Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Гендерные стереотипы

Во всем мире женщины сталкиваются со сложностями при приеме на работу и вынуждены разрываться между трудовыми обязанностями и семьей. Не меньше гендерные стереотипы вредят и мужчинам: они вынуждены соответствовать нормативным представлениям о маскулинности, часто выгорают на работе и не обращаются вовремя за медицинской помощью. Социолог Екатерина Бороздина рассказала ПостНауке, какими бывают стереотипы, какую роль в обществе они играют и возможен ли социум без них.Зачем нужны стереотипыСтереотипы генерализованные представления о какой-либо категории людей. Они работают тогда, когда мы в очень обобщенном виде приписываем некоторые свойства всем представителям определенной социальной группы.Стереотипы нужны, чтобы классифицировать мир вокруг и самих себя в этом мире. Они задают представление о том, какое поведение ожидается от женщины, мужчины, человека определенного возраста или вида занятости и так далее. Схемы облегчают процесс взаимодействия с обобщенными другими, о которых у нас еще мало информации. В такой ситуации мы можем обратиться к стереотипам например, предположить, что конкретная женщина, скорее всего, будет вести себя в соответствии с тем, что мы можем ожидать от всех индивидов, которых общество относит к женщинам.Стереотипы могут быть в большей или меньшей степени близки к реальному опыту людей. Они необъективны, социально обусловлены и обычно не поспевают за изменениями в обществе. Кроме того, стереотипы производятся в контексте определенных властных отношений и часто бывают сопряжены с неравенством. В частности, гендерные стереотипы нередко преподносятся как естественный порядок вещей, но в действительности за приписываемыми по признаку пола свойствами может скрываться дискриминация.
Культура, общество, политика: откуда берутся гендерные стереотипыСоциальные стереотипы могут быть возрастными, национальными, профессиональными и так далее. Гендерные стереотипы обычно делятся на две большие категории в соответствии с биологическим полом: мужские и женские. В рамках патриархатного порядка1 за гендерными стереотипами стоит бинарное разделение на сферу производства и сферу воспроизводства, публичное и приватное.Стереотипные представления о женщине и ее нормативная социальная роль оказываются связаны со сферой приватного: сферой воспроизводства и заботы, с красотой и принесением (чаще всего мужчине) эстетического удовольствия. А стереотипы о мужской роли в общем виде относят мужчин к публичной сфере: сфере производства, активной деятельности вне дома и властной позиции. Следуя этим стереотипам, мы ожидаем, что женщины будут милыми и слабыми, станут любить детей и у всех них будет материнский инстинкт. Мужчины же будут сильными, властными, настойчивыми, конкурентными, стремящимися к трудовым и иным подвигам. Причем такое социально сконструированное разделение мы склонны воспринимать как нечто заданное от природы.Гендерные стереотипы можно классифицировать по тому, каким образом они воспроизводятся в обществе. На самом высоком уровне уровне социальной и гендерной политики транслируется определенное представление о нас как больших группах мужчин или женщин. При введении тех или иных мер поддержки рождаемости государство может воспроизводить или, наоборот, не воспроизводить стереотипные представления о женщине как о матери и домохозяйке, заботящейся о работающем мужчине. Например, в современной Швеции именно отцов стимулируют брать отпуск по уходу за детьми. В то же время российская семейная политика начиная с середины 2000-х годов структурно организована так, чтобы присваивать женщине в первую очередь роль матери.Различные организации и институты своей деятельностью, формальными и неформальными правилами работы также поддерживают стереотипы или, наоборот, препятствуют трансляции стереотипных представлений, ведущих к значительному неравенству и ограничивающих перспективы какой-либо социальной группы. Это проявляется, скажем, в разделении уроков труда в школе на занятия для мальчиков, где все делают что-то из дерева, и для девочек, где учатся варить борщ. Другой пример связан с отечественным институтом здравоохранения. Правила его работы стимулируют женщин регулярно посещать гинеколога, но в гораздо меньшей степени контролируют репродуктивное здоровье мужчин. Это происходит из-за стереотипов, связанных с якобы большей значимостью сферы репродукции для женщины, а также из-за представлений о женщине как об особенно уязвимой и нуждающейся в особой заботе.Культурные институты и медиа инструмент трансляции гендерной идеологии и гендерных норм. Однако современные медиа транслируют не только стереотипы, но и вариативность форм поведения. Во многих развитых странах мы наблюдаем изменения гендерного порядка, и они не всегда однозначны. Например, в России очевиден поворот к неотрадиционализму, в то же время развивается феминистское движение, которое, в частности, обращает внимание общества на проблемы домашнего насилия и харассмента в отношении женщин. Постепенно в СМИ становится неприличным воспроизводить некоторые стереотипы, которые совсем недавно спокойно транслировались. И конечно, говоря о стереотипах, необходимо учитывать социальный и исторический контекст конкретной страны. В постсоветском обществе стереотипное представление о женщине не сводится однозначно к образу заботливой домохозяйки, как, например, было в США в 1950-х годах, но ориентировано скорее на образ работающей матери.На уровне межличностного взаимодействия проявленность стереотипов зависит от того, насколько мы их воспроизводим в непосредственной коммуникативной ситуации. У нас есть багаж из когнитивных схем и обобщенных представлений. Вопрос в том, насколько мы понимаем условность этих схем и дискриминационный характер некоторых из них и до какой степени следуем этим схемам при взаимодействии с конкретными людьми.Важно, что в смысле воспроизводства стереотипов в обществе есть различие между практиками и дискурсами. Порой то, что транслируется, отличается от того, что происходит на практике. И это тоже признаки изменений. Например, женщина может быть суперпрофессионалом, обеспечивать себя и семью, но на день рождения ей будут в первую очередь желать простого женского счастья. Или, допустим, мужчина, работающий в офисе, может перестать называть женщин в праздник украшением коллектива, но на практике будет ожидать, что именно коллеги-женщины должны мыть за всеми в офисе чашки. Бывает и так, что в разговоре мужчина пытается показать себя таким настоящим мачо, а на практике ведет себя менее стереотипно. Постепенно на фоне этих изменений сегодня вырабатываются новые представления например, о сильных женщинах или заботливых отцах.Насилие и стеклянный потолок: как стереотипы вредят женщинамМы не рождаемся со стереотипными представлениями. Человек приобретает их в социуме. Сталкиваться со стереотипами мы начинаем практически с самого раннего возраста, когда девочкам покупают розовые распашонки и кукол, а мальчикам голубые комбинезоны и машинки. Но кроме достаточно безобидных форм стереотипизации детей есть и откровенно опасные ее виды например, представление о том, что женщина по умолчанию менее ценный член семьи, до недавнего времени вело к массовому абортированию девочек в Индии [2].Чем гендерные стереотипы опасны для женщин? Во всем мире (с нюансами некоторых локальных контекстов) они производятся в условиях патриархатного гендерного порядка, в рамках которого женщина занимает менее достойное положение, чем мужчина. Женщина сталкивается с дискриминацией при трудоустройстве: часто вне зависимости от того, планирует ли конкретная женщина иметь детей, ее рассматривают не только как профессионала, но и как будущую мать, которая может уйти в декрет. Такая дискриминация незаконна, однако работодатель может иметь это в виду, принимая решение о найме. Гендерные стереотипы влияют на карьеру женщин в виде стеклянного потолка ситуации, когда образ успешного профессионала скорее ассоциируется с мужчиной, что ограничивает возможности карьерного роста для женщин.Женщина, занимающая руководящую должность, в патриархатном мире кажется уже не совсем женщиной, но и не вполне руководителем. Становясь начальником, она не соответствует стереотипным представлениям о нормативной роли женщины как о мягкой, скромной, отвечающей за домашний уют. Ее должность как бы дискредитирует ее женственность. С другой стороны, если она женщина, то как она может быть хорошим руководителем, если стереотипы зарезервировали такую позицию за мужчинами? Эти противоречия формируют патриархатную ловушку, в которой у женщин, как бы они ни старались, никогда не получится соответствовать социальным ожиданиям.В частной жизни гендерные стереотипы влияют на распределение власти в семье, где женщина часто играет роль заботящейся жены и матери, а не работающего партнера. Если женщина утвердилась в нормативной гендерной роли, то, например, при столкновении с домашним насилием имеет меньше шансов и ресурсов выйти из этой опасной ситуации. Харассмент на рабочем месте это также симптом стереотипизации женщин, когда все женщины определенного возраста воспринимаются как объект для сексуализированного внимания.
Таким образом, гендерные стереотипы чаще всего дискриминируют женщин, представляя их зависимыми, уязвимыми и помещая в домашнюю ловушку. Но не все женщины в одинаковой степени подвержены стереотипам. Влияние стереотипов зависит от класса, этничности, сексуальности и разных других измерений неравенства, которые пересекаются с гендерным. Например, образованная женщина среднего класса, являющаяся оплачиваемым профессионалом, тоже в своей жизни сталкивается с гендерными стереотипами, но у нее есть ресурсы, чтобы их преодолевать. В более проблемной ситуации находятся женщины из уязвимых социальных групп, помещенные в патриархатную систему координат.Об опасности стереотипов для мужчинМужчины тоже могут сталкиваться с негативным влиянием гендерных стереотипов. Например, нормативное представление о маскулинности связано с рискованным поведением, употреблением алкоголя. Мужчины считаются сильными и в итоге реже прибегают к медицинской помощи, не так тщательно следят за своим здоровьем, как женщины. Отсюда парадокс, справедливый для многих стран, в том числе и России: женщины чаще болеют (то есть чаще обращаются к врачам), а мужчины раньше умирают.Кроме того, мужчины символически привязаны к сфере производства и поэтому часто перерабатывают, чтобы показать, что у них все хорошо с финансами и они соответствуют нормативам. А трудоголизм, как известно, тоже не слишком полезен для здоровья.Жесткое разделение на приватное и публичное и, соответственно, ассоциация именно женщин со сферой приватного вредят и частной жизни мужчин. Ведь таким образом ограничивают значительную часть их человеческого опыта опыта эмоционально вовлеченной заботы о близких. Гендерные стереотипы оказываются на пути у мужчин, которые хотели бы посвящать больше времени семье и были бы готовы взять отпуск по уходу за ребенком.Стереотипы могут вредить или приносить пользу в зависимости от их совпадения с реальной жизнью конкретного человека. Проблемы возникают, когда некие генерализованные представления о женщинах или мужчинах как группе оказываются далеки от нашего опыта и ожиданий, а также когда они связаны с дискриминацией.Для мужчин в патриархатном гендерном порядке существует множество полезных стереотипов. Например, феномен стеклянного эскалатора (по аналогии со стеклянным потолком) связан с повышением по службе мужчины, попавшего в рабочую среду, где преобладают женщины. Скажем, медбрат быстро становится начальником, даже если в коллективе есть женщины с гораздо большим опытом работы, чем у него. Так действует стереотипное представление о том, что руководить должен мужчина.Как преодолеть стереотипыБорьба со стереотипами на личном уровне связана с тем, что людям становятся очевидны несостыковки между дискурсом и наблюдаемыми практиками. Возможность социального действия по преодолению стереотипов связана с обнаружением таких разрывов: индивид сталкивается с необходимостью как-то с ними справляться или как минимум придумать им какие-то объяснения. Например, мы видим, как много женщин работают, но почему-то в обществе продолжают считать, что они должны в первую очередь посвятить себя домашнему уюту.Однако бороться со стереотипами на личном уровне трудно. Для этого у людей, осознающих их вред, должны быть мотивация и сила, чтобы все осмыслить и начать жить иначе. Не у всех есть на это ресурсы. Поэтому для преодоления стереотипов в первую очередь необходимо влияние институтов и политики. Нужно задействовать образовательные, социальные, материальные ресурсы. Необходимо сформировать институциональное окружение например, программы социальной политики, которые будут создавать контекст, подталкивающий человека к избавлению от ограничивающих его или ее стереотипов.Система стереотипов меняется долго и с трудом. Гендерные классификации достаточно устойчивы, и этим определяются многие проблемы, связанные со стереотипами. Реальные роли женщин и мужчин в обществе уже изменились, а стереотипные представления о разделении на мужское и женское все еще не успели трансформироваться. Хотя у нас есть пример эксперимента, связанного с резкими переменами в этом отношении: частью советской революционной программы было изменение приватной жизни. Без коренного сдвига представлений об интимности, семье, браке, роли женщины и мужчины социальное преобразование было невозможно. До какой-то степени это удалось: наши работающие бабушки и матери внесли вклад в то, что работающая женщина не кажется нам чем-то принципиально выбивающимся из нормы. Хотя при этом она, конечно, должна выполнять еще и заботящуюся роль, чтобы оставаться правильной женщиной. Впрочем, если революционные изменения во многом были продиктованы необходимостью увеличить производственные мощности, то с середины 2000-х годов фокус сместился на вопросы демографии. Строительство новых постсоветских государств не только России, но и, например, Украины оказалось во многом связано с неотрадиционалистским поворотом. Это сказалось и на возрождении более традиционных представлений о женственности.Общество без стереотипов вряд ли возможно. Стереотипы являются по сути схемами, которые можно использовать, когда мы ничего не знаем о конкретных людях и нам требуется отправная точка, чтобы начать взаимодействие. Например, многие исследования подчеркивают, что нам очень сложно даже начать разговор с человеком, если мы не можем с первого взгляда определить его или ее гендер. Однако есть и много стереотипов, связанных с дискриминацией. Для их преодоления требуется понимание того, что не все мужчины и не все женщины одинаковы, а также постоянное сомнение в том, насколько в действительности естественными и нормальными являются приписываемые разным группам качества.Дополнительные материалыУэст Кэндес, Зиммерман Дон. Создание гендера / Хрестоматия феминистских текстов.Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Издательство Дмитрий Буланин, 2000. С. 193220.Наоми Вулф. Миф о красоте.Parsons, Bales Family, socialization and interaction process, 1955
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 24.05.2021 12:00:12
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru