среду и интересует людей в целом. Китай эту тенденцию поддерживает: для этого по всему миру создаются институты Конфуция [1] центры культуры и китайского языка. Сегодня на планете таких 550, они организованы специальной канцелярией при госсовете КНР. При этом китайский язык занесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира.ЛитератураКнига это еще одно важное культурное направление Китая. Внутри страны читают много. Об этом можно судить по обилию книжных магазинов в городах, крупным книжным тиражам и большим ярмаркам. Самая известная международная ярмарка Пекинская: сюда приглашают литераторов и издателей из более чем 40 стран мира для расширения книжной палитры в стране.Но литературные предпочтения внутри КНР очень рациональные. Жители Китая читают те книги, которые помогут им в реальной жизни: как добиться успеха, как быть здоровым, как стать богатым. Очень популярны работы основателя Alibaba Джека Ма, внутри страны известного как Ма Юнь. Художественные произведения в Китае также есть, но со своими особенностями: например, здесь популярен писатель Май Цзя, который работал в разведывательных органах: он публикует романы о разведке, операциях, контроперациях.Последние 20 лет в Китае особенно востребованы фантастика и фэнтези, и это же направление активно идет на экспорт. Оно привлекает иностранных читателей необычным переплетением китайской фантазии, китайской истории и современности. Самый известный автор из этой когорты Лю Цысинь: он лауреат премий по научно-фантастической литературе не только в Китае, но и в США.При этом в Китае писатели часто начинают свой путь в интернете. Например, самый популярный блогер-писатель Хань Хань. В 2000 году в возрасте 18 лет он опубликовал роман Тройная дверь, который основан на собственном опыте ухода из школыи поднимает остросоциальные вопросы образования. Роман разошелся тиражом свыше 20 миллионов и стал самым успешным китайским бестселлером за последние 20 лет. Позже,в 2010 году,Хань Хань был признан одним из самых влиятельных молодых людей мира по версии журнала Time.Еще одна важная фигура в Китае и за его пределами нобелевский лауреат по литературе 2012 года Мо Янь. Самая известная его работа, переведенная на русский язык, сатирический роман Страна вина. В ней Мо Янь в стиле галлюциногенного реализмаописывает, как в провинциальном шахтерском городе выращивают младенцев, которых поедает партийная номенклатура. Книга была написана в 1992году, но после публикации ее запретили в КНР.В середине 2021 года идеологические кураторы Коммунистической партии составили список писателей, которые поддерживают революционные идеалы и разделяют веру в Коммунистическую партию. Мо Янь в этот список не вошел наоборот, он получил клеймо приспешника иностранцев. Наблюдатели со стороны отмечают, что в последние годы Коммунистическая партия Китая активнее берет курс на сворачивание тех культурных свобод, которые могут нанести ущерб революционным идеалам.КиноВ Китае ежегодно производятся тысячи фильмов, под эти цели непрерывно строятся новые объекты. В 2018 году в городе Циндао открылась самая большая в мире киностудия Qingdao Movie Metropolis [2]. Ее называют кинематографическим мегаполисом Востока или Голливудом Востока: комплекс не только самый большой, но и один из самых технологически продвинутых в мире. Еще один крупный киногородок находится в провинции Чжэцзян, в районе Хэндянь: здесь почти в натуральную величину выстроены Запретный город1, Шанхайский банк и другие объекты. В Хэндянь снимается большинство китайских киноработ.В китайском кино широкий выбор тем и жанров: фэнтези, детективы, городские драмы, сельские драмы, приключенческие фильмы, остросюжетные, любовные, всему миру известный рыцарский жанр. Кроме того, современные космические победы Китая актуализировали в кино тему космоса.Коммунистическая партия контролирует и эту сторону культуры и не дает возможности критиковать власть и идеалы революции через кино. Но, несмотря на все цензурные преграды, китайские режиссеры умеют снимать успешные картины: например, лучшим фильмом Берлинского фестиваля 2014 года стала картина Дяо Инаня Черный уголь, тонкий лед.
Китай продвигает свои фильмы за рубеж, но и в стране достаточно крупный рынок. В этом смысле распространение киноработ за пределы Китая важно, но не так, как пропаганда нужной идеологии среди жителей Китая.МузыкаКитайская музыка отличается по своей традиции и особенностям от европейской. В Китае до последних времен не использовались полутона2, также не было нотного стана в западном понимании: музыка записывалась цифрами, а по мелодике значительно отличалась от привычной большинству.
В начале XX века китаевед Василий Алексеев писал, что любой ценитель европейской музыки со страха убежит из китайского театра от какофонии непривычных звуков. В свою очередь, жители Китая начали узнавать европейскую музыку только после образования КНР в 1949 году, когда впервые отправились в Cоветскую Россию учиться в консерваториях. Уже в наши дни здесь сформировалась общественная прослойка, которая европейскую классику ценит,в том числе в КНР с гастролями приезжают из Мариинского и Большого театров.Кроме того, в Китае уже появились свои оркестры, которые исполняют западную классику. Самый известный Китайский филармонический оркестр: он гастролирует за рубежом, в Европе и Америке. Качество этой музыки не как у оркестра Венской филармонии, но оно растет: сегодня в Китай со всего мира приглашают педагогов для обучения студентов в консерваториях и дирижеров для работы с оркестрами.В свою очередь, Китай не забывает пропагандировать свое искусство за рубежом. Например, гастролирует и пользуется успехом Гонконгский оркестр китайских национальных инструментов. 85 музыкантов исполняют произведения на рожках3, двуструнных скрипках, флейтах и других традиционных инструментах.Сейчас, несмотря на самобытную музыкальную историю, в Китае сформировались все привычные за рубежом жанры: поп-музыка, рок-музыка, камерные ансамбли, хоровая культура, организуются фестивали с западными исполнителями.ТеатрЕще одна жемчужина китайской культуры это Пекинская опера. Она сформировалась на основе многих местных театральных школ, все они в целом известны под общим названием Традиционная китайская опера. В основу постановок здесь зачастую положены сюжеты сказок и повестей, биографии китайских правителей или полководцев. Иностранцу бросается в глаза облик артистов: они надевают колоритные наряды, раскрашивают лица, используют маски и перья фазана.
Европейский же разговорный театр, как и музыка, начал проникать в Китай в XX веке. Первые театры стали появляться в 19201930-е годы. Здесь вполне можно увидеть привычные западному глазу спектакли, напримердраму. Но экспериментов на сцене не допускают: здесь не бывает абсурда, голых актеров, других провокационных элементов. Очень популярна военная и революционная тематики.Но работы небольших театральных студий опровергают мнение о том, что у китайцев нет чувства юмора: в таких театрах часто можно увидеть короткие веселые спектакли на час-полтора, своего рода скетчи. Они поднимают любовные, спортивные, национальные темы, тему дружбы народов, в определенных рамках и политические вопросы.ИгрыВ 2020 году китайская игра Genshin Impactбыла признана игрой года по версии одновременно Apple и Google Play. В игре разработчики воспроизвели вид Национального парка Чжанцзяцзе провинции Хунань: он известен большим количеством пиков-столбов из песчаникаи кварца, которые ценятся своей красотой. Считается, что тот же пейзаж частично использовали авторы фильма Аватардля создания своей киновселенной.
Экспортные продукты китайской культуры вовлекают людей по всему миру не только в игру иличтение, но и со временем в изучение страны в целом. Это и есть та мягкая силакитайского бренда, которая укореняет комплекс представлений о Китае за рубежом.ЛитератураРоль Институтов Конфуция в культурном сотрудничестве РФ и КНР в начале XXI века // Международные гуманитарные связиСделано в Циндао: китайская киностолица и её субсидии как серьёзное предложение кинематографистам // euronews.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 13.08.2021 18:14:56
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru