Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Толстой против богатства

Сначала граф Лев Николаевич Толстой отказался от курения, потом от алкоголя и мяса. В тот момент ему было 50 лет. Потом Толстой отказался от слуг, стал сам одеваться и убираться в своей комнате. Труднее всего, как он сам признавался, было выносить и мыть свой ночной горшок. Но он стал ежедневно выносить и мыть свой горшок. Принципиально.Софья Андреевна, его жена, писала в дневнике, что Лёвочка теперь живет не как барин в своем имении, а как Робинзон Крузо на необитаемом острове: возит в дом воду, рубит дрова, ходит в крестьянской рубахе, опростилсяКонечно, это опрощение Толстого произошло не просто так. В конце 1870-х начале 1880-х годов, уже после написания больших романовВойна и мир и АннаКаренина,Толстой пережил глубокий духовный кризис:прежняя жизнь с семьей и литературной славой ему опротивела, все потеряло смысл, он даже задумывался о самоубийстве. И, выйдя из кризиса, он решил стать новым человеком, решил покончить с прежним барством и жить так, как живут миллионы простых людей, зарабатывающих на жизнь своим трудом.Тогда он увидел все, что его раньше окружало, новыми глазами увидел, какое неприличное количество слуг в доме, сколько вокруг ненужных дорогих вещей. Его стала угнетать мысль, что комфорт и праздность его семьи куплена крестьянским трудом. И это надо обязательно исправить. Как раньшежить нельзя! Он мучился, придумывал планы изменений быта и наконец решился. В 1884 году Толстой собрал свое семейство и предложил всем вместе отказаться от собственности и богатства. Предложил раздать всю роскошь бедным и жить своим трудом. Потому что счастье это довольствоваться малым и делать добро другим. Толстой надеялся на поддержку, но семья его впервые не поддержала, а жена взбунтовалась. Она сказала, что не позволит обречь себя и своих детей на нищету (тогда у них было уже 7 детей). Из послушной жены Софья Андреевна превратилась в непримиримого противника Толстого по всем вопросам, которые касались денег и собственности. Так началась 30-летняя война в семье Толстых, которая закончилась бегством Толстого из дома и его смертью на железнодорожной станции Астапово.Но как произошла столь удивительная перемена, что аристократ стал ненавистником аристократии? Почему граф надел крестьянскую рубаху? Почему Толстой хотел сначала быть хорошим помещиком и приумножать свое состояние, а потом ему стало стыдно быть паразитом русского крестьянстваи он решил все раздать бедным?Это произошло не сразу. Вообще, несмотря на барское воспитание, Толстой с юных лет чувствовал, что мир устроен как-то неправильно. И в нашей социальной жизни есть какие-то фундаментальные проблемы, которые все как-то старательно игнорируют, прежде всегонеравенство,сословное и материальное. Приглядевшись, мы увидим рассуждения об этом в самых ранних произведениях Толстого: повести Отрочество, Юность, в Севастопольских рассказах. Еще робкие рассуждения, но недвусмысленные.Когда Толстой вернулся с войны, занялся устройством школ в своем имении и начал издавать педагогический журнал Ясная Поляна, там он уже высказывал свои радикальные взгляды во весь голос. Как настоящий социалист, он говорил о бесчестности богатства, необходимости материального равенства и так далее. Это было накануне отмены крепостного права.Представьте только странность и двойственность его положения. Толстой всегда хотел жить в имении и заниматься хозяйством. Быть помещиком. Но нельзя же быть помещиком и одновременно бороться с неравенством. Даже самый добрый помещик остается эксплуататором крестьянского труда, иначе он не помещик. Тогда Толстой был уже в шаге от того, чтобы начать проект опрощения.Но не сделал этогопотому, что еще больше он хотел жениться и создать большую семью. Он женился на Софье Андреевне Берс, и на 15 лет победил другой, семейный проект, частью которого было накопление богатства: Толстой торговался с редакторами по поводу гонораров, покупал имения и земли. За это время он увеличил свою собственность в шесть раз. И в этот период, когда в семье один за другим рождались дети, Толстой пытался все-таки стать добрым барином, хорошим помещиком. И от мучивших его совесть вопросов отгородится концепцией ответственности к семье и, главное, ответственности к земле. Ее в завершенном виде высказывает герой романа Анна Каренина Константин Левин, в котором все видят альтер-эго Толстого.Роман был окончен Толстым в 1877 году, к этому времени уже 15 лет не было крепостного права, начали развиваться рыночные отношения, и в России появилась новая прослойка людей, такие хищники-капиталисты, которые пытались получить с земли быстрый доход: купить землю, собрать с нее один хороший урожай, выжать из нее все по максимуму и быстро продать, бросить. Левин презирал таких дельцов. Настоящиепомещики не пытаются получить с земли быстрый доходи работают почти задаром, потому что чувствуют ответственность к земле. У представителей старых дворянских родов есть миссия поддержаниестабильности в обществе. Если правительство не справляется со своими обязанностями, вся надежда на помещиков.То есть, по Левину, надо оставаться помещиком и, к сожалению, эксплуататором крестьян ради стабильности российского общества и, кстати, ради блага самих же крестьян, которых без помещичьей опеки капиталисты обязательно обманут и еще больше закабалят. Вот суть компромиссной концепции ответственности к земле, которая выглядит вполне благородно, в консервативном духе, только сам Толстой к концу написания Анны Карениной уже в нее почти не верил.Но окончательно отбросить все старые компромиссы, как ни странно, ему помогли наблюдения не крестьянской жизни, а городской.С момента женитьбы Толстой практически постоянно жил в деревне, почти 20 лет. Но в пятидесятилетнем возрасте был вынужден на некоторое время переселиться в Москву. Он купил дом в фабричном тогда районе Хамовники, стал гулять по округе и был шокирован тем, что увидел вокруг, страшнымраспространением городской нищеты. Он увидел попрошаек, бездомных, малолетних проституток, которых он раньше никогда не встречал, а теперь видел на каждом шагу. И очень обеспокоился.Так совпало, что в это время началась перепись населения 1881 года, и Толстому в голову пришла идея:почему бы не использовать перепись в благотворительных целях?Походить с волонтерами-переписчиками по неблагополучным районам Москвы, записать особо нуждающихся, а потом адресно помогать им деньгами богатых москвичей-благотворителей. И избавить Москву от нищеты. Ведь каждому из этих бедолаг не хватает только какой-то малости, чтобы начать вести нормальную трудовую жизнь. Ведь никому не нравится быть попрошайкой по крайней мере, так они ему говорили.Но только началась перепись, стало понятно, что Толстой ошибся: благотворительность не работает. Среди москвичей действительно было много бедных людей, но те, кто работал, имели свой хлеб и не голодали. Тех же, кто не работал, деньгами от попрошайничества оказалось не спасти: получив деньги, они не спешили устраиваться на нормальную работу, а несли шальные деньги в трактир.В период переписи Толстой разговорился с одним попрошайкой недалеко от своего дома. Это оказался крепкий и молодой еще мужик. Он сказал, что по профессииплотник, пришел из Калуги работать, но хозяин его обманул и выгнал, и теперь ему не на что купить топор и пилу, и нет денег на еду. Вот он и попрошайничает. А Толстой в Москве в качестве утреннего моциона ходил на Воробьевы горы пилить дрова. Услышав, что мужик плотник, Толстой обрадовался, сказал, что у него есть работа, пригласил пилить дрова вместе и пообещал купить ему пилу и топор. Мужик с радостью согласился, взял у Толстого денег на еду, только на Воробьевы горы не пришел. Ни на следующий день, ни потом. А продолжил попрошайничать и отворачивался от Толстого, когда встречал его впредь.Потом Толстой в ночлежке встретил мальчика Сережу. Это был умныйбеспризорник двенадцати лет. Толстой пожалел его, взял к себе домой и поселил на кухне. Нельзя же было вшивого мальчика взять к своим детям, писал он. А пока пытался найти для него работу, предложил пойти в ученики к сапожнику. Был еще вариант отправить его работником в деревню, в хорошую семью. Мальчик послушал предложения, ничего не сказал, а через неделю исчез. Оказалось, что он опять попрошайничает.Но почему? Толстой не мог понять. Что с ним не так? Неужели ему нравится жизнь беспризорника и попрошайки в грязи? И тут Толстому приходит в голову поразившая его мысль: ведь все эти попрошайки и плотник из Калуги, и умный Сережа уже не хотят работать, потому что мы их испортили,богатые.Я собрался Сережу облагодетельствовать, пишет Толстой, приобщить к труду, взял в свой дом, и что он там увидел? Моих детей, его ровесников, которые никогда не только не работали, но всеми средствами доставляли работу другим: пачкали, портили все вокруг себя, били посуду, ели все самое вкусное и дорогое.Вокруг них ходили слуги, няньки, гувернеры. Мальчику, конечно, не хотелось работать сапожником, ему хотелось есть, пить и веселиться, как делают мои дети.То есть причина развращения бедных состоит в наличии богатых. А если смотреть еще шире,то бедные вообще существуют только потому, что существуют богатые, присвоившие себе когда-то землю. И пока будет существовать крупная собственность, эксплуатация и имущественное неравенство, с пороками общества ничего не сделаешь.Что же касается благотворительности, то как помощь нуждающимся (не попрошайкам, а действительно нуждающимся) это хорошее, святое дело. Но Толстого ужасно злило, что этим лицемерно занимаются богачи. Он придумал такую метафору: детям дали лошадь,настоящую, живую. Они сели на нее и поехали кататься. Долго катались. Лошадь обливалась потом, задыхалась, но везла. А они ее только стегали кнутом и подгоняли. А потом, когда лошадь стала спотыкаться и падать, они вспомнили, что лошадей поют и кормят. Но им не хотелось останавливаться, и они придумали привязывать на палку сено и кормить лошадь на ходу. Потом придумали поддерживать ее за бока. И много чего еще придумали. Но только одного не придумали слезть с лошади.Вот богачи-благотворители это такие изобретательные дети, которые отнимают у крестьян деньги, чтобы покупать себе дома и украшения, жить в Париже. А когда крестьяне умирают с голода, они не отдают им землю, на которой те работают, они жертвуют 100 рублей на благотворительность и гордятся своей чуткостью и небезразличием к народному горю.Поэтому, когда в 1891 годуначался в России голод, Толстой не хотел становиться опять организатором благотворительной кампании, но, понимая, что на имя Толстого удастся собрать много денег, все-таки согласился. Имея опыт московской кампании, он не раздавал деньги, осознавая, что это создает класс профессиональных нищих, а участвовал в организации столовых. И поразительное дело:он организовал больше сотни бесплатных столовых в разных деревнях, спас жизни тысячам крестьян, о нем писали газеты всего миракак о народном спасителе, но сам он был крайне недоволен своей деятельностью. Не мне, кормящемуся ими, кормить их, писал он. Но затянуло так, что я оказался распорядителем той блевотины, которой рвет богачей.Вернувшись в Ясную Поляну после пяти лет жизни в Москве, Толстой о левинской концепции ответственности к земле уже не вспоминал. Никакого благородства в помещиках теперь он уже не видел. Да и было понятно, что эпоха патриархальных отношений закончилась. Крестьянам не нужен был уже добрый барин, они не хотели вкладываться в чужую землю, им нужна была своя земля земля и воля. Крестьяне хотели, чтобы с них просто наконец слезли.И в 1891 году Толстой все-таки сделал то, о чем мечтал:он раздал все свое имущество, полностью, все деньги и собственностьтолько не крестьянам, а жене и детям. Иначе он поступить не мог. Дети требовали наследства. Только представьте: Толстой к 1890-м годам стал учителем для всего мира, а детей своихне научил. И, кажется, сделал, что мог. Но теперь каждый мог посмеяться над графом, который проповедовал на словах отказ от богатства, а на деле переписал свое имущество на жену и остался жить барином в Ясной Поляне.Толстой все понимал и очень тяготился ситуацией. Он много лет хотел уйти, но все его что-то держало. В начале XX века Толстой вынашивал идею написать повесть о Федоре Кузьмиче. По легенде, император Александр I не умер в 1825 году в Таганроге, а инсценировал свою смерть, чтобы уйти. Он назвал себя Федором Кузьмичом и стал странником, который в сибирской глуши занимался тем, что учил крестьянских детей за еду. Эта легенда очень нравилась Толстому. О таком побеге он мечтал сам.И в ночь с 27 на 28 октября 1910 года он решился. Толстой тайно бежал из своего дома в неизвестном направлении, оставив письмо, что он покидает Ясную Поляну навсегда. Его свобода длилась 10 дней. 7 ноября он умер от воспаления легких, простудившись в пути.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 11.05.2021 14:01:52
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru