Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Назад в прошлое 6 видов памяти

Память бываетдолговременная и кратковременная, сенсорная, процедурная семантическая, эпизодическая автобиографическая; перечень можно продолжать и дальше. В нашей подборке далеко не исчерпывающий список типов человеческой памяти.Как прожить счастливую жизнь: память о личномБольшинство животных обладают семантической памятью, которая позволяет им ориентироваться в окружающем мире с опорой на жизненный опыт. Только у высших приматов и, возможно, у некоторых видов птиц наблюдается эпизодическая память, то есть память о личном опыте и способность заново переживать события недавнего прошлого,в пределах от нескольких минут до нескольких дней. У человека же на определенном этапе развития возникает еще и автобиографическая память.Она формируется в раннем детстве во время бесед ребенка со взрослыми, а вместе с ней формируется и его личность. Ребенок начинает воспринимать себя таким, каким он предстает в собственных воспоминаниях, фундамент которых закладывают родители; в соответствии с этим образом он действует и реагирует на мир вокруг. При этом дети практически полностью наследуют от родителей эмоциональный профиль автобиографической памяти позитивное или негативное отношение к прошлому. Кроме того, воспоминания уже взрослого человека описывают скорее не события прошлого, а его нынешнее психологическое состояние и характер:нам свойственно припоминать именно то, что подходит под нашу личность.Автобиографическая память устроена таким образом, что со временем плохое забывается, а хорошее, наоборот, становится все ярче, поэтому события прошлого вспоминаются скорее как счастливые. Этот механизм обеспечивает нам психологическое благополучие, поэтому чем старше становятся люди, тем более счастливыми они себя чувствуют. Получается, что прожить хорошую жизнь значит правильно распорядиться накопленными воспоминаниями.Психолог Вероника Нуркова об автобиографической памяти и о том, почему мы не можем этой памяти не доверятьНейробиолог Нил Берджес об автобиографической памятиДля исправной работы автобиографической памяти человек должен верить в то, что она правдива, а не пытаться каждый раз усомниться в своих воспоминаниях ведь на них построена вся его жизнь. Однако уверенность в чем-то совсем не означает, что так и было, и вместе с комфортом доверие к собственной памяти наделяет нас уязвимостью к внешнему воздействию. Пожалуй, мало на что так просто повлиять, как на автобиографические воспоминания. Природа памяти такова, что пережить событие или представить, как мы его переживаем, практически одно и то же: здесь-то и открывается простор для искусственного вживления воспоминаний, которые могут воздействовать на поведение или предпочтения человека (хотя у памяти есть свои механизмы противодействия такому влиянию).Историческая память: индивидуальная и коллективнаяИндивидуальная историческая память знания о событиях, которые случились в масштабе страны или целого мира, но при этом волнуют отдельного человека, определяют его личность и поведение. С одной стороны, эти воспоминания поддерживают психологическое благополучие: люди, обладающие исторической памятью, оказываются менее тревожными и более устойчивыми к стрессу. С другой стороны, значимые исторические события чаще всего негативны войны или катастрофы, и воспоминания о них ранят. К тому жепсихологическая причастность к истории делает людей уязвимыми для политических манипуляций. Память, в том числе историческая, очень пластична, а контроль над индивидуальным историческим сознанием это удобный и действенный инструмент агентов власти.Другой инструмент манипуляция коллективной культурной памятью и, например, формирование особой мемориальной культуры. В сущности это идеологический конструкт попытка нормировать то, что нужно помнить всем. Отсюда коллективная историческая память это важный аспект нашего культурного и социального мира, а ретроспективный подход кажется единственным способом коллективного припоминания.Культуролог Оксана Мороз о проспективной памяти и репрезентациях коллективнои травмыПсихолог Вероника Нуркова о личном переживании мировых событийНо исследовательница Керен Тененбойм-Вайнблатт считает, что есть и другой тип коллективной культурной памяти проспективная, предлагающая набор конкретных действий для создания будущего, которое согласуется с представлениями общества о настоящем и прошлом. Такие рекомендации как прожить прошлое и как построить будущее могут быть вмонтированы в образование, просвещение и другие культурные практики. Зачастую проспективная память это результат организационных решений, порождающих повестку, суть которой в том, чтобы уложить прошлое, настоящее и будущее в единый управляемый нарратив. Снова оказывается, что память управляема, в данном случае с помощью понятных процедур, сервисов и систем планирования.