Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Зачем нужно свободное образование?

Этот материал часть гида Альма-матер, который мыделаем вместе сТюменским государственным университетом.Идея о свободномобразованииПолагаю, я согласен с моим бывшим научным руководителем Томасом Норгаардом. Он считает, что есть смысл говорить о свободном образовании, только если оно каким-то образом связано со свободой: либо оно предназначено для свободных людей, либо оно выражает их свободу, либо оно делает несвободного человека свободным. Однако это скорее философское понимание термина: с его помощью можно понять, точно ли перед нами истинный образец свободного образования или же это злоупотребление термином, но оно не дает нам возможности посмотреть на образовательную программу и сказать, соответствует ли она этой модели. Это скорее общая оценка, а не инструмент для анализа структуры программы.Историки, которые работали над развитием идеи свободного образования, тоже не могут сойтись во мнениях. Например, Брюс Кимбэлл написал книгу Orators and Philosophers (Ораторы и философы) о разделении, которое возникло еще на заре свободного образования в Древней Греции. Ораторы считали, что свободное образование позволяет свободным людям развить логос как речь, как мастерство риторики, как умение донести мысль до общественности. Философы же говорили, что свободное образование действительно связано с логосом, но в другом смысле: логос как разум, как вечный, непрекращающийся поиск истины. Позиции этих двух групп мыслителей во многом различаются, и Кимбэлл утверждает, что вся путаница в определении свободного образования восходит еще к Древней Греции и этой двойственности, заложенной в раннем значении термина.Но, например, Шелдон Ротблатт не согласен с версией Кимбэлла. Он полагает, что это слишком упрощенный подход, поскольку на самом деле трактовок было больше двух и они не так явно разграничены, чтобы можно было свести все к тому, что одни понимали этот термин так, а другие этак. Ротблатт утверждает, что есть по меньшей мере шесть разных трактовок свободного образования и в разные моменты времени люди могли придерживаться нескольких трактовок одновременно.Многие из этих трактовок возникли недавно. Например, идея критического мышления не была характерна для свободного образования в Древней Греции не в том смысле, который мы вкладываем в это понятие сегодня. Критическое мышление это навык, необходимый в современной демократии, а в Древней Греции современной демократии не было. Но, например, идея всестороннего развития личности что человек должен быть всесторонне развитым гражданином, который готов вести беседы на определенный круг тем и понимать их место в мире, в обществе и сознании, эта идея, безусловно, восходит к древним грекам. Есть и другие идеи: например, что свободное образование связано с лидерством или что оно связано с личностным развитием. Это еще две разные трактовки, два разных понимания целей образования и, следовательно, средств его реализации: вы готовите будущего лидера общества или человека, который станет литературоведом и никого за собой не поведет? Свободное образование может быть нужно им обоим. Если вы считаете, что цель свободного образования изменилась или что некоторые цели свободного образования противоречат друг другу, легко понять, почему сейчас с этим такая путаница.Приведем современный пример: в прошлом году Ассоциация американских колледжей и университетов (AAC&U), которая активнее всего выступает в поддержку свободного образования в США, выпустила новое определение свободного образования. Предыдущее продержалось семь лет, и они решили, что оно больше не отражает то, чем является свободное образование и как его сущность следует описывать обществу. Сейчас они говорят, что суть свободного образования состоит в интеграции учебной программы и внеаудиторной деятельности, то есть жизни кампуса, студенческой жизни за пределами учебных аудиторий. Эту идею непросто перенести в реалии тех стран, где нет представления о кампусе именно в таком виде, в каком он реализован в США, или где по крайней мере нет соответствующих ожиданий. Это интеграция между учебой и опытом, то есть между учебными курсами, направленными на образование, на получение знаний и навыков, и курсами, где важный компонент обучения это практика, работа руками, понимание того, как все устроено в реальной жизни, а не в аудитории, речь идет о такой интеграции.Какие навыки дает свободное образованиеКроме того, AAC&U также утверждают, что современное свободное образование дает выпускникам по меньшей меньшей мере три разных группы навыков, которые невозможно приобрести в рамках других образовательных моделей: выпускник бизнес-школы не будет владеть теми же компетенциями, что и выпускник университета, работающего по модели свободного образования. Первая группа навыков связана с трудовой жизнью: AAC&U утверждают, что существуют определенные характеристики мышления или умения, которые можно применять в разных ситуациях, и они успешно приобретаются в рамках свободного образования, но не других образовательных моделях. Однако здесь возникает противоречие с тем, с чего мы начали наш разговор, с представлением о свободном человеке. Для греков свободный человек это тот, кто не работает и никогда не будет работать, и он получает образование не для того, чтобы стать более эффективным и продуктивным кандидатом на рынке труда, и даже не для того, чтобы стать более эффективным предпринимателем. Это образование для занятий какой-то деятельностью в свободное время, а не для какой-то основной деятельности, поскольку зарабатывание денег этой основной деятельностью не является.Вторая группа навыков, специфичных для свободного образования, связана с вашей жизнью как гражданина: свободное образование делает вас хорошим членом современного общества, хотя мы можем разойтись во мнениях насчет того, какими именно характеристиками такой человек должен обладать. Но некоторые навыки назвать можно: например, толерантность, понимание разных точек зрения, критическое мышление все это делает человека хорошим гражданином.Наконец, существует представление о том, что свободное образование готовит вас не просто к следующим 510 годам жизни оно готовит вас ко всей дальнейшей жизни. Вы учитесь тому, как реализовывать себя, вы учитесь тому, что сделает вас счастливым в долгосрочной перспективе, вы учитесь тому, что будет не просто полезно в конкретной сфере занятости, но позволит вам стать полноценно сформированной личностью. Есть представление о том, что такой результат обучения тоже специфичен именно для свободного образования.Лично мне это определение не нравится тем, что оно не конкретно: нельзя понять, где можно найти это свободное образование или как мы поймем, если видим что-то с таким названием, то это или не то. Согласно этому определению, оно может быть реализовано на любом уровне образования, в любом учреждении, на любом языке и самыми разными способами. В результате, если кто-то утверждает, что они реализуют именно свободное образование, невозможно понять: то ли у них проблемы с реализацией, то есть они хотят как лучше, но не получается, то ли они просто делают не то.Задачи свободного образованияМне кажется, что это слишком общее определение: оно необходимо для плюралистического политического ландшафта США, но оно не помогает людям в тех странах, где свободное образование еще не вошло в практику, объяснить всем остальным, зачем оно нужно. Кроме того, оно не помогает объяснить скептически настроенным к этой идее людям, почему нам нужно перестать делать то, что мы делаем сейчас, и перейти к свободному образованию. Думаю, во многих европейских странах и в России ситуация такова, что нам нужно найти другие способы осмысления свободного образования и другие аргументы в пользу того, зачем его нужно разрабатывать.В рамках своего исследования я поговорил с первопроходцами, которые создали программы свободного образования в восьми европейских странах, где их раньше не было, и я пришел к выводу о том, что они все расходятся во мнениях относительно модели, расходятся во мнениях относительно значения, смысла понятия свободного образования. Но когда они говорят, что они за свободное образование, они имеют в виду три вещи. Первая это онтологическая сложность: они хотят составить такую образовательную модель, которая отражала бы сложность мира, и они не просто это постулируют, но закладывают в программу и в подход к изучению разных дисциплин. Это значит, что вам нужно разработать обширную программу не чтобы выполнить план по преподавательской нагрузке, но потому, что без этого ваши выпускники не будут образованными людьми.Во-вторых, все они верили в трансформативную педагогику. По сути это значит, что заданных целей обучения достичь невозможно или, точнее, что невозможно предсказать результаты обучения, и очень вероятно, что если в 19 лет студент говорит вам, кем он хочет стать, на самом деле это ему не подходит и вообще в эту профессию он не пойдет. Задача свободного образования трансформировать эти представления. Задача свободного образования всегда заключалась в том, чтобы сделать человека тем, кем он еще не является. Думаю, это очень амбициозная образовательная модель, которую трудно вписать в потребительский подход к образованию, когда вы заранее знаете свои предпочтения и сравниваете вузы, чтобы решить, какой из них дешевле всего приведет вас к желаемому результату.Наконец, полагаю, все вузы, по-настоящему придерживающиеся модели свободного образования, должны быть организованы по-разному, причем форма организации должна меняться со временем и различаться в разных странах, иногда даже в разных вузах. Полагаю, идея свободного образования это призыв к поиску: это не какая-то конкретно оформленная идея, но идея, которая мотивирует людей искать новые подходы. История свободного образования это история поиска таких подходов, история реакций на то, как изменились университеты и что с этим можно сделать. Многие используют традицию свободного образования, престижную и запутанную одновременно, чтобы придать солидности новым разработкам. Полагаю, работающие по модели свободного образования вузы сегодня и в особенности завтра должны будут отличаться не только от обычных вузов, но и от прочих учреждений, работающих по модели свободного образования, поскольку перед ними стоит задача изобрести свободное образование заново. История это только источник, который мы используем для осмысления того, каким должно быть образование и как стать более полно сформировавшейся личностью.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 05.04.2021 14:02:06
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru