Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Вакцинация зачем ставить прививки детям и взрослым

Вакцинация способна остановить распространение многих инфекций, вызывающих тяжелые заболевания и приводящих к летальным исходам. Именно на иммунизацию сегодня возлагаются большие надежды в контексте борьбы с COVID-19. Что такое вакцины, как они действуют, как часто нужно вакцинироваться и чем обеспокоены люди, выступающие против прививок, ПостНауке рассказала врач-иммунолог Белла Брагвадзе.Проект Наука здоровой жизни это онлайн-путеводитель помедицине, питанию испорту, вкотором мыделимся достоверной иактуальной информацией оздоровом образе жизни. Проект создан сиспользованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.Вакцинация один из наиболее эффективных способов предотвращения инфекционных заболеваний у детей и взрослых. Введение программ иммунизации сократило число заболевших оспой, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, полиомиелитом, столбняком и другими опасными болезнями. По данным ВОЗ, вакцинация ежегодно предотвращает до трех миллионов смертей. Если увеличить количество привитых, можно сохранить еще полтора миллиона жизней.
Однако некоторые люди до сих пор отрицают пользу прививок. Так, в 2019 году в доклад ВОЗ, в котором были перечислены десять главных угроз для глобального здравоохранения, впервые попало недоверие к вакцинам (vaccine hesitancy). Этим термином обозначают нерешительность в отношении вакцинации или отказ от нее со стороны людей, имеющих доступ к прививкам. В документе говорится, что заболеваемость корью выросла на 30 процентов, и это отчасти вызвано именно сознательным отказом отиммунизации. Это явление ставит под угрозу успех вборьбе синфекционными заболеваниями, откоторых уже существует вакцина. При этом чтобы сегодня остановить распространение коронавирусной инфекции, медики возлагают большие надежды именно на вакцинацию. Поэтому сейчас как никогда важно предоставить людям достоверную информацию о прививках, принципе их действия и их безопасности для здоровья.Как появились первые вакцины?Первый пример успешной вакцинации программа, направленная на борьбу с натуральной оспой, которая началась в Европе в начале XVIII столетия. Тогда этот процесс назывался вариоляцией и заключался во введении содержимого оспенных пузырьков больного человека здоровому. Метод в целом имел хорошие результаты, хотя иногда все-таки приводил к летальным исходам.В конце XVIII века английский врач Эдвард Дженнер заметил, что люди, перенесшие коровью или лошадиную оспу, заболевают натуральной оспой значительно реже, и придумал новый способ вакцинации стал использовать гной из оспенных пузырьков заболевших животных. Вирус животных не распространялся по организму человека, поражая разные системы и органы. Это минимизировало тяжелые побочные явления от вакцинации, а эффективность защиты при этом не страдала. Со временем вакцину Дженнера пытались сделать еще более эффективной и безопасной. Например, содержимое оспенных пузырьков больного человека сначала вводили животному, а потом уже материал этого животного здоровому человеку. Так вирус ослабевал и не приводил к тяжелым побочным эффектам, а иммунитет к нему все равно формировался.До появления прививки от оспы ежегодно во всем мире от этого заболевания умирали миллионы людей. Оно оставалось серьезной угрозой для человечества вплоть до начала 1970-х годов, когда использование вакцины в больших масштабах привело к полному искоренению болезни. Сегодня заболевание считается окончательно ликвидированным, и вакцинация против оспы больше не проводится. При этом образцы вируса оспы до сих пор хранят в нескольких лабораториях.Еще одним важнейшим этапом в истории вакцинации и развитии иммунологии стали работы французского химика и микробиолога Луи Пастера он создал вакцины от сибирской язвы и бешенства. Причем использовал для вакцинации ослабленные микроорганизмы, опытным путем доказав, что они способны сформировать защиту от болезни, не вызывая при этом само заболевание.Типы вакцинВ результате длительной истории появления и развития вакцин большая часть из них сегодня абсолютно безопасна для людей. В зависимости от антигена, используемого в производстве вакцин, существуют несколько видов прививок: живые вакцины, инактивированные вакцины, анатоксины, а также молекулярные (рекомбинантные) вакцины и так называемые вакцины нового типа (векторные, РНК-вакцины), разработанные для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.Живые (аттенуированные) вакцины содержат ослабленный микроорганизм, который не вызывает инфекционное заболевание, но имитирует его развитие. Как следствие, на такие вакцины развивается самый сильный и продолжительный иммунитет. А значит, они не требуют повторного (или регулярного) введения. Но из всех видов вакцин именно у живых наибольшее число побочных эффектов: у привитого могут развиться симптомы, схожие с заболеванием. Поэтому такие вакцины называют реактогенными, то есть способными вызывать реакции.По мере развития вакцинации ученые пытались сделать ее более безопасной. Уже в XX веке они научились инактивировать микроорганизмы и заменили живые вакцины на убитые. Такие инактивированные вакцины все еще содержат целый микроорганизм или его фрагмент, который не способен размножаться, а следовательно, и вызывать само инфекционное заболевание. Чтобы получить инактивированную вакцину, на возбудитель воздействуют с помощью различных химических веществ, при этом его способность формировать иммунитет сохраняется: убитый микроорганизм или его компоненты будут распознаваться иммунной системой как антиген. Этот процесс лежит в основе вакцинации по сегодняшний день. Так сделаны инактивированные вакцины от полиомиелита, гриппа, гепатита А, брюшного тифа, клещевого энцефалита, бешенства, менингококковой инфекции и других заболеваний.Еще одним способом создания инактивированных вакцин стало использование обезвреженных токсинов, которые вырабатывают возбудители некоторых заболеваний например, столбняка и дифтерии. Такие вакцины называются анатоксинами. Существует дифтерийный, столбнячный и стафилококковый анатоксины, а также анатоксины против газовой гангрены и ботулизма. Использовать дифтерийный анатоксин начали в 1923 году.Генные технологии и молекулярная биология позволяют вообще не использовать вирус или бактерию для создания вакцины. Например, материалом для молекулярных вакцин становятся рекомбинантные белки или их фрагменты, синтезированные с помощью методов генной инженерии. В составе таких рекомбинантных вакцин (например, от вирусного гепатита B), впервые произведенных в 1980-е годы, нет целого возбудителя инфекции, а только его фрагмент антиген, который может быть воссоздан искусственно.Такие искусственно созданные вакцины тоже относятся к неживым. Со стороны иммунной системы реакция на них значительно более сдержанная. Но по этой же причине для формирования устойчивого иммунитета такие прививки необходимо вводить несколько раз.В настоящий момент внимание общественности приковано к вакцинам от коронавирусной инфекции, которые условно относят к новому поколению вакцин. Это, например, векторный Спутник V, созданный Центром им. Гамалеи и вакцины на основе матричной РНК, разработанные компаниями Pfizer и Moderna.Векторная вакцина отличается от остальных типов тем, что генетический материал коронавируса в организм доставляется при помощи другого вируса аденовируса, который при этом лишен возможности размножаться или заражать. Он выполняет только транспортную функцию приносит в организм информацию о коронавирусе. Как только он попадает в клетку, запускается каскад реакций по формированию иммунитета к инфекции.Создатели РНК-вакцины от SARS-CoV-2 пошли дальше по пути искусственного воссоздания антигена. Они сделали матричную РНК (мРНК), на которой записана информация об одном из вирусных белков: мРНК находится в липидной оболочке или пузырьке, что позволяет ей легко проникать в клетки организма. Когда это происходит, в их цитоплазме из наших же аминокислот создается фрагмент вируса, а в ответ на этот процесс развивается иммунный ответ и иммунная память.Что такое иммунный ответ и иммунная память?Иммунная система защищает организм от токсинов, инфекций и злокачественных новообразований. Ее клетки делят все, с чем сталкиваются, на свое (клетки организма человека) и чужое (например, вирус гриппа). При столкновении с чужеродным объектом иммунитет определенным образом реагирует эта реакция называется иммунным ответом. Он может развиваться как на инфекцию, так и на антиген, который присутствует в вакцине. В обоих случаях иммунная система будет задействовать все механизмы для борьбы с тем, что будет промаркировано ей как чужое. В результате иммунного ответа развивается иммунная память, которая делает организм устойчивым к инфекции после перенесенного заболевания или вакцинации. Например, человек, переболевший ветряной оспой в детстве, вряд ли заболеет ей снова, даже если находится в тесном контакте с инфицированным человеком.Иммунная память реализована благодаря лимфоцитам. Они становятся клетками памяти: запоминают возбудителя инфекции и методы борьбы с ним, а затем остаются в лимфоузлах в ожидании повторной встречи и атаки микроба. В-лимфоциты синтезируют антитела (иммуноглобулины) белки, которые борются с инфекцией и помогают человеку не только выздороветь, но и предотвратить заболевание в будущем. Если человек снова подвергнется воздействию этого микроорганизма, иммунная система распознает его и немедленно выработает антитела для защиты. Именно поэтому в результате перенесенного заболевания или проведенной вакцинации мы можем увидеть в анализах наличие антител к инфекции. При первичном контакте они появляются ближе к концу первой недели, а при повторном атака возбудителя начинается уже в первые сутки. Так работает гуморальный иммунитет, защищающий внеклеточные пространства человеческого организма. Но есть также клеточный иммунный ответ и иммунная память, за которую отвечают Т-лимфоциты (правда, оценка иммунологической памяти на таком уровне недоступна в обычных лабораториях, так как это трудоемко и дорого, и используется только в рамках научных работ).
Вакцины содержат антиген, а значит, являются тем самым чужим объектом для иммунитета. Они стимулируют иммунную систему развивать иммунный ответ, вырабатывать антитела и формировать иммунную память. Для иммунной системы человека гораздо безопаснее научиться бороться с инфекцией с помощью вакцинации, чем в результате перенесенной болезни, так как вакцинация защищает от тяжелого, осложненного течения инфекции.Попадая в организм привитого человека, инфекционный агент не может размножаться и комфортно существовать. А если человек не заболевает, то и заразить окружающих не способен. Поэтому вакцинация помогает снизить вероятность заболевания не только у привитого, но и у его окружения. Если вакцинировано достаточное количество людей, инфекции труднее распространиться и поразить тех, кто по каким-то причинам не может быть привит. Так формируется коллективный иммунитет, который защищает людей с иммунодефицитом, тяжелобольных пациентов, получающих химиотерапию, младенцев, которым еще не проводили вакцинацию, а также пожилых людей.Кому нельзя прививаться?Есть категории пациентов, которым вакцинация противопоказана. Противопоказания могут быть абсолютными или временными. Абсолютно противопоказано прививать живыми вакцинами пациентов с тяжелым иммунодефицитом: в их организме, не способном противостоять даже ослабленному возбудителю, может развиться инфекционное заболевание. Живыми вакцинами также запрещено прививать беременных, так как они находятся в состоянии физиологического иммунодефицита и есть риск инфицирования плода. Нельзя прививать человека конкретной вакциной, на которую у него ранее развилась тяжелая реакция например, аллергическая (в том числе анафилактический шок).Временные противопоказания к вакцинации встречаются чаще абсолютных, а после нормализации состояния медотвод (отсрочка для вакцинации) снимается. Классический пример такого противопоказания ОРВИ. Во время болезни вакцинацию приостанавливают, а после выздоровления возобновляют. Также у некоторых вакцин могут быть возрастные ограничения (например, у вакцины от ротавируса) и свои особые противопоказания, которые перечислены в официальных инструкциях к препарату. Так, после переливания крови или введения иммуноглобулинов к инфекции дается временный медотвод от вакцинации живыми вирусными вакцинами (от кори, краснухи, паротита).Но чаще всего врачи и пациенты сталкиваются с еще одной категорией противопоказаний ложными медотводами при состояниях, которые в действительности не усугубляются на фоне вакцинации. В педиатрической практике это, например, младенческие физиологические высыпания (акне новорожденных), физиологическая желтуха новорожденных, незначительные изменения в анализах при идеальном самочувствии и т. д. Ложные медотводы подвергают риску непривитого ребенка, а еще играют серьезную негативную роль в ослаблении коллективного иммунитета.Что такое календарь вакцинации?Во многих странах существует набор вакцин, которые в обязательном порядке ставят начиная с младенчества. При вакцинации детей обычно ориентируются на календарь прививок. Иммунизацию начинают еще в роддоме, где новорожденных прививают от гепатита B и туберкулеза (вакциной БЦЖ). Большую часть остальных прививок вводят ребенку в первые годы жизни. Именно этот факт смущает многих родителей: им кажется, что их ребенок еще слаб, а его иммунитет недостаточно развит, поэтому прививать его еще рано.На самом деле многие болезни, которые можно предотвратить с помощью вакцинации, тяжелее всего протекают именно у маленьких детей. А так как прививка в какой-то степени является максимально облегченной версией инфекционного заболевания, то именно с ней организм и иммунитет младенца могут справиться в отличие от реального возбудителя инфекции. Более того, современные вакцины в большинстве своем не содержат живых ослабленных микроорганизмов, а значит, не могут вызвать тяжелую инфекцию.Пожалуй, единственный неприятный момент в вакцинации детей необходимость регулярно повторять прививки, чтобы не давать ослабевать иммунной памяти. Впрочем, сегодня существуют комбинированные вакцины, которые содержат одновременно несколько антигенов и тем самым уменьшают количество нужных инъекций.В каждой стране разная эпидемиологическая обстановка, поэтому есть свой график иммунизации. По сравнению с европейскими странами или США, в России не самый обширный календарь прививок. В разных регионах РФ он может немного отличаться (например, в Москве рекомендованных вакцин больше).Какие могут быть побочные эффекты от прививок?Большинство вакцин безопасны и практически не вызывают побочных эффектов (статистика для каждой конкретной вакцины есть в официальной инструкции). Но побочные эффекты все же могут быть и отличаются интенсивностью.К легким побочным эффектам относятся субфебрильная температура, а также покраснение и болезненность в месте инъекции в течение двух-трех дней.Умеренные побочные эффекты встречаются реже. Обычно это сочетание лихорадки, кожной сыпи, увеличения лимфатических узлов и/или боли в суставах. Эти реакции могут вызывать дискомфорт, но редко бывают опасными для здоровья и проходят сами в течение нескольких дней или недель.Тяжелые побочные эффекты от введения вакцин возникают редко, но могут иметь более серьезные последствия для организма выражаться в тяжелой неврологической реакции (например, судорогах) или тяжелых аллергических реакциях (например, анафилаксии). Последние обычно возникают в течение нескольких минут или часов после вакцинации. По статистике, на миллион проведенных вакцин приходится один случай анафилактического шока. Минимизировать возможные побочные эффекты можно, если соблюдать истинные медотводы, а также сроки использования и способ введения вакцины, указанные в инструкции к препарату.Вакцины могут вводиться в организм несколькими способами. Во-первых, через инъекции: внутримышечные детям до двух лет в бедро, далее в плечо (например, вакцины от гепатита B, коклюша, дифтерии и столбняка), подкожные (от кори, краснухи, ветряной оспы) или внутрикожные (противотуберкулезная вакцина БЦЖ). Во-вторых, существуют оральные вакцины (например, от ротавируса или полиомиелита). Кроме того, есть спреи в нос, защищающие от гриппа, правда, их применение в настоящий момент ограничено, так как у них много противопоказаний и эти вакцины не зарегистрированы в РФ. Выбор формы вакцины и места ее введения не случаен, а основан на реактогенности и иммуногенности прививки то есть учитывается безопасность и эффективность при том или ином способе введения препарата. Например, вакцину от ротавируса вводят орально для контакта со слизистой желудочно-кишечного тракта.
Почему не все хотят делать прививки?Первые антипрививочные настроения появились еще в эпоху вариоляции. В то время против вакцинации агитировали, указывая на вмешательство в божий замысел. Впоследствии распространение иммунизации стали считать посягательством на права человека.В XX веке одним из аргументов в пользу антипрививочного движения стало наличие в некоторых вакцинах использующегося в качестве консерванта тиомерсала (или мертиолята) производного ртути. По мере увеличения числа вакцинированных младенцев возникли опасения, что этот консервант может привести к потенциально опасным состояниям. Многих беспокоила возможная связь между введением вакцины, содержащей производное ртути, и развитием аутизма. В результате в 1999 году несколько групп экспертов государственного агентства США рекомендовали в качестве меры предосторожности производить все стандартные детские вакцины без тиомерсала. Но большое количество исследований по всему миру не смогли продемонстрировать причинно-следственную связь между развитием аутизма и вакцинами, содержащими тиомерсал. А результаты последующих исследований показали, что отказ от таких прививок не повлиял на частоту случаев возникновения аутизма.Однако впоследствии люди, выступающие против вакцинации, вновь пытались связать развитие аутизма с прививками на сей раз с вакциной от кори, краснухи и паротита (MMR). Но исследование, которое указывало на эту зависимость, имело значительные недостатки. Речь о работе Эндрю Уэйкфилда, опубликованной в 1998 году в журнале The Lancet. Мало того что его исследование имело слишком маленькую выборку (всего 12 детей), так еще автор рекомендовал в своей статье использовать моновакцину от кори по случайности, как раз такую он сам запатентовал накануне публикации. Редакция The Lancet отозвала статью Уэйкфилда, затем его лишили права заниматься медицинской деятельностью. А в 2014 году выводы Уэйкфилда опровергли с помощью метаанализа, который обобщил результаты нескольких исследований по этой теме и включал данные по 1 266 327 детям. Его авторы сделали выводы об отсутствии связи между вакцинацией и расстройствами аутистического спектра. Они подтверждаются и Кокрейновским обзором, обновленным в 2020 году. В этой работе, основанной на информации о 1 194764 детях, отмечается, что связь прививки ММR с аутизмом не выявлена.Таким образом, в настоящее время нет научных доказательств того, что вакцинация увеличивает риск развития аутизма. Аналогичные доводы можно привести в качестве ответа на все антипрививочные мифы, которые сейчас быстро распространяются в соцсетях. Многие родители обеспокоены рисками, связанными с вакцинацией, однако большая часть этих опасений, как правило, основана не на доказательствах, а именно на подобных мифах и дезинформации. Вакцины уже давно являются безопасным и эффективным способом предотвращения болезней. А чтобы получить разрешение на применение у детей, они проходят тщательное тестирование, гарантирующее их безопасность. И в большинстве случаев польза от вакцинации ребенка сильно превосходит любые возможные риски.Дополнительные материалыДополнительную информацию об ингредиентах вакцин, а также о процессе определения их безопасности и эффективности можно найти на сайте Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA).Московский календарь вакцинацииJan E Drutz, Teresa K Duryea, Mary M Torchia. Patient education: Vaccines for infants and children age 0 to 6 years (Beyond the Basics)Amy B Middleman, Teresa K Duryea, Mary M Torchia. Patient education: Vaccines for children age 7 to 18 years (Beyond the Basics)Jan E Drutz, Teresa K Duryea, Mary M Torchia. Patient education: Why does my child need vaccines? (Beyond the Basics)Patricia L Hibberd, Peter F Weller, Elinor L Baron. Patient education: Adult vaccines (Beyond the Basics)DeStefano F. Thimerosal-containing vaccines: evidence versus public apprehension // Expert opinion on drug safety. 2009. Т. 8. No. 1. С. 14.Madsen K. M. et al. A Population-based study of measles, mumps, and rubella vaccination and autism // New England Journal of Medicine. 2002. No 19 (347). C. 14771482.Taylor L. E., Swerdfeger A. L., Eslick G. D. Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies // Vaccine. 2014. Т. 32. No. 29. С. 3623-3629.Di Pietrantonj C, Rivetti A, Marchione P, Debalini MG, Demicheli V. Vaccines for measles, mumps, rubella, and varicella in children. Cochrane Database of Systematic Reviews 2020, Issue 4. Art. No.: CD004407.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 26.03.2021 16:19:04
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru