Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Драйверы инноваций

Инновация рождается, когда новая идея реализуется на практике и появляется продукт или технология. Какие бывают инновации, что противостоит суверенитету производителяи как формируется инновационная экосистема рассказывает экономист Александр ЧулокТипы инновацийВыделяют несколько типов инноваций: технологические, организационные, маркетинговые, экологические, инновации спроса и так далее. Самая большая группа представлена технологическими инновациями, которые, в свою очередь, делятся на продуктовые (новые продукты, продукты с новыми свойствами) и процессные (технологии и процессы). В XIXXX веках у технологических инноваций была пальма первенства. Технологические революции, которые сменяли друг друга, получали стимул к развитию благодаря появлению таких крупных изобретений, как паровая машина, или новых способов получения энергии. Сейчас обсуждают вопрос, где же начало четвертой технологической революции, которая будет связана с IT, этикой, экологией или с конвергенцией нано-, био-, информационных технологий.Существуют также организационные инновации. Некоторые ученые считают, что еще в XIVXV веках эти инновации позволили ряду европейских государств выйти на первый план в использовании различных корабельных инновационных подходов и в продвижении идей на рынок. По различным оценкам, от 70 до 90% того, что мы сейчас считаем уже обыденностью, в свое время было инновационным.Йозеф Шумпетер рассматривал так называемые разрушающие инновации (disruptive), и сегодня страны пытаются определить их перечень, чтобы возглавить когорту стран, которые ими занимаются, или чтобы некоторые инновации задвинуть в стол и не использовать.Инновации также делят на улучшающие и радикальные (прорывные), которые принципиальным образом меняют технико-экономические свойства продукта или технологии либо потребительские свойства. Компании используют инновации, чтобы завоевать монопольное положение на рынке. Экономическая теория гласит, что желание заработать больше один из главных драйверов (стимулов) к инновационной деятельности: люди и компании создают новые продукты и услуги, чтобы получить дополнительный доход. Но это не единственный драйвер инноваций.Инновации могут рождаться из желания сэкономить время, силы или ресурсы. Вообще говоря, выражение лень двигатель прогресса имеет научные корни. Когда люди хотят оптимизировать процессы, они начинают придумывать, как это сделать, можно вспомнить историю, как вошли в нашу жизнь такие инновации, как мусорное ведро, открывающееся ногой: говорят, многодетная мама просто не могла нагнуться, чтобы открыть крышку ведра, и придумала делать это ногой. Но в глобальном смысле, благодаря желанию оптимизировать процессы, рождаются организационные и процессные инновации, которые меняют целые бизнес-модели.Инновации спроса появляются, когда люди сами хотят получить новые товары или услуги. В послевоенное время японские компании были не очень конкурентоспособны, но правительство активно воспитывало их на требованиях собственного внутреннего потребителя. Благодаря этому компании, став конкурентоспособными на локальном рынке, уже не боялись конкуренции на рынке глобальном и по производству техники в конце XX века были лидирующими.Суверенитет производителя и власть потребителяСегодня инновации часто связывают с потребителем. Есть даже такое понятие, как demand-driven innovation (DDI) инновации, идущие от нужд потребителя. Они связаны с повышением уровня жизни людей и помогают им стать менее зависимыми, например, от климатических условий, и компании, которые в состоянии быстро и эффективно удовлетворить такие нужды, становятся лидерами рынка.В XX веке доминировал суверенитет производителя, когда практически не задумывались о потребительских инновациях: что производилось, то и покупалось, у потребителя не было особого выбора, и он покупал лишь то, что было на прилавках. Производитель мог монопольно использовать свое положение, и, лишь когда возрастала конкуренция, приходилось придумывать что-то новое.В настоящее время произошел переход от суверенитета производителя к суверенитету потребителя, то есть к инновациям, где большую роль играет именно потребитель, вокруг которого закручен теперь современный мир. Компании вкладываются в большие данные, чтобы анализировать и лучше предугадывать нужды и потребности человека, и обращаются к маркетинговым инструментам в работе с потребителем.Если раньше технологические инновации позволяли компаниям и странам выйти в лидеры, то сегодня важное место отводится также инновациям, направленным на изменение организационных, маркетинговых и экологических подходов. Компании должны учитывать мнение потребителя, ориентироваться на его нужды, предугадывать потребности и, главное, погружать государство и общество, науку и бизнес в инновационную экосистему.Существует несколько этапов формирования инновационной экосистемы, и тот, на котором мы сейчас находимся, подразумевает не линейные взаимосвязи, а сложные процессы, в которых одни экономические агенты влияют на другие и много обратных эффектов. Инновации сегодня могут появиться на любом этапе жизненного цикла продукта и товара, логической или производственной цепочки теперь они везде и сопутствуют нам на протяжении всей нашей жизни.Инновационная активность компаний в РоссииНесмотря на рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и еще большую долю поддержки со стороны государства, уровень инновационно активных компаний за последние 20 лет в России практически не менялся. Он остается меньше 12%, в то время как в развитых странах существенно выше (например, в США он превышает 50%). Почему такое происходит?Многочисленные опросы указывают прежде всего на отсутствие средств или поддержки со стороны государства и высокую стоимость нововведений. Но если поговорить с представителями бизнеса, науки и государственных органов, становится понятно, что, помимо желания заработать и улучшить свою жизнь и жизнь людей, есть также присущее человеку любопытство и исследовательский интерес, который инноваторы стремятся удовлетворить. Однако доля инновационно активных компаний невысока, поскольку инновации из яркого, кипящего научного слоя не переходят дальше в коммерциализацию. Корнями это уходит в советское прошлое: существует большой разрыв между потенциалом и возможностью его использования, между уровнем образования, качеством приходящих идей и склонностью российских компаний к инновациям.Однако, несмотря на то что уровень инновационной активности в среднем в российской экономике очень низкий, порядка 12%, есть области производства, где он достаточно высок, например, в области производства лекарственных средств он около 30%. В агропромышленном комплексе очень низкий порядка 3%. Что интересно, и там и там существуют передовые кейсы: например, в области животноводства наши молочники впереди планеты всей, многие фермеры используют дроны, а по виртуальным пастбищам бродят коровы в 3D-очках. А с другой стороны, в агропромышленном комплексе многие технологии относятся к укладу прошлых веков, и в целом экономика многоукладна: всего несколько лет назад закрыли последнюю мартеновскую печь а это инновация XIX века.При этом происходят прорывы в области новых материалов и нанотехнологий. Но что все-таки стимулирует появление инноваций? Кроме желания заработать, интереса и следования нуждам потребителя инновации зависят еще от ряда факторов, и это прежде всего размер компании. В начале XX века Йозеф Шумпетер высказал гипотезу о том, что инновационно активными могут быть только крупные компании. Это действительно проблемная история с инновациями: необходимо тратить много ресурсов на поддержание темпа развития, а кроме того, очень часто исследования имеют либо отрицательный результат, либо не имеют его вообще. Таким образом, только крупные компании могли позволить себе быть инновационно активными.Но ситуация поменялась с открытием венчурного рынка, появлением различных фондов и технологических посредников, которые позволяют быть инновационно активными не только крупным компаниям, но и малому и среднему бизнесу и даже конкретному человеку. Поэтому сейчас инновациями может заниматься кто угодно, вопрос только в том, насколько эффективно это делают.Следующий драйвер инноваций это экосреда, представляющая собой тот продуктивный бульон, в котором варятся идеи, а после они быстро коммерциализируются. Университетская среда является замечательным инновационным бульоном, и многие хорошие исследования с репрезентативными выборками, качественной статистикой, эконометрикой показывают, что близость к университетам позволяет многим компаниям быть инновационно активными и положительно влияет на склонность к инновациям. Нет ничего зазорного в том, что профессор, который читает лекции на мировом уровне, имеет несколько стартапов или консультирует крупные компании. Наоборот, это хорошо, когда есть возможность одновременно заниматься и тем и другим, но очень важно, чтобы наука в вузах была и теоретической, и практической. Все вместе это помогает рождаться инновациям.За последние 10 лет Россия сделала рывок в этом направлении. До этого небольшое количество вузов занималось наукой, а сама она была точно не мирового уровня. Москва поддерживает инновационно активные компании и создает экономические кластеры как инструмент поддержки бизнеса. Например, в 2018 году был создан Московский инновационный кластер, объединяющий компании, капитализация которых может вырасти до миллиарда долларов, и создающий экосреду для развития бизнеса.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 19.04.2021 16:04:11
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru