Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Психология школьного стрелка

Согласно исследованиям, в 2018-2019 гг. 100 000 американских школьников посещали школы, в которых происходила стрельба. В России за период с 2014 по 2018 гг. в России зарегистрировано от 15 до 19 инцидентов с насилием в образовательных учреждениях. Ученые пытаются описать проблему и предложить возможные варианты ее превентивного решения.Феномен скулшутинга: чем он отличается от других форм школьного насилияSchool shooting (англ. школьная стрельба) нападение учащихся на школы с применением огнестрельного оружия. Часто тех, кто решается на подобное преступление, называют колумбайнеры, потому что самый известный случай нападения произошел в США в 1999 году. Тогда двое учеников школы Колумбайн открыли огонь по ученикам и преподавателям, в результате погибли 30 человек, более 20 были ранены.На территории школы часто разворачиваются события, так или иначе связанные с насилием. Это могут быть разборки местных банд, межличностные конфликты, захват здания террористами. Но есть набор признаков, позволяющий рассматривать скулшутинг как отдельный феномен: преступник имеет отношение к школе (учится/учился в ней) убийства или ранения умышленные, но без корыстных мотивов нападение планируется заранее нет цели только продемонстрировать оружие, скулшутер всегда готов стрелять жертвами становятся случайные люди, а не конкретные обидчики реализуется намерение передать какое-то сообщение окружающим, то есть насилие носит символический характерВ научной среде бытует мнение, что на потенциального школьного стрелка последовательно действует сразу ряд факторов. Их патологическое влияние со временем только нарастает и приводит к трагедии. В частности, психологи Джек Левин и Эрик Мэдфис в своем исследовании [1] называют такие факторы деформациямии выделяют следующие стадии, приводящие ученика к нападению: хроническая деформация, неконтролируемая деформация, острое напряжение, стадия планирования и стадия осуществления.Образ стрелкаВ общественном сознании укоренился образ школьного стрелка как социально некомпетентного одиночки, который терпит издевательства от сверстников, играет в жестокие видеоигры и в один день идет убивать. Но на деле все сложнее, чем кажется.Первое, на что стоит обратить внимание среди скулшутеров до последнего времени не было ни одной девушки [2] (первый подобный случай произошел [3] 7 мая 2021 года в школе в штате Айдахо, когда ученица ранила трех человек). Это может объясняться особенностью идентичности по гендерному признаку: используя огнестрельное оружие, молодые люди пытаются подтвердить свою маскулинность.Далее любопытно, что далеко не все шутеры имеют проблемы с общением. Напротив, больше половины активно вовлекаются в спортивную жизнь школы или дополнительные занятия. Только треть выказывала явные признаки социальной изолированности, а совсем не имели близких друзей всего лишь около 12% из всех стрелков [4]. Поэтому можно сказать, что часто такие ученики могли производить впечатление коммуникабельных и даже в какой-то степени популярных среди сверстников людей.При этом все-таки почти три четверти считали себя несправедливо обиженными. Но это ощущение больше связывают с общим климатом в образовательном учреждении, чем с непосредственными угрозами со стороны одноклассников по отношению к будущему стрелку.По данным исследований [5], почти 98% шутеров накануне инцидента испытывали серьезные потрясения финансовые потери, острые семейные конфликты, какой-то эпизод чрезмерного издевательства. Доув [6] назвал это эффектом разморозки. В такой экстремальной ситуации подросток осознает, что терять больше нечего, и решается на крайние меры. Тогда уже общение со сверстниками действительно сводится к минимуму, человек уходит внутрь себя и сосредоточивается на техническом планировании акта.Также заметной и по-настоящему общей чертой можно назвать то, что каждый из подростков, совершивших нападение на школу, был готов либо умереть от рук полицейских, либо совершить самоубийство. То есть это не только акт насилия по отношению к жертвам, но и своеобразная форма суицида.Что толкает молодых людей на преступлениеНекоторые зарубежные исследователи активно предпринимают попытки найти ключевую причину, которая бы объяснила феномен скулшутинга. Например, говорят о различных психологических проблемах, общих для всех стрелков, и делят их на психопатов, психотиков и травматиков [7].Но сегодня ученые все больше приходят к выводу о том, что единой универсальной причины просто не существует. Поведение человека, который нападает на школу, то есть совершает террористический акт, это, безусловно, сложное поведение со сложными компонентами и поэтому оно не может быть объяснено чем-то одним.Так, нельзя сказать, что все колумбайнеры психически нездоровые люди. Конечно, у них часто нарушены эмоциональные связи и они более лабильны, но это не дает повода специалистам выносить соответствующее заключение и определять их как опасных. Зато точно известно, что мало кто из них получал настоящую психологическую помощь [8].Попытки найти общие мотивы у школьников, берущихся за оружие, не приводят к однозначным результатам. Мы уже говорили о том, что образ затравленного одиночки чаще всего оказывается далеким от истины: эти ребята вполне могли казаться общительными, больше половины имели полную семью и хорошо учились [9]. При этом многие из них страдали депрессией, около 80% стрелков действительно были жертвами травли, а у 78% были суицидальные мысли. Школы, в которых происходили инциденты, если и находились в пригородах или сельских районах, обычно характеризовались низким уровнем насильственных преступлений, то есть нельзя утверждать, что на поведение стрелка как-то подействовала окружающая обстановка.Фантазии школьников о том, как они расстреливают учителей и сверстников, так или иначе связаны с переживанием обиды, ощущением несправедливости и желанием мести. К этим фантазиям добавляются представления о своем величии, божественном праве вершить судьбу других людей. Такие мысли могут сопровождать подростка в течение нескольких лет.Почему именно огнестрельное оружиеОдин из подходов в изучении скулшутинга связан с социокультурными особенностями среды, которые оказывают влияние на подростков и провоцируют инциденты в школах. Например, в США речь идет о распространенном культурном стереотипе о том, что оружие может решать проблемы. Особенно это касается неблагополучных, криминальных районов.Свою лепту, по мнению исследователей, вносят компьютерные игры и медиаконтент. Сцены насилия, жестокости и общедоступные стрелялки формируют установки на применение оружия. Но если бы расправу учиняли все любители Counter-Strike, ЧП происходили бы почти каждый день.На территории РФ агрессоры чаще всего используют то, что проще достать идут в школу с ножом, топором, зажигательной смесью. Это меняет специфику происшествия и отношения агрессора и жертвы, но суть от этого не меняется.Как предупредить опасностьВ России в 2019-20 [10] годах удалось предотвратить несколько эпизодов скулшутинга в частности, благодаря тому, что о готовящемся массовом расстреле спецслужбам сообщали ученики или учителя школ. Свои плоды приносит и анализ онлайн-чатов. Однако это не панацея, как и усиление школьной охраны.Выше уже было сказано, что составить четкий психологический портрет потенциального стрелка крайне сложно, и различные тесты и чек-листы поведенческих реакций не дают возможности его сформировать. При этом есть сигнальные признаки, на которые все же стоит обращать внимание. Так, в зоне риска находятся лица мужского пола, подвергавшиеся буллингу, склонные к депрессии и уходу в мир компьютерных игр, у которых есть проблемы во взаимоотношениях с учителями и учениками.Именно усредненный психологический портрет большинства стрелков как относительно благополучных, нормально обучающихся и вроде бы социализированных, не привлекающих особого внимания, часто затрудняет выявление таких учеников на ранних этапах. Педагоги и школьные психологи чаще замечают подростков, демонстрирующих яркое эмоциональное поведение. Тем не менее, можно стараться уделять особое внимание детям с длительным депрессивным состоянием, суицидальными мыслями.В некоторых странах есть положительный опыт борьбы с шутингом. Например, в Германии и Финляндии после нескольких подобных эпизодов, повторных случаев не было в течение 15 лет. Очевидно, что это удалось остановить за счет в системы социально-психологического сопровождения в школах. В этих странах специалисты проводят большую работу для нормализации климата в образовательном учреждении в целом и пытаются разобраться в проблемах каждого конкретного ученика.Еще один способ уменьшить вероятность подобных случаев не героизировать подростка, совершившего насилие. Часто этим грешат СМИ, когда уделяют слишком большое внимание личности преступника, его девиантным мотивам и описанию техники нападения, но не говорят о жертвах, их личностях. Это способствует так называемому эффекту Вертера1в контексте нападений на школы. Согласно исследованию [11] Аризонского университета, в США похожие заразные инциденты происходят в среднем в течение двух недель после того, как в СМИ появляются новости о первом.Сегодня подросткам очень трудно найти себя, сформировать личную траекторию развития, найти применимые к жизни идеалы. Поэтому отчасти такой радикальный шаг попытка молодых людей обрести какой-то смысл. В сочетании с обидой, отчаянием и чувством несправедливости такое послание становится своего рода требованием к изменению социального устройства.Дополнительная литератураДавыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика// Национальный психологический журнал. 2018. 4(32). С. 6276.Ferguson, C. J., Coulson, M., & Barnett, J. (2011). Psychological Profiles of School Shooters: Positive Directions and One Big Wrong Turn. Journal of Police Crisis Negotiations, 11(2), 141158. https://doi.org/10.1080/15332586.2011.581523American Psychological Association. (2013). Gun violence: Prediction, prevention, and policy. Retrieved from http://www.apa.org/pubs/info/reports/gun-violence-prevention.aspxКнижникова С.В. Амок: актуальность изучения нападений в школах, причины, возможности первичной профилактики // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. 1. С. 152168. doi:10.17759/sps.2019100109Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. 2. С. 97110. doi:10.17759/psylaw.2020100208
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 22.07.2021 16:19:55
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru