Сначала граф Лев Николаевич Толстой отказался от курения, потом от
алкоголя и мяса. В тот момент ему было 50 лет. Потом Толстой
отказался от слуг, стал сам одеваться и убираться в своей комнате.
Труднее всего, как он сам признавался, было выносить и мыть свой
ночной горшок. Но он стал ежедневно выносить и мыть свой горшок.
Принципиально.Софья Андреевна, его жена, писала в дневнике, что
Лёвочка теперь живет не как барин в своем имении, а как Робинзон
Крузо на необитаемом острове: возит в дом воду, рубит дрова, ходит
в крестьянской рубахе, опростилсяКонечно, это опрощение Толстого
произошло не просто так. В конце 1870-х начале 1880-х годов, уже
после написания больших романовВойна и мир и АннаКаренина,Толстой
пережил глубокий духовный кризис:прежняя жизнь с семьей и
литературной славой ему опротивела, все потеряло смысл, он даже
задумывался о самоубийстве. И, выйдя из кризиса, он решил стать
новым человеком, решил покончить с прежним барством и жить так, как
живут миллионы простых людей, зарабатывающих на жизнь своим
трудом.Тогда он увидел все, что его раньше окружало, новыми глазами
увидел, какое неприличное количество слуг в доме, сколько вокруг
ненужных дорогих вещей. Его стала угнетать мысль, что комфорт и
праздность его семьи куплена крестьянским трудом. И это надо
обязательно исправить. Как раньшежить нельзя! Он мучился,
придумывал планы изменений быта и наконец решился. В 1884 году
Толстой собрал свое семейство и предложил всем вместе отказаться от
собственности и богатства. Предложил раздать всю роскошь бедным и
жить своим трудом. Потому что счастье это довольствоваться малым и
делать добро другим. Толстой надеялся на поддержку, но семья его
впервые не поддержала, а жена взбунтовалась. Она сказала, что не
позволит обречь себя и своих детей на нищету (тогда у них было уже
7 детей). Из послушной жены Софья Андреевна превратилась в
непримиримого противника Толстого по всем вопросам, которые
касались денег и собственности. Так началась 30-летняя война в
семье Толстых, которая закончилась бегством Толстого из дома и его
смертью на железнодорожной станции Астапово.Но как произошла столь
удивительная перемена, что аристократ стал ненавистником
аристократии? Почему граф надел крестьянскую рубаху? Почему Толстой
хотел сначала быть хорошим помещиком и приумножать свое состояние,
а потом ему стало стыдно быть паразитом русского крестьянстваи он
решил все раздать бедным?Это произошло не сразу. Вообще, несмотря
на барское воспитание, Толстой с юных лет чувствовал, что мир
устроен как-то неправильно. И в нашей социальной жизни есть
какие-то фундаментальные проблемы, которые все как-то старательно
игнорируют, прежде всегонеравенство,сословное и материальное.
Приглядевшись, мы увидим рассуждения об этом в самых ранних
произведениях Толстого: повести Отрочество, Юность, в
Севастопольских рассказах. Еще робкие рассуждения, но
недвусмысленные.Когда Толстой вернулся с войны, занялся устройством
школ в своем имении и начал издавать педагогический журнал Ясная
Поляна, там он уже высказывал свои радикальные взгляды во весь
голос. Как настоящий социалист, он говорил о бесчестности
богатства, необходимости материального равенства и так далее. Это
было накануне отмены крепостного права.Представьте только
странность и двойственность его положения. Толстой всегда хотел
жить в имении и заниматься хозяйством. Быть помещиком. Но нельзя же
быть помещиком и одновременно бороться с неравенством. Даже самый
добрый помещик остается эксплуататором крестьянского труда, иначе
он не помещик. Тогда Толстой был уже в шаге от того, чтобы начать
проект опрощения.Но не сделал этогопотому, что еще больше он хотел
жениться и создать большую семью. Он женился на Софье Андреевне
Берс, и на 15 лет победил другой, семейный проект, частью которого
было накопление богатства: Толстой торговался с редакторами по
поводу гонораров, покупал имения и земли. За это время он увеличил
свою собственность в шесть раз. И в этот период, когда в семье один
за другим рождались дети, Толстой пытался все-таки стать добрым
барином, хорошим помещиком. И от мучивших его совесть вопросов
отгородится концепцией ответственности к семье и, главное,
ответственности к земле. Ее в завершенном виде высказывает герой
романа Анна Каренина Константин Левин, в котором все видят
альтер-эго Толстого.Роман был окончен Толстым в 1877 году, к этому
времени уже 15 лет не было крепостного права, начали развиваться
рыночные отношения, и в России появилась новая прослойка людей,
такие хищники-капиталисты, которые пытались получить с земли
быстрый доход: купить землю, собрать с нее один хороший урожай,
выжать из нее все по максимуму и быстро продать, бросить. Левин
презирал таких дельцов. Настоящиепомещики не пытаются получить с
земли быстрый доходи работают почти задаром, потому что чувствуют
ответственность к земле. У представителей старых дворянских родов
есть миссия поддержаниестабильности в обществе. Если правительство
не справляется со своими обязанностями, вся надежда на помещиков.То
есть, по Левину, надо оставаться помещиком и, к сожалению,
эксплуататором крестьян ради стабильности российского общества и,
кстати, ради блага самих же крестьян, которых без помещичьей опеки
капиталисты обязательно обманут и еще больше закабалят. Вот суть
компромиссной концепции ответственности к земле, которая выглядит
вполне благородно, в консервативном духе, только сам Толстой к
концу написания Анны Карениной уже в нее почти не верил.Но
окончательно отбросить все старые компромиссы, как ни странно, ему
помогли наблюдения не крестьянской жизни, а городской.С момента
женитьбы Толстой практически постоянно жил в деревне, почти 20 лет.
Но в пятидесятилетнем возрасте был вынужден на некоторое время
переселиться в Москву. Он купил дом в фабричном тогда районе
Хамовники, стал гулять по округе и был шокирован тем, что увидел
вокруг, страшнымраспространением городской нищеты. Он увидел
попрошаек, бездомных, малолетних проституток, которых он раньше
никогда не встречал, а теперь видел на каждом шагу. И очень
обеспокоился.Так совпало, что в это время началась перепись
населения 1881 года, и Толстому в голову пришла идея:почему бы не
использовать перепись в благотворительных целях?Походить с
волонтерами-переписчиками по неблагополучным районам Москвы,
записать особо нуждающихся, а потом адресно помогать им деньгами
богатых москвичей-благотворителей. И избавить Москву от нищеты.
Ведь каждому из этих бедолаг не хватает только какой-то малости,
чтобы начать вести нормальную трудовую жизнь. Ведь никому не
нравится быть попрошайкой по крайней мере, так они ему говорили.Но
только началась перепись, стало понятно, что Толстой ошибся:
благотворительность не работает. Среди москвичей действительно было
много бедных людей, но те, кто работал, имели свой хлеб и не
голодали. Тех же, кто не работал, деньгами от попрошайничества
оказалось не спасти: получив деньги, они не спешили устраиваться на
нормальную работу, а несли шальные деньги в трактир.В период
переписи Толстой разговорился с одним попрошайкой недалеко от
своего дома. Это оказался крепкий и молодой еще мужик. Он сказал,
что по профессииплотник, пришел из Калуги работать, но хозяин его
обманул и выгнал, и теперь ему не на что купить топор и пилу, и нет
денег на еду. Вот он и попрошайничает. А Толстой в Москве в
качестве утреннего моциона ходил на Воробьевы горы пилить дрова.
Услышав, что мужик плотник, Толстой обрадовался, сказал, что у него
есть работа, пригласил пилить дрова вместе и пообещал купить ему
пилу и топор. Мужик с радостью согласился, взял у Толстого денег на
еду, только на Воробьевы горы не пришел. Ни на следующий день, ни
потом. А продолжил попрошайничать и отворачивался от Толстого,
когда встречал его впредь.Потом Толстой в ночлежке встретил
мальчика Сережу. Это был умныйбеспризорник двенадцати лет. Толстой
пожалел его, взял к себе домой и поселил на кухне. Нельзя же было
вшивого мальчика взять к своим детям, писал он. А пока пытался
найти для него работу, предложил пойти в ученики к сапожнику. Был
еще вариант отправить его работником в деревню, в хорошую семью.
Мальчик послушал предложения, ничего не сказал, а через неделю
исчез. Оказалось, что он опять попрошайничает.Но почему? Толстой не
мог понять. Что с ним не так? Неужели ему нравится жизнь
беспризорника и попрошайки в грязи? И тут Толстому приходит в
голову поразившая его мысль: ведь все эти попрошайки и плотник из
Калуги, и умный Сережа уже не хотят работать, потому что мы их
испортили,богатые.Я собрался Сережу облагодетельствовать, пишет
Толстой, приобщить к труду, взял в свой дом, и что он там увидел?
Моих детей, его ровесников, которые никогда не только не работали,
но всеми средствами доставляли работу другим: пачкали, портили все
вокруг себя, били посуду, ели все самое вкусное и дорогое.Вокруг
них ходили слуги, няньки, гувернеры. Мальчику, конечно, не хотелось
работать сапожником, ему хотелось есть, пить и веселиться, как
делают мои дети.То есть причина развращения бедных состоит в
наличии богатых. А если смотреть еще шире,то бедные вообще
существуют только потому, что существуют богатые, присвоившие себе
когда-то землю. И пока будет существовать крупная собственность,
эксплуатация и имущественное неравенство, с пороками общества
ничего не сделаешь.Что же касается благотворительности, то как
помощь нуждающимся (не попрошайкам, а действительно нуждающимся)
это хорошее, святое дело. Но Толстого ужасно злило, что этим
лицемерно занимаются богачи. Он придумал такую метафору: детям дали
лошадь,настоящую, живую. Они сели на нее и поехали кататься. Долго
катались. Лошадь обливалась потом, задыхалась, но везла. А они ее
только стегали кнутом и подгоняли. А потом, когда лошадь стала
спотыкаться и падать, они вспомнили, что лошадей поют и кормят. Но
им не хотелось останавливаться, и они придумали привязывать на
палку сено и кормить лошадь на ходу. Потом придумали поддерживать
ее за бока. И много чего еще придумали. Но только одного не
придумали слезть с лошади.Вот богачи-благотворители это такие
изобретательные дети, которые отнимают у крестьян деньги, чтобы
покупать себе дома и украшения, жить в Париже. А когда крестьяне
умирают с голода, они не отдают им землю, на которой те работают,
они жертвуют 100 рублей на благотворительность и гордятся своей
чуткостью и небезразличием к народному горю.Поэтому, когда в 1891
годуначался в России голод, Толстой не хотел становиться опять
организатором благотворительной кампании, но, понимая, что на имя
Толстого удастся собрать много денег, все-таки согласился. Имея
опыт московской кампании, он не раздавал деньги, осознавая, что это
создает класс профессиональных нищих, а участвовал в организации
столовых. И поразительное дело:он организовал больше сотни
бесплатных столовых в разных деревнях, спас жизни тысячам крестьян,
о нем писали газеты всего миракак о народном спасителе, но сам он
был крайне недоволен своей деятельностью. Не мне, кормящемуся ими,
кормить их, писал он. Но затянуло так, что я оказался
распорядителем той блевотины, которой рвет богачей.Вернувшись в
Ясную Поляну после пяти лет жизни в Москве, Толстой о левинской
концепции ответственности к земле уже не вспоминал. Никакого
благородства в помещиках теперь он уже не видел. Да и было понятно,
что эпоха патриархальных отношений закончилась. Крестьянам не нужен
был уже добрый барин, они не хотели вкладываться в чужую землю, им
нужна была своя земля земля и воля. Крестьяне хотели, чтобы с них
просто наконец слезли.И в 1891 году Толстой все-таки сделал то, о
чем мечтал:он раздал все свое имущество, полностью, все деньги и
собственностьтолько не крестьянам, а жене и детям. Иначе он
поступить не мог. Дети требовали наследства. Только представьте:
Толстой к 1890-м годам стал учителем для всего мира, а детей
своихне научил. И, кажется, сделал, что мог. Но теперь каждый мог
посмеяться над графом, который проповедовал на словах отказ от
богатства, а на деле переписал свое имущество на жену и остался
жить барином в Ясной Поляне.Толстой все понимал и очень тяготился
ситуацией. Он много лет хотел уйти, но все его что-то держало. В
начале XX века Толстой вынашивал идею написать повесть о Федоре
Кузьмиче. По легенде, император Александр I не умер в 1825 году в
Таганроге, а инсценировал свою смерть, чтобы уйти. Он назвал себя
Федором Кузьмичом и стал странником, который в сибирской глуши
занимался тем, что учил крестьянских детей за еду. Эта легенда
очень нравилась Толстому. О таком побеге он мечтал сам.И в ночь с
27 на 28 октября 1910 года он решился. Толстой тайно бежал из
своего дома в неизвестном направлении, оставив письмо, что он
покидает Ясную Поляну навсегда. Его свобода длилась 10 дней. 7
ноября он умер от воспаления легких, простудившись в пути.