Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

За что мы платим налоги государству и можно ли без них обойтись

Налогообложение неотъемлемый признак государства, а уплата налогов обязанность каждого экономического агента. Налог, даже если он не называется этим словом, может выступать благом для общества или идти ему во вред. О том, как добиться первого и предотвратить второе, рассказывает экономист Александра Осмоловская-Суслина, руководитель направления Фискальная политика Экономической экспертной группы.Что такое налоги и зачем они нужныНалогом можно назвать любой обязательный невозвратный платёж, который государство взимает с экономических агентов посредством принадлежащего только государству праву принуждения.Это концептуальное определение налога, и оно отличается от того, что дано, например, в российском законодательстве. С точки зрения науки и сути явления, налог любой платёж, который удовлетворяет требованиям обязательности, невозвратности и принудительности. С точки же зрения российского законодательства, помимо собственно налогов, существуют сборы, взносы, торговые платежи, которые формально налогами не считаются, хотя являются ими по сути. Это важно понимать: когда государство повышает сборы или взносы, как бы данный процесс ни назывался в законодательстве, он означает повышение налогов.Несмотря на то, что налоги являются невозвратными в явном, денежном, смысле, они на самом деле всё-таки возвращаются косвенно государство собирает некую сумму в казну, а потом отдает её обратно в экономику в виде государственных расходов и предоставления услуг, обеспечения образования, здравоохранения, охраны порядка, обороны. То есть можно сказать, что налоги это косвенная плата граждан за те услуги, которые государство им предоставляет. Эти услуги часто называются общественными благами. С их помощью осуществляется перераспределение богатства между экономически агентами.Какие бывают налогиКлассифицировать налоги можно по разным основаниям. Во-первых, бывают налоги прямые и косвенные. Прямые можно определить как налоги на результат некоего труда: вы совершили работу, получили доход и с этого платите налоги. Косвенными облагается некий процесс, например, потребление: экономический агент потребляет и в силу этого платит налоги. Если он перестаёт потреблять или начинает потреблять меньше, то, соответственно, перестаёт платить налог или платит меньше.Во-вторых, налоги делятся на маркированные и немаркированные. Маркированные налоги избегают принципа единства кассы (в бюджетном законодательстве РФ он предполагает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счёта), то есть могут быть потрачены только на определённые нужды. Самым распространённым примером таким налога является социальный взнос: он расходуется исключительно на пенсии, больничные и ни на что другое. Так, акцизы на нефтепродукты в России тоже являются маркированными, поскольку они направляются в дорожный фонд. Немаркированные налоги попадают в общий фонд и уже оттуда тратятся так, как считает нужным государство.Ещё налоги различаются по шкалам. Шкала может быть плоской тогда ставка не зависит ни от чего а может быть прогрессивной или регрессивной: в этом случае по мере достижения какого-то уровня, например, доходов экономического агента ставка соответственно увеличивается или снижается.Налоги также можно делить по ставкам, а те, в свою очередь, бывают стоимостными и специфическими. Стоимостные ставки устанавливается в процентах от стоимости (например, НДФЛ в 13% доходов). А специфическая устанавливается в рублях за единицу товара вне зависимости от того, сколько товар стоит, например, сколько-то рублей за один литр этилового спирта, за тонну проданной или добытой нефти. Встречаются и смешанные ставки, рассчитываемые по сложной формуле.Наконец, в России и других странах налоги также различаются по уровню принятия решений они бывают федеральными, региональными и местными. Можно подумать, что эти налоги называются так на основании того, в бюджет какого уровня они зачисляются, но это не так. Вот хороший пример: налог на прибыль 90% поступлений по этому налогу зачисляется в региональные бюджеты, но все решения относительно ставки, основных льгот и прочего принимаются на федеральном уровне. То есть отдать этот налог в региональные бюджеты - это решение федеральных властей. Так же обстоит дело с НДФЛ: это федеральный налог, но поступает он в региональные бюджеты.В России практически все основные налоги федеральные. На региональном и тем более местном уровне власти могут менять ставки лишь в очень небольшом числе случаев. С региональными налогами знакомы все, у кого есть квартира, машина и другое имущество всё это облагается как раз ими.Как рассчитываются налогиРешения о том, какими будут налоги, должны приниматься на уровне экономической политики, всего экономического блока и даже в целом правительства, ведь предполагается, что налоговая система должна уравновесить разные интересы. С одной стороны, она призвана решать фискальную задачу, то есть собирать в казну какую-то сумму. С другой стороны, нужно сделать так, чтобы экономика хорошо развивалась. И эти две задачи противоречат друг другу. Известно, что одни налоги более губительны для экономического роста, другие менее губительны, одни налоги больше бьют по физическим лицам, другие по юридическим. Поиск оптимальных ставок и инструментов насколько сильно можно повысить нагрузку, чтобы не парализовать экономику, это очень сложная задача, решение которой крайне трудно смоделировать и можно скорее нащупать.Нет единого для всех стран оптимального уровня налоговой нагрузки. Но есть общий принцип его поиска уровень налоговой нагрузки должен быть таким, чтобы хватало на наполнение казны и не тормозило при этом экономический рост. Поэтому крайне важно, чтобы у политиков, принимающих решения на этот счёт, было глобальное понимание процессов, происходящих в экономике. Не должно быть такого, чтобы министр финансов выполнял поставленную ему задачу собрать в казну определенную сумму за счёт повышения налогов, а министр экономики, желая, чтобы у него наконец пошли какие-то проекты развития, одновременно обещал исключительные налоговые льготы. Формирование налоговой политики должно быть результатом консенсуса.Как работает система сбора налогов в РоссииГоворя о налогах в России, стоит отметить несколько моментов. Если мы возьмём нашу налоговую систему такой, какая она была до повышения1 НДС в 2019-м, то она, конечно, была не идеальной, но близкой к этому: налог на прибыль был не слишком высок настолько, чтобы не отбивать интерес у предпринимателей работать. Ставка подоходного налога была одной из самых низких в мире - 13%. Кроме того, в нашей налоговой системе имело место перераспределение налоговой нагрузки: большая ее часть ложилась на отрасли с высокой природной рентной - рентных богачей нефтяников, газовиков и проч. и остальным было полегче. В результате порядка 30% всех бюджетных доходов в России фактически приходилось на нефтегазовый сектор. Плюс у нас была достаточно комфортная ставка НДС и действовало много льгот для стимулирования инвестиций и инноваций, в том числе для IT-компаний. Эту систему можно было еще улучшать, убирая пробелы в законодательстве, но по смыслу она была ориентирована на то, чтобы стимулировать экономический рост.Сегодня льгот намного меньше, налоговая нагрузка возросла, особенно на обычных людей. Поднятый в 2019 году НДС ложится на плечи конечных покупателей.С 2021 года ввели прогрессивную шкалу НДФЛ [1](15% на сумму, превышающую 5 млн. в год). Растет налоговая нагрузка и на прочие добывающие отрасли - не только на нефть и газ.Здесь хочется уточнить еще момент: нельзя отождествлять такие понятия подоходный налоги налоговое бремя на труд. НДФЛ (подоходный налог) - это лишь часть налоговой нагрузки на труд. И хотя ставка НДФЛ в России все еще достаточно низкая, общая налоговая нагрузка на труд довольно высока - она включает в себя еще и социальные взносы, которые ложатся на плечи работодателя.За уплатой налогов следит Федеральная налоговая служба. В последние годы она сильно улучшила свои технические возможности и научилась контролировать многое в режиме онлайн. Стал гораздо лучше контроль над розничной торговлей, над серыми зарплатами: в ФНС понимают, к примеру, что если у человек на том же месте работы, что и раньше, резко падает зарплата, но при этом ничего не меняется в его жизни, то, значит, есть какие-то попытки уклонения от налогов. Уклоняться от налогов сегодня становится всё сложнее и сложнее.Вместе с тем люди в России в основном не осознают, что платят налоги у нас отсутствует такое понятие как общество налогоплательщиков.Кто такой налогоплательщик? Это гражданин, осознающий, что он часть своей жизни, кровью и птом заработанных денег отдаёт государству. И в силу этого он имеет право контролировать, как эти деньги государством расходуются. К сожалению, эта связь нарушена и в обществе мало людей с активной гражданской позицией, с осознанием того, на деньги, взятые в виде налогов, армия и полиция государства должны граждан защищать, врачи лечить, а учителя в школах качественно обучать детей, и всё это граждане должны контролировать. Некоторые представители государства со своей стороны также будто бы не осознают, что получают зарплату, обеспеченную налогами тех самых граждан. По мере того, как будет формироваться общество налогоплательщиков, т.е. чем больше будет появляться сознательных людей, тем прозрачнее и эффективнее будет становиться система государственного управления.Нужна ли в России прогрессивная шкала налогообложенияЧисто теоретически прогрессивная шкала налогообложения личных доходов вещь вполне разумная: люди с очень высоким достатком по достижении определённого уровня доходов платят повышенную ставку, и это никак не снижает их уровня жизни; на вырученные деньги государство помогает бедным. Но если переходить к практике, причём к практике российской, возникают сложности.Начнём с того, что у нас наблюдается сильнейшее расслоение населения по уровню дохода в стране огромное количество бедных и околобедных, средний класс практически отсутствует, и есть несколько тысяч сверхбогатых людей. Обложить этих сверхбогатых повышенным налогом и за счёт него накормить бедных идея в духе Робина Гуда. Но именно в силу того, что у нас так много бедных и так мало богатых, хоть они и фантастически богаты, получается, что для того, чтобы собрать хоть сколько-нибудь значимую сумму, которая реально могла бы помочь бедным, либо нужно у этих богатых отнять всё, либо также обложить повышенным налогом ещё и средний класс. А как только это произойдет, он тут же перестанет быть средним классом и тоже станет бедным, поскольку у его представителей нет никакого резерва.Фактически с 2021 года люди с доходом более 400 тыс. рублей в месяц теперь платят у нас не 13%, а 15% т.е. прогрессивная шкала уже введена. Эта мера позволит, как считается, дополнительно собирать порядка 60 млрд рублей в год. Но в масштабе бюджета страны это совсем не та сумма, которая оправдывает усложнение системы. Очевидно, вопрос о введении прогрессивной шкалы должен быть отложен до момента, пока дифференциация общества по доходам не снизится.Возможно ли общество без налогов?Увы, нет.Среди множества концепций государства есть та, что называется теорией стационарного (оседлого) бандита. Образно ее можно представить так: есть небольшая деревенька, которая регулярно подвергается набегам и ограблениям, в результате которой бандиты не только забирают всё ценное, но и сжигают ее дотла. И тут появляется бандит, решивший действовать иначе не уносить всё и не сжигать дома и амбары, а забрать немного скота, ржи, других товаров, а остальное оставить, чтобы крестьянам было, на что жить и развиваться, и чтобы было потом, с чего снова собирать дань. Сам этот бандит селится неподалёку и защищает деревеньку от набегов других бандитов строит забор, разрешает конфликты между жителями, обеспечивает медицинскую помощь и всё это на те средства, которые он получает регулярно с жителей деревни.В рамках такой концепции государство должно обеспечивать комфортные условия, чтобы людям, которые обитают на определённой территории, жилось хорошо, на средства, собранные с них же самих, то есть на налоги.Следовательно, любая попытка отказаться от налогов приведёт к распаду государства ему нечем будет себя финансировать и обеспечивать те функции, которые оно на себя взяло.В этой картине мира, помимо прочего, особое значение приобретают прозрачность правил игры и сменяемость власти - ведь в деревеньке может появиться другой претендент на роль главного (другой бандит или кто-то из местных), который пообещает те же услуги или даже лучшие, но за меньшую дань. Например, привести доктора, забирая с заболевшего всего две свиньи, а не три, то есть станет действовать более эффективно. Тогда действующий глава задумается о том, что он может предложить жителям, чтобы они не дали его сместить. У него появится цель сделать жизнь жителей более комфортной. И так постепенно государственноеуправление будет становиться все более эффективным, и общество и экономика будет процветать.ЛитератураКак изменятся налоговые платежи россиян с 2021 года Кто и сколько будет платить в Новом году // РБК
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 09.08.2021 16:04:52
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru