Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Маркетинг в эпоху промышленных революций

Изначально главной задачей маркетинга было донести информацию о товаре от производителя к потребителю. Благодаря этому происходил обмен товарами мы можем проследить это по сохранившимся письменным источникам. Однако функция рекламы является лишь одной из составляющих современного маркетинга. Насколько важен маркетинг для промышленной революции и какие существуют маркетинговые инструменты рассказывает экономист Александр Чулок.Переход к маркетингу 3.0В развитии маркетинга (англ. market рынок) выделяется три этапа. На первом из них в центре рыночных процессов стоял собственно продукт: насколько высок спрос на те или иные товары. На втором этапе доминировал суверенитет производителя, который затем, с 1970-х годов, начал постепенно вытесняться суверенитетом потребителя. Тогда же появилась концепция CRM (customer relationship management) управление взаимодействием с потребителем.В XXI век мы вошли с пониманием, что современный мир теперь закручен вокруг потребителя и компании вкладываются в большие данные, чтобы лучше предугадывать нужды потребителя. Особое место занимает кастомизация, когда продукт создается под определенного человека: если в XX веке маркетолог создавал репрезентативную выборку и на основе опросов выводил некоторые предположения о целевых группах и их потребностях, то сегодня диапазон маркетингового исследования можно сузить до конкретного человека с его привычками, ожиданиями и окружением. Благодаря этому под каждого можно подобрать определенный продукт или услугу.Ключевой вопрос заключается в том, помогает ли маркетинг технологиям становиться частью нашей жизни. Маркетинг 3.0, получающий развитие в настоящее время, в эпоху ценностей, и уже ориентированный также на целое общество и экосистему, характеризуется тем, что борьбы между производителем и потребителем теперь нет происходит конвергенция: очень часто источником инноваций становится сотрудничество потребителя и производителя, понимающего потребности людей. Маркетинг 3.0 это маркетинг компаний, которые выстраивают вокруг себя экосреду из поставщиков, потребителей и регулирующих органов, стараясь прислушиваться к нуждам общества, но выполняя функцию более значимую, чем только производство.Глобальные трендыВажнейшей составляющей маркетинга 3.0 является учет глобальных трендов. В первую очередь это тренды, связанные с технологиями: новые исследования, технологические инновации и те нововведения, которые могут оказать на нашу жизнь большое влияние, например, распространение интернета вещей и 3D-принтеров, освоение других планет, являющееся мечтой некоторых инноваторов и владельцев компаний.Кроме того, одними из главных трендов являются этичность и экология: важны вопросы, связанные с поведением компаний, их транспарентностью, уважением экологии. Например, по данным опроса 2019 года, порядка 8085% американских респондентов готовы были отказаться от приобретения товара или услуги, если компания, которая их производит, вела себя неэтично. Но возникает вопрос: что значит неэтично? И здесь маркетинг должен доводить сигнал не только от потребителя к компании, но и от компании к потребителю.Также существуют тренды, связанные с ценностями каждого конкретного потребителя. Идеально, когда производитель не только узнает нужды потребителя и их удовлетворяет такой подход в науке часто называется market pull, то есть рынок находит ту информацию, которая ему нужна, но и сам формирует эти потребности. Например, сейчас мы не представляем свою жизнь без смартфона, хотя раньше у нас не было нужды в нем; или мы обходились без полной информации о собственном геноме, а сейчас многие уже хотят делать генетические паспорта. Это те продукты и технологии, которые производители нам предложили, в каком-то смысле навязав и тем самым создав спрос. Это тоже важная часть маркетинга, которая называется technology push, когда технологии давят на потребителя.Сочетание market pull и technology push образует маркетинг 3.0, который в эпоху промышленной революции, с одной стороны, позволяет компаниям создавать экосреду вокруг себя, для того чтобы лучше удовлетворять спрос, быть более конкурентоспособными и в конечном счете служить обществу (что тоже является важной функцией компаний), а с другой стороны, помогает двигать те потребности рынка и потребителей, о которых компании, может быть, не знают, но, поняв их, смогут произвести соответствующие продукты и услуги.Новые функции маркетингаВ центре внимания маркетинга 3.0 находятся потребности, которые мы либо формируем, либо грамотно идентифицируем. Идентификация может быть осуществлена с помощью больших данных. Многие компании используют их, чтобы лучше узнать своего потребителя. Но этот путь тернист: пока мы только входим в эпоху больших данных и полной цифровизации, благодаря которым будет создаваться максимально детализированное портретное описание потребителей. Можно формировать потребности так, например, пытались делать американские автопроизводители, в частности знаменитый Форд со своим мустангом. Но это тоже непростой путь: чтобы сформировать потребности, все равно необходимо тонко чувствовать все рыночные аспекты.В фильме Волк с Уолл-стрит есть очень хорошая сцена, в которой герой Ди Каприо, Джордж Белфорт, вытаскивает ручку и говорит: Продай мне ее. Многие из тех, кто пытается это сделать, идут по пути наших российских компаний, воспринимающих маркетинг исключительно как продажную функцию: они начинают рассказывать, насколько хорошая эта ручка, как здорово она пишет, что она сделана из дорогого металла и так далее. На что Белфорт резонно отвечает: Мне это не интересно. С этим же сталкиваются многие наши компании, идущие по пути еще советского восприятия маркетинга. А ответом на вопрос главного героя фильма является как раз маркетинг 3.0. Белфорт показывает, как нужно делать, он говорит: Дай мне автограф. Но мне нечем расписаться. В этот момент он цепляет на крючок своего потребителя, создавая потребность.Таким образом, высший пилотаж в маркетинге умение сформировать спрос. Но чтобы это сделать, необходимо учитывать глобальные тренды: лучше понимать потребителя, предвидеть ту экономическую, экологическую и социальную обстановку, в которой будет находиться и экономика, и государство. Возьмем последние тенденции, связанные с пандемией: никто не ожидал, что сервисы по доставке так резко вырастут.В этом смысле маркетинг позволяет установить коммуникацию между потребителем, производителем, наукой, образованием и государством. В эпоху промышленных революций у маркетинга очень большая функция: не только продавать, не только формировать спрос, но также создавать среду для общения. Здесь широкое поле возможностей для самих маркетологов, а те, кто считает, что достаточно запустить анкету и получить по репрезентативной выборке хорошие результаты, останутся с маркетингом 2.0, то есть в прошлом веке.Инструменты современного маркетингаСейчас компании обращаются к маркетинговым инструментам для формирования спроса. Это инструменты, связанные с количественными методами, прогнозированием, морфологическим и кросс-отраслевым анализом, а также те, с помощью которых ведется работа с экспертами через углубленные интервью, простые опросы и фокус-группы. Маркетинг берет все эффективные инструменты из разных сфер: экономики, социологии, математики, эконометрики, статистики, психологии. И это важно иметь хороший арсенал и инструментарий, для того чтобы лучше реализовывать свои функции.Важным инструментом является форсайт процесс систематической оценки перспектив будущего науки, экономики и общества. Он помогает маркетингу 3.0 реализовать свою важнейшую функцию создавать коммуникационную площадку между наукой, бизнесом, обществом, государством и вузовским сектором, а компаниям выстраивать стратегию собственного развития.В современном мире крупные корпорации по численности иногда превышают даже небольшие государства, поэтому маркетинг должен быть направлен не только во внешнюю по отношению к компании среду, но и во внутреннюю. Он позволяет формулировать ценности, сплачивать коллективы, двигаться как единый живой организм. В новой промышленной революции, которая затронет всех и будет основываться на передовых технологиях, человек займет лидирующую позицию и станет ядром принятия решений, вокруг него будет формироваться комфортная экосреда. В конечном счете повысится его социальная, продовольственная, технологическая и экономическая безопасность в современных условиях тема безопасности является одной из ключевых.Будущее маркетингаКаждую технологическую революцию сопровождали социальные потрясения, и следующую технологическую революцию хочется пройти с минимальными потерями для человека. И маркетинг 3.0, ориентирующийся на развитие социальных компетенций и интеллектуальное развитие общества и заинтересованный в том, чтобы креативная составляющая человека не потерялась в многочисленных технологиях, может стать той средой, в которой и компании, и люди как потребители найдут общий знаменатель.Одна из ключевых задач современного маркетинга помочь компаниям сформировать уникальное предложение для клиента, чтобы оно было ценно и позволяло компании быть конкурентоспособной. Маркетинг предоставляет широкий инструментарий: сканирование глобальных трендов, изучение поведения потребителей и попытка сформировать облик будущего. Понимая, каковы сценарии будущего и джокеры (маловероятные события, но имеющие масштабные эффекты), компании смогут лучше адаптироваться к тем вызовам, которые промышленная революция им готовит.Мы входим в эпоху вызовов, которые связаны с разрушающими технологиями, меняющими бизнес-модели, с различными техногенными катастрофами, кибербезопасностью. И маркетинг как демпфер между потребителем и производителем способен обернуть джокеры в окна возможностей.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 05.05.2021 12:00:48
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru