Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Помогает ли высшее образование найти работу?

Последние десятилетия переосмысляется понятие образования, а вместе с тем и видение, каких людей должны выпускать образовательные учреждения. Можно ли измерить успешность человека и почему не следует идти по традиционному пути подготовки студентов к определенной специальности, рассказывает политолог Дэвид Дюссо.Этот материал часть гида Альма-матер, который мыделаем вместе сТюменским государственным университетом.Понятие образования и идеальный студентВо второй половине XX века было распространено представление, что нужно добиться в жизни большего, чем ваши родители. Для этого нужно было поступить в вуз, получить высшее образование, и тогда после выпуска вас будут ждать много разных компаний; потом вы пройдете собеседование, получите работу, где протрудитесь 1520 лет.После выпуска, когда я получил диплом, меня никто не ждал, не было никаких собеседований, в очередь за мной никто не выстроился. И тогда начинаешь думать: а оно того стоило? Не зря ли я потратил время в вузе? Правильную ли выбрал специальность? Полагаю, эта ситуация сохраняется и сегодня.Однако произошли изменения у другой стороны среди компаний, организаций, которые ищут сотрудников на те или иные позиции. Этот диссонанс между тем, что мы предлагаем студентам как образовательное учреждение, и тем, что нужно компаниям, этот диссонанс даже вырос, прямой зависимости больше нет.Полагаю, еще изменилось то, что у нас как образовательных учреждений больше нет общего видения нашей роли, каких людей мы должны выпускать. Вы приходите к компаниям и спрашиваете: Какие люди вам нужны? А они понятия не имеют. Полагаю, это очень серьезная проблема.И все это вынуждает нас переосмыслить, переопределить, что такое образование, что именно мы предлагаем нашим студентам. Думаю, нам также нужно оценивать ситуацию с административной точки зрения, со стратегической точки зрения, например, в нашем учреждении: каких людей мы хотим выпускать, каков наш идеальный студент, что мы хотим сделать?Только когда мы об этом задумываемся, мы можем начать решать: хотим ли мы, чтобы это был профессионал, востребованный на рынке труда, который бы так-то одевался, занимал такую-то позицию в такой-то структуре? Или мы хотим, чтобы это был кто-то с более гибким, предпринимательским складом ума?Хотим ли мы выпускать более творческих людей? Или идеальным был бы человек, который сочетает в себе все три типа: он творческий человек, он профессионал, в нем есть предпринимательская жилка? Для выпускника в 2021 год это весьма суровые требования.Полагаю, перед тем как отвечать на этот вопрос, нам также нужно подумать о том, где наши выпускники окажутся, какие вакансии будут на рынке труда и так далее. Рынок труда меняется: согласно некоторым прогнозам МВФ, Всемирного банка и других аналогичных организаций, все выглядит так, как будто мы движемся к меньшему числу стабильных позиций с полной занятостью, и такие позиции могут сохраняться на протяжении 15 лет.Может получиться так: есть востребованные, но малодоступные специалисты, есть кто-то посередине, и есть что-то вроде труда по запросу, то есть гиг-экономики, когда люди ищут работу, продают себя, находят проект на полгода, а после его завершения ждут, когда подвернется следующий проект (если он подвернется).И найти ответы на эти два вопроса каких студентов нам стоит выпускать и какой труд будет цениться очень сложно, особенно если мы решим, что нам нужно придерживаться традиционного пути подготовки студентов к определенной специальности. Я получил диплом по международным отношениям никто не знал, что это значит, я сам до сих пор не знаю, что это значит. Это не было совсем бесполезно: я повидал мир, когда был в университете, я научился говорить по-русски, учил китайский, смог шире взглянуть на открытые передо мной возможности.Но всем после себя я советовал поступить в вуз и получить степень бакалавра по специальности с конкретным ярлыком: бухгалтер, экономист, юрист, что-то в этом духе, когда вы сразу готовы к работе. Нужно, чтобы после выпуска вы подали резюме, и работодатель знал бы, что означает ваш диплом, и вас бы наняли, потому что такие позиции есть, вы можете вписаться в существующую структуру.Даже если бы такие вакансии до сих пор существовали, таких стартовых позиций будет все меньше, и их будет сложнее найти, поскольку на стартовой позиции вы просто выполняете базовые задачи, а в условиях современной технологической революции эти позиции перейдут к машинам. В Financial Times пару лет назад был прекрасный пример: речь шла о младших юристах.Чтобы юристу получить стартовую позицию, ему недостаточно диплома бакалавра ему нужен диплом магистра, и по крайней мере в США младшие юристы работают с архивами. Они сидят и читают предыдущие судебные решения для партнеров фирмы, оценивают их в ретроспективе, отмечают по своему усмотрению важные места и составляют бриф. Сейчас такой бриф может составить компьютер.Что же делать с теми специальностями, с которыми был связан такой ярлык? Их мы тоже отправляем на свалку. Думаю, нам надо готовить ребят наших студентов совсем иначе. Я думаю, в основу образования должны лечь конкретные компетенции: независимо от того, какую специальность получат наши ребята экономист или что-то в таком духе, они должны получить определенный набор навыков.Мы очень долго говорили о гибких навыках (soft skills), и по сути это был такой большой черный ящик: все, что нельзя было измерить, называлось гибкими навыками. Умеешь вести переговоры? Это гибкий навык. Умеешь обсуждать разные вопросы с людьми, у которых другой опыт или другая специальность? Это тоже гибкий навык.Теперь оказывается, что государства, университеты и даже компании пытаются определить, какими компетенциями должны обладать работники. Думаю, университеты должны сосредоточиться в том числе и на этом: вопрос не только в том, какие книги вы читали, читали ли вы Маркса, знаете ли вы кейнсианство или какие-то еще теории. Вы должны знать не только теории вы должны знать, как их применить и насколько они актуальны в данных условиях.Эта идея непопулярна, поскольку родители хотят знать, с какой целью они платили за образование детей, они хотят увидеть этот ярлык, хотят иметь возможность сказать: Мой сын экономист, и, когда они в следующий раз будут в гольф-клубе или теннисном клубе, они смогут похвастаться перед друзьями: А чем занимается Джонни? А он аудитор в PricewaterhouseCoopers или еще где-нибудь. Думаю, таких людей будет все меньше и меньше. Если спросить, что мы даем студентам, то мы даем им навыки.Приоритеты в образованииВозникает другой вопрос: как это превратить в конкретную работу? Я был на рынке труда: работал в корпоративном секторе, долго работал в научно-образовательной сфере, был и фрилансером... Думаю, смысл не в работе.Думаю, смысл в том, чтобы быть довольным своей жизнью. Но представьте себе родителей, которые вложили большие суммы денег в образование детей, сравнительно большие суммы, и потом их ребенок получает диплом, в котором написано, например, Кино и медиа, и они спрашивают: И что ты теперь с этим будешь делать? А им отвечают: Я хочу заниматься тем, что делает меня счастливым. Численно измерить ценность такого диплома очень сложно.Думаю, это основные трудности, с которыми мы сейчас сталкиваемся, поскольку сейчас переопределяется все одновременно. В том числе из-за таких вещей я не хотел бы сейчас растить детей, и я не хотел бы быть студентом, который очень-очень хочет стать кем-то конкретным.Если у студента более свободное, гибкое мышление, то это прекрасное время, поскольку у него есть все возможности развиваться так, как захочется. Вопрос в том, как мы измеряем успех и можем ли его измерить по привычным показателям, которых больше не существует: хорошая зарплата, пенсия, стабильная работа. Всего этого больше нет.Полагаю, самая большая разница в состоянии рынка труда по сравнению с тем, когда учился я, состоит в том, что мы тогда все еще думали, что у нас будет одна работа в течение 20 лет. У моих родителей за всю трудовую жизнь было всего два места работы на 40 лет жизни у каждого из них. Все было очень стабильно, очень просто.По моему резюме видно, как я менял места работы. Дольше всего в одном месте я проработал семь лет это было в Финляндии, на позиции исследователя и преподавателя в университете. Затем я перескочил на пять лет в энергетический сектор и на третий год уже знал, что больше этим заниматься не хочу, так что мне нужно было решить, чем еще заняться. Затем я переключился на что-то третье, а потом я пришел сюда.Так что по моему резюме видно, что каждые 35 лет что-то меняется. Мы должны готовить наших ребят в том числе и к этому. Думаю, успех, финансовый успех, стабильность все это должно отойти на второй план. Это больше не приоритет.Думаю, приоритет это сначала найти себя по части навыков, по части развития личности, чтобы вы смогли принимать решения в будущем или которые повлияют на ваше будущее, чтобы вы достигли успеха и той стабильности, которую ищете.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 29.03.2021 14:17:27
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2021, umnikizdes.ru