Что делает нас людьми?

Вопрос о том, почему человек отличается от всех живых существ на Земле, волновал ученых на протяжении столетий.

Что отличает людей от других животных? Это один из тех больших вопросов, которые постоянно задаются любознательной публикой. Ответы, как правило, относятся к ряду характерных черт, отличающих нас от наших ближайших родственников человекообразных обезьян: прямохождение, форма пальцев ног, размер мозга. Миллионы лет раздельной эволюции, конечно, привели к значительному расхождению во всех видах признаков. Так, существует множество теорий о том, что делает нас людьми, причем несколько из них связаны или взаимосвязаны. Древнегреческие философы, например, Сократ, Платон и Аристотель, как и бесчисленное множество их коллег с тех пор, теоретизировали о природе человеческого существования. С открытием окаменелостей и научных доказательств ученые все изменилось и были разработаны новые теории. Хотя единого ответа на вопрос о том, что именно делает нас людьми, не существует, нет никаких сомнений в том, что люди действительно уникальны: помимо наших очевидных интеллектуальных способностей, которые отличают нас как вид, у людей есть несколько уникальных физических, социальных, биологических и эмоциональных черт.

Чем человек отличается от других животных?

Эволюционная биология и научные данные говорят нам, что все люди произошли от обезьяноподобных предков более 6 миллионов лет назад в Африке. Информация, полученная из окаменелостей ранних людей и археологических останков, предполагает, что несколько миллионов лет назад существовало от 15 до 20 различных видов ранних людей. Эти виды, называемые гомининами, мигрировали в Азию около 2 миллионов лет назад, а затем в Европу и гораздо позже в остальной мир. Хотя различные ветви людей вымерли, ветвь, ведущая к современному человеку, Homo sapiens, продолжала развиваться.

Люди имеют много общего с другими млекопитающими на Земле с точки зрения физиологии, но больше всего похожи на два других живых вида приматов с точки зрения генетики и морфологии: шимпанзе и бонобо, с которыми мы провели больше всего времени на филогенетическом дереве. Однако, как бы мы ни были похожи на шимпанзе и бонобо, различия огромны.

Большинство видов, существовавших на планете Земля, вымерли, включая ряд ранних человеческих видов.

Помимо наших очевидных интеллектуальных способностей, которые отличают нас как вид, у людей есть несколько уникальных физических, социальных, биологических и эмоциональных черт. Хотя мы не можем точно знать, что находится в сознании других животных, ученые могут делать выводы об этом, изучая их поведение.

Еще больше увлекательных статей об эволюции человека и других животных читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен. Там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте!

Как пишет ThoughtCo, Томас Саддендорф, профессор психологии в Университете Квинсленда, Австралия, и автор книги «Разрыв: наука о том, что отличает нас от других животных», пишет следующее:

«Установив наличие и отсутствие психических черт у различных животных, мы можем лучше понять эволюцию разума. Распределение признака по родственным видам может пролить свет на то, когда и на какой ветви или ветвях генеалогического древа этот признак, скорее всего, развился».

Как бы ни были близки люди к другим приматам, теории из разных областей исследований, включая биологию, психологию и палеоантропологию, свидетельствуют о том, что определенные черты являются уникальными для человека. Особенно сложно назвать все отчетливо человеческие черты или дать абсолютное определение «того, что делает нас людьми». Особенно для такого сложного вида, как наш.

Это интересно: Ученые выяснили почему мозг человека больше, чем у обезьян

Идеи и самосознание

Как видите, единого ответа на вопрос о том, что именно делает нас теми, кто мы есть, не существует. Возможно, самое примечательное в человечестве то, что мы способны достаточно хорошо распространять идеи так, чтобы каждое поколение могло поддерживать и развивать понимание предыдущего, порождая кумулятивную культуру. Но что дарит нам этот потенциал?

Несомненно, свою роль сыграли генетические мутации. В статье, опубликованной в журнале Science today, Саймон Фишер из Института психолингвистики Макса Планка, Нидерланды, и Мэтт Ридли, бывший научный журналист, попытались ответить на этот вопрос.

«Самосознание, а именно наша способность думать о собственных мыслях, занимает центральное место в том, как мы воспринимаем мир. Без самосознания образование, литература и другие человеческие усилия были бы попросту невозможны», пишут исследователи.

Несмотря на огромные различия, между нами и другими видами много общего.

Напомним, что наиболее известными мутациями являются те, которые изменяют последовательность гена, что, в свою очередь, изменяет свойства белков, производимых этим геном. Таким образом, удивительное количество ключевых вариаций вызвано мутациями, которые оставляют последовательность белка неизменной, но изменяют количество или ситуации, в которых производится белок.