Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Кризис гуманитарного образования и профессиональный успех

Этот материал часть гида Альма-матер, который мыделаем вместе сТюменским государственным университетом.Когда речь заходит о гуманитарных дисциплинах, всегда возникает спор:чем лучше заниматься, какую профессию выбрать, когда вырастешь, какой диплом послужит лучше.С естественно-техническими науками всегда был связан конкретный ярлык: биолог, физик, химик. Сразу возникает картинка: белый халат, лаборатория, маска, защитные очки и всё в таком духе. Ассоциация ясная, и она ведет к идее о том, что раз мы знаем, кем являются люди такой профессии, то они найдут работу, добьются успеха и так далее и тому подобное.С другой стороны, у гуманитарных наук такая репутация, как будто их выбирают люди, которые не тянут естественные науки, программирование и так далее более технарские специальности.Полагаю, гуманитарные дисциплины выполняют в том числе очень важную задачу, от которой они не закрывают своих студентов: они активно знакомят их с особенностями человеческой природы, которые технические науки игнорируют.Я не говорю, что они делают это намеренно, я не хочу выносить оценку: если вы инженер, если вы работаете в технической сфере, здесь все трафаретно и очень просто так эта сфера устроена. Но в рамках гуманитарных направлений вы работаете с людьми, с человеческой природой, и, я думаю, для наших ребят это важно, поскольку они приходят к нам после старшей школы.Старшая школа сводится к механическому повтору информации: я прочитаю вам учебник, вы сделаете упражнения и скажете, все ли вы знали и как хорошо понимаете материал. Это прекрасно, но это не дает никому жизненного опыта.Я смотрю на своих студентов и сравниваю их с собой: у меня на 30 лет больше опыта, и, даже если мы успешно дадим им навыки, которые им будут нужны, чтобы конкурировать на мировых рынках или где-то еще (может быть, даже на рынке Тюмени, это неважно), именно опыт позволит им уместно применить те инструменты, которые мы им даем. Этому можно научиться только на ошибках, а ошибки это жизненный опыт.Я думаю, гуманитарные дисциплины чтение Аристотеля или Платона заполняют этот пробел в опыте. Ничего нового не придумали: да, человеческие взаимоотношения сложны, но как общество мы не изобрели ничего нового, люди есть люди, вот и всё. Чтение знакомит нас с теми областями, которые описывают гуманитарные науки: философия ли это, искусство или культура все описывает человеческую природу.Это позволяет нашим ребятам заполнить этот пробел в опыте, так что когда они столкнутся с чем-то в жизни так, а где я это уже видел? А где об этом уже говорили? Как я могу понять эту ситуацию? Им есть на что опираться, и, я думаю, в гуманитарных науках именно это и важно. Именно это я подразумеваю под гибкостью ума, поскольку они могут заимствовать опыт других людей опыт нескольких тысячелетий. Ситуации повторялись, пусть и немного по-разному, развивались, адаптировались под новые условия, поскольку обстоятельства изменились, но то, как люди реагируют на те или иные ситуации, осталось прежним.Так что я полагаю, что именно в этой точке гуманитарные дисциплины имеют преимущество перед строго технарским образованием. Идеальный вариант дать выпускнику эти навыки понимания людей, человеческой природы, но чтобы он при этом понимал и подоплеку технологических разработок: как разработать какую-то компьютерную программу и понять, как она повлияет на человеческое поведение или как люди будут с ней взаимодействовать? Думаю, это было бы идеально. Гуманитарные науки учат понимать людей, и это очень важно в текущей ситуации, когда люди как будто не очень хорошо друг друга понимают или когда они стоят на противоположных позициях, о чем бы ни шла речь: политике, экономике или чем-то другом.Думаю, с исторической точки зрения сейчас это как никогда важно. Когда я рос, все еще продолжалась холодная война, мир был разделен на две части: был Запад, был Восток, и у каждого была своя идеология, которая оправдывала текущую систему.После окончания холодной войны эта правомерность, как вы придаете легитимность системе, как вы обосновываете, почему верите в то, а не в это, как вы определяете фундаментальные понятия, например что такое русская культура и что такое американская культура, что вообще такое культура, все это стало очень трудно объяснить в отсутствие господствующей идеи.Нам больше не на что опереться. Каждый по-своему определяет свою реальность, и, когда у вас есть гуманитарная подготовка, думаю, становится проще разобраться во всей этой кутерьме.Это применимо не только к культурной жизни, не только к политической жизни, но и к экономике. Когда я перешел работать из университета в энергетический сектор, мой начальник первым делом сказал мне следующее: Тебе придется поменять нашу корпоративную культуру. Серьезно? Хм. Звучит интересно, но очень-очень сложно, и я тогда не знал, о чем он говорит.Но по сути он говорил, что им нужно, чтобы инженеры понимали: конструирование газопроводов, работа с рынком и всё в таком духе не может планироваться в соответствии с мышлением инженеров. Мы должны принимать во внимание интересы наших потребителей, а наши потребители говорят, что наши текущие планы не соответствуют их нуждам.И для этого меня наняли чтобы преодолеть разрыв между тем, что нужно нашим клиентам, и тем, что наша компания могла сделать. Это оказалось очень-очень сложной работой, и поэтому я считаю, что крайне важно уметь работать с людьми, потому что если вы не можете аргументировать свою точку зрения кому-то, кто привык работать очень линейно, как инженеры, как многие инженеры, и бизнес работал определенным образом, то они будут продолжать делать то же самое, потому что всегда же так делали.Они несколько инертны. Это безумно сложная работа, поскольку вы не можете доказать, что, если что-то изменить, это будет прибыльно. Так что снова вам нужно это je ne sais quoi (фр. не знаю что), эта способность объяснить кому-то: то, как вы делаете сейчас, прекрасно, но оно больше не работает, надо делать по-другому.И снова: мы смотрим на рынок труда и пытаемся понять, где будут проблемы с реализацией, с внедрением всех идей, лежащих в основе четвертой индустриальной революции, то есть идей, связанных с технологиями. Проблемы будут сосредоточены вокруг того, как мы можем использовать эти технологии.Возникает интеллектуальный разрыв: в определенных пределах мы можем создать почти что угодно, но как будем это использовать другой вопрос. Какими будут последствия полного перехода на безналичный расчет? Например, в Финляндии и, наверное, уже везде переходят от бумажных к виртуальным банковским системам. Но как быть с пожилыми людьми, у которых нет подключения к интернету, а если и есть, то они не понимают базовых вещей: что такое имя пользователя, что такое код, почему больше не с кем поговорить?Как вам научиться работать с системой, которую вы не привыкли использовать? Вы привыкли, что нужно пойти в банк, поговорить с кассиром, заполнить чек, получить наличные на неделю и вдруг все это пропало. Думаю, именно в таких ситуациях люди с гуманитарной подготовкой, которые при этом понимают новые технологии, могут облегчить переход от одних привычек к взаимодействиям другого типа.Есть и другие примеры, скажем лаборатории по материаловедению я об этом много говорил. Токийский университет вкладывает огромные суммы, чтобы в автомобильной индустрии заменить сталь на композиты, пластики и тому подобное. Проблема в том, что пластик недолговечен, потому что если пластики намокнут, то они начнут таять, а если они сделаны слишком жесткими крошиться.Думаю, инженеры должны понимать, как их продукт через какое-то время кто-то будет применять и монетизировать. В лаборатории вы можете делать что угодно, потому что у вас есть финансирование и вы контролируете условия, в рамках которых вы ведете разработки, но для каких целей все это будет применяться в реальном мире, как люди будут реагировать на такое решение и что им нужно это совсем другой уровень анализа.Опять же мне кажется, что здесь гуманитарная подготовка поможет, потому что мы все являемся частью общества, и мы должны понимать, чем технологии могут нам помочь. Возьмите свой айфон: сколько вы используете приложений, принцип работы которых вы полностью понимаете? Думаю, меньше 20%, и это верно для любых технологий.Я купил себе на день рождения новую камеру, и там есть автоматический режим: я фотографирую, фотографирую, фотографирую, и все выходит просто восхитительно, потому что камера за меня выставляет настройки. Если я захочу максимизировать ее ценность, тогда я пойду почитаю книжку, потом попробую протестировать полученные знания на практике, но у меня нет на это времени. Так что автоматизация это прекрасно, но нельзя всю жизнь полагаться на автомат. Вам нужно самим вносить поправки, вам нужно думать, вам нужно знать, как использовать новые технологии. Опять же, я считаю, здесь гуманитарное мышление играет очень-очень важную роль.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 31.03.2021 16:04:53
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru