Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Рабство

Какие аргументы были у сторонников работорговли? Как боролись с рабством? Почему Англия первой отказалась от работорговли?Совместно сиздательством Альпина нон-фикшн мыпубликуем отрывок изкниги нейропсихолога Стивена Пинкера Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше.В истории нашей цивилизации рабство скорее правило, чем исключение. Его одобряют Ветхий иНовый Завет, Платон иАристотель оправдывали его как естественное установление инеотъемлемую черту цивилизованногообщества. Так называемые демократические Афины вправление Перикла обратили врабство 35% своего населения, также поступала иРимская республика. Рабы всегда были основным военным трофеем, ичеловек любой расы, принадлежащий кварварскому племени, рисковал быть угнанным врабство. Слово раб по-английски звучит как slave, потому что, как утверждает этимологический словарь, в Средние века славян часто захватывали иугоняли врабство. Государства иих вооруженные силы использовались или как инструмент порабощения, или как средство предотвращения порабощения, очем напоминают нам слова гимна Правь, Британия: Правь, Британия, волнами! Британцы никогда небудут рабами. Задолго дотого, как европейцы превратили врабов жителей Африки, тех порабощали другие африканские иисламские государства Северной Африки иБлижнего Востока. Некоторые изних законодательно запретили рабство совсем недавно: Катар в1952 г., Саудовская Аравия иЙемен в1962-м, Мавритания в1980-м.Для военнопленных рабство часто было участью лучшей, чем смерть, авомногих обществах оно современем выродилось вболее мягкие формы: крепостничество, наемный труд, военная служба ипрофессиональные гильдии. Нопо определению неотъемлемая черта рабства насилие. Если человек выполняет все обязанности раба, новлюбой момент может отказаться их выполнять инеподвергается принуждению или физическому наказанию, мы неназываем его рабом: крабам насилие применялось нарегулярной основе. Библия указывает: Аесли кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, иони умрут под рукою его, тоон должен быть наказан; ноесли они день или два дня переживут, тоне должно наказывать его, ибо это его серебро (Исход 21:2021). Тело раба непринадлежало ему, идаже те, скем обращались хорошо, подвергались безжалостной эксплуатации. Женщины вгаремах были жертвами постоянных изнасилований, аохранявшим их евнухам отрезали ножом тестикулы (чернокожим евнухам гениталии целиком) иприжигали рану кипящим маслом, чтобы они неумерли откровопотери.Торговля африканскими рабами одна изсамых жестоких глав человеческой истории. Между XVI иXIXвв. наборту трансатлантических рабских кораблей погибло как минимум 1,5млн африканцев, скованных друг сдругом вдушных, заполненных нечистотами трюмах. Как писал один наблюдатель, те, кому удалось пережить путешествие, представляли собой зрелище настолько душераздирающее, что неописать словами. Еще миллионы сгинули, пока их гнали через джунгли ипустыни нарынки рабов Ближнего Востока. Работорговцы обращались сосвоим грузом попринципу торговцев льдом, принимая как данность, что определенный процент товара будет утрачен впроцессе транспортировки. Как минимум 17млн, апонекоторымценкам, все 65млн африканцев расстались сжизнью повине работорговцев. Работорговля нетолько убивала людей впроцессе перевозки, но, обеспечивая постоянный приток свежих тел, поощряла рабовладельцев морить рабов непосильным трудом, апотом заменять их новыми. Нодаже те рабы, которых держали всравнительно хороших условиях, жили под вечной угрозой порки, изнасилования, получения увечий, насильственного разлучения счленами семьи иказни.Рабовладельцы порой даровали своим рабам свободу, часто взавещаниях, потому что между ними завязывались личные отношения. Иногда, например всредневековой Европе, становилось выгоднее брать слюдей налоги, чем держать их воковах, или, если слабое государство немогло гарантировать рабовладельцам права собственности, рабство заменялось крепостным правом ибарщиной. Номассовое движение против системы рабского труда зародилось только вXVIIIв. ибыстро подтолкнуло рабство кпочти полному исчезновению.Почемуже человечество витоге отказалось оттакой сверхвыгодной организации труда? Историки долго спорили, былали отмена рабства вызвана экономическими или же гуманистическими мотивами. Одно время экономическое обоснование казалось самым веским. В1776 г. Адам Смит пришел квыводу, что рабство должно быть менее эффективным, чем наемный труд, поскольку только наемный труд представляет собой игру сположительной суммой:Работа, выполняемая рабами, хотя она как будто требует расхода только наих содержание, обходится дороже всякой другой. Человек, неимеющий права приобрести решительно никакой собственности, может быть заинтересован только втом, чтобы есть возможно больше иработать возможно меньше. Только насильственными мерами, анеего собственной заинтересованностью можно заставить его работать больше того, что достаточно для оплаты его собственного существования.Как заметил политолог Джон Мюллер, точка зрения Смита нашла поддержку, но,как водится, несреди рабовладельцев. Так что или Смит был неправ, или рабовладельцы были плохими бизнесменами. Некоторые экономисты, например Роберт Фогель иСтэнли Энгерман, считают, что Смит был покрайней мере частично неправ вотношении довоенного Юга, экономика которого была для своего времени несомненно эффективной. Июжное рабство, конечно, несменилось более экономически целесообразными технологиями производства само посебе его пришлось уничтожать войной изаконами.Да ивостальных регионах мира потребовались оружие изаконы, чтобы остановить рабство. Британия страна, некогда сильнее многих запятнавшая себя работорговлей, запретила торговлю людьми в1807 г. иполностью рабство натерритории империи в1833-м. К1840-м гг. Британия начала оказывать жесткое давление надругие страны, заставляя их отказаться отработорговли, подкрепляя свою позицию экономическими санкциями исилами четверти Королевского военно-морского флота.Большинство историков приходят квыводу, что британскую политику отмены рабства определяли гуманистические мотивы. Труд Локка Два трактата оправлении (Two Treatises on Government, 1689) поставил под сомнение нравственные основы рабства. Ихотя сам автор, как имногие его последователи, наживались наработорговле, их выступления взащиту свободы, равенства ивсеобщих прав человека выпустили джина избутылки. Оправдывать рабство становилось все сложнее. Многие писатели эпохи Просвещения, изгуманистических соображений яростно осуждавшие пытки, например француз Жак-Пьер Бриссо, применяли туже логику, чтобы заклеймить рабство. Кним присоединились квакеры, в1787 г. основавшие влиятельное Сообщество против рабства, атакже проповедники, ученые, политики, свободные чернокожие ибывшие рабы.В тоже время многие политики ипроповедники защищали рабство, ссылаясь наавторитет Библии, настаивая нанеполноценности африканской расы, разглагольствуя оважности сохранения южного стиля жизни, высказывая отеческую озабоченность, что освобожденные рабы несмогут жить самостоятельно. Эти аргументы невыдерживали никакой интеллектуальной инравственной критики. Доводы разума гласили: непростительно разрешать одному человеку владеть другим, своевольно исключая того изчисла участников общественного договора, лишая его возможности делать выбор иотстаивать свои интересы. Как сказал Джефферсон, как никто непоявляется набелый свет сседлом наспине, так никто нерождается исошпорами наногах, чтобы погонять других назаконных основаниях. Чувство отвращения крабству подогревалось свидетельствами изпервых рук отом, каково это быть рабом. Увидели свет автобиографии: Занимательное повествование ожизни Олауды Эквиано, африканца, написанные им собственноручно (The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, the African, Written by Himself, 1789) иРассказ ожизни Фредерика Дугласа, американского раба (Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave, 1845). Еще сильнее наобщественное мнение повлиял роман Хижина дяди Тома, или Жизнь среди униженных (Uncle Toms Cabin, or Life Among the Lowly, 1852), написанный Гарриет Бичер-Стоу. Повесть содержала душераздирающий рассказ отом, как уматерей отбирают детей,еще один эпизод, вкотором добрый Том был избит досмерти заотказ пороть других рабов. Книга разошлась тиражом более 300000 экземпляров истала искрой, воспламенившей аболиционистское движение. Полегенде, Авраам Линкольн, в1862 г. встретившись соСтоу, сказал: Так это вы та маленькая женщина, которая начала великую войну.В 1865 г., поокончании самой разрушительной войны вамериканской истории, рабство было запрещено Тринадцатой поправкой кКонституции. Многие страны запретили его еще раньше, аФранции принадлежит сомнительное достижение двойного запрета: впервый раз страна отменила рабство после Французской революции в1794 г., аповторно вовремена Второй республики в1848 г., потому что в1802-м Наполеон Бонапарт его восстановил. Весь остальной мир быстро последовал их примеру. Хронология отмены рабства представлена вомногих энциклопедиях годы слегка разнятся взависимости оттого, как проводятся границы государств ичто считается отменой, новезде усматривается один итотже сценарий: всплеск деклараций озапрете рабства вконце XVIIIв. Нарис.46 можно видеть общее количество стран иколоний, официально отменивших рабство начиная с1575 г.В близком родстве синститутом рабства состоит практика долговой кабалы. Вбиблейские иантичные времена люди, невыплатившие долга, могли быть обращены врабство, посажены втюрьму или казнены. Слово драконовский произошло отимени греческого законодателя Драконта, который в621 г. дон. э. издал закон, предписывающий порабощать должников. Право Шейлока отрезать кусок плоти уАнтонио вВенецианском купце еще одно напоминание обэтом обычае. Ноуже вXVIв. банкротов больше необращали врабов инеказнили, вместо этого их тысячами бросали вдолговые тюрьмы. Порой им выставляли счета запитание, несмотря нато что они были полностью разорены идолжны были выживать наподаяние, которое удавалось выпросить упрохожих через окна тюрьмы. Вдолговых тюрьмах Америки вначале XIXв. томились тысячи людей, втом числе женщин; причем половина изних из-за долга, непревышавшего 10 долларов. В1830-х гг. зародилось движение зареформы, которое, подобно аболиционистскому, взывало как кразуму, так икчувствам. Комитет Конгресса США заявил, что идея давать кредитору вкакомбы тони было случае власть над телом должника противоречит принципам справедливости. Комитет заметил, что, еслибы пред нами предстали сразу все жертвы этого притеснения всопровождении жен, детей иблизких, вовлеченных вих разорение, это былобы зрелище, поражающее все человеческие чувства. Долговая кабала была отменена почти всеми американскими штатами между 1820 и1840 гг., абольшинством европейских правительств в1860-х и1870-х.
История нашего обращения сдолжниками, замечает Пейн, иллюстрирует загадочный процесс сокращения насилия вовсех сферах жизни. Западные общества прошли путь отпорабощения иубийства должников дозаключения втюрьмы изатем долишения их ценностей вуплату долга. Нодаже конфискация имущества, замечает он,это своего рода насилие. Если Джон покупает продукты вкредит, апотом отказывается заних платить, онне применяет силу. Нокогда бакалейщик идет всуд изаставляет полицию отобрать уДжона машину или банковский счет, именно онсам, вместе сполицией, инициирует применение силы. Атак как это всеже насилие, даже если люди обычно так онем недумают, эта практика тоже изживает себя. Законы обанкротстве теперь нетребуют наказания должников или конфискации их имущества, они предоставляют им возможности начать сначала. Вомногих странах дом, машина, пенсионные накопления должника, имущество его супруга защищены, и,когда человек или организация заявляет обанкротстве, большую часть долгов они могут списать без последствий. Вовремена долговых тюрем люди посчиталибы, что подобная мягкость приведет кгибели капитализма, который опирается насоблюдение договорных обязательств. Ноэкономическая экосистема, потеряв этот рычаг воздействия, создала новые: проверка кредитной истории, рейтинги кредитоспособности, страхование займов, кредитные карты вот лишь некоторые изспособов выживания экономики вусловиях, когда заемщика больше нельзя приструнить угрозой правового принуждения. Целая категория насилия испарилась, анаее месте возникли механизмы, выполняющие теже самые функции, иникто даже непонял, что именно произошло.Разумеется, рабство идругие формы закрепощения неисчезли слица земли. Сегодня, когда проблемы торговли людьми, обрекаемыми нарабский труд ипроституцию, широко освещаются, приходится слышать статистически неграмотные ибезнравственные заявления, что сXVIIIв. ничего неизменилось: как будто нет никакой разницы между нелегальной деятельностью, имеющей место кое-где вмире, иповсеместно узаконенной практикой прошлого. Более того, современную торговлю людьми, как бы чудовищна она нибыла, нельзя приравнять кужасам торговли черными рабами. Дэвид Фейнгольд, в2003 г. инициировавший создание рабочей группы ЮНЕСКО попроблемам торговли людьми, сказал про сегодняшние очаги траффикинга:Уравнивание современного траффикинга ссистемой рабского труда, вчастности странсатлантической работорговлей, влучшем случае малоубедительно. ВXVIIIXIXвв. африканских рабов похищали или брали вплен навойне. Их переправляли накораблях вНовый Свет впожизненное рабство, вырваться изкоторого немогли ниони, ниих дети. Ихотя некоторые жертвы современного траффикинга тоже были похищены большая его часть это миграция, вкоторой что-то ужасным образом пошло нетак. Жертвы покидают свои дома добровольно, хотя порой их кэтому подталкивают обстоятельства: они уезжают впоисках лучшей жизни, более благополучной или более интересной, ипопадают вловушку, где им угрожают иих эксплуатируют. Тем неменее это положение дел редко длится всю их жизнь, ижертвы траффикинга непередают свой статус раба понаследству.Фейнгольд также замечает, что цифры жертв траффикинга, цитируемые активистами, журналистами инеправительственными организациями, обычно высосаны изпальца ивпропагандистских целях завышены. Тем неменее даже активисты осознают, какого фантастического прогресса достигло человечество. Заявление Кевина Бэйлса, президента организации Свободу рабам, хоть иначинается ссомнительной статистики, позволяет увидеть ситуацию вперспективе: В товремя как абсолютное количество рабов сегодня больше, чем когдабы тони было, оно составляет, вероятно, меньшую, чем когдабы тони было, долю населения мира. Сегодня нам ненужно выигрывать битвы всудах: рабство повсеместно запрещено законодательно. Нам ненужно приводить экономические обоснования: ниодна экономика неоснована нарабстве (вотличие отXIXв., когда сотменой рабства целые отрасли могли прийти вупадок). Инам ненужно выигрывать моральные споры: никто больше непытается оправдать рабство.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 01.04.2021 14:06:39
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2021, umnikizdes.ru