Непроизвольное и целенаправленное запоминаниеВ течение жизни большую часть информации мы запоминаем и вспоминаем непроизвольно. Ненамеренная, или автоматическая, память работает тогда, когда воспоминания как бы сами собой фиксируются, а затем всплывают в памяти. В действительности этот механизм следует четким закономерностям: в непроизвольном режиме человек запоминает не все подряд, а только то, что является целью его действия. При этом чем больше когнитивных усилий требует выполнение этого действия и чем сильнее мотивация человека, тем с большей вероятностью произойдет запоминание, а затем и вспоминание. Ненамеренный акт памяти свидетельствует о том, что в нем содержится нечто, актуальное для человека в данный момент, как воспоминания о детстве, вызванные размоченным в чае бисквитом мадлен.В то же время информация, не связанная с настоящим действием, которую мы воспринимаем мимоходом, в автоматической памяти не откладывается. Как и не откладываются в ней данные, которые невозможно понятьи остается только заучивать, вроде последовательности цифр. Когда непроизвольной памяти не хватает, приходится прибегать к целенаправленному запоминанию: специально совершать умственное усилие, чтобы зафиксировать воспоминание. Такой уникальной способностью произвольно работать с собственной памятью обладает только человек.Психолог Вероника Нуркова о ненамеренной и намеренной памятиНо и ему приходится этому учиться: овладевать специальными приемами и техниками, без применения которых не обходится ни одно намеренное запоминание. Существует три базовых методики: проговорить то, что нужно запомнить; повторить (имитируя принцип ненамеренной памяти); использовать одну из специальных мнемотехник. Интересно, что после появления мобильных устройств, которые могут проверить информацию со скоростью, сопоставимой со скоростью обработки подобного запроса мозгом, возник вопрос: влияют ли современные технологии на нашу память? И если да, то улучшают ли они ее или ухудшают?Почему мелодии заедают:музыкальная памятьНамеренная память располагает двумя основными техниками запоминания: вербальной и образной. Но ни одна из них не поможет нам целенаправленно запомнить музыкальный фрагмент, поскольку ни ритм, ни мелодия не поддаются осмыслению: их невозможно облечь в словесную форму или привязать к визуальному образу. Именно тот факт, что запоминание музыки кардинально отличается от запоминания, например, речи, делает изучение музыкальной памяти интересной областью науки. Понимание этого механизма приближает нас к пониманию того, как мозг обрабатывает невербальные звуковые стимулы.Для запоминания музыки важны лад и мелодический рисунок мы хорошо вычленяем их даже при первом прослушивании и можем относительно точно воссоздать мелодию, основываясь только на ее тональности. При этом восприятие музыки процесс в основном неосознанный, включающий множество скрытых знаний, но не требующий специальных навыков. Музыку можно запоминать и обрабатывать, просто слушая ее, в отличие от других областей знания, где часто необходимо сначала выучить значение отдельных элементов.Психолог Даниэль Мюллензифен о способностях к запоминанию музыкиПсихолог Лорен Стюарт о том, почему мелодии застревают в памятиСегодня исследователи обнаружили набор характеристик, которые делают мелодию запоминающейся, но пока все еще много необъяснимого. Некоторые полагают, что одни мелодии запоминаются лучше других, потому что они предсказуемы и оригинальны одновременно. Возможно, навязчивые мелодии встречаются все чаще, так как сегодня музыка окружает человека гораздо плотнее, чем его предков, и поэтому он запоминает больше мелодий. Интересно, что навязчивость характерна именно для музыки и, видимо, связана с присущим музыке повторением: мало какая звуковая информация содержит такое количество повторов, какое встречается в музыкальном произведении. Так или иначе, мы практически не контролируем свою музыкальную память, которая снова и снова прокручивает у нас в голове заевший мотив.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 23.03.2021 16:15:44
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru