Этот материал часть гида Альма-матер, который мыделаем вместе
сТюменским государственным университетом.В Тюменском
государственном университете, Институте социально-гуманитарных
наук, мы изучаем инновации в образовании, и также ведется
междисциплинарный проект, суть которого заключается в том, чтобы
пересобрать образование в области наук о жизни, в частности
биологии. Мой интерес в том, чтобы сделать выбор в пользу одного из
развитых у нас кластеров биологии и наук о жизни. Здесь не идет
речи об известных региональных проектах, связанных с агрокультурой
и биотехнологиями. Все это имеет более широкий, междисциплинарный
смысл, чтобы образование в области life of sciences было понятным и
привлекательным для людей, которые обычно выбирают биологическое
направление, только чтобы получить диплом, а потом, например,
занимают скромные должности вроде лаборанта в местных индустриях
или остаются в университете.Мы задались вопросом, возможно ли в
принципе в регионах России, а не в крупных городах вроде Москвы,
Санкт-Петербурга или Казани, создать на пока достаточно скромной
базе современный, продвинутый институт, изучающий науки о жизни,
имеющий тесные взаимосвязи с академической наукой, биологическими
лабораториями и, главное, с индустрией в области биотехнологий,
институт, в котором реализуются инновационные образовательные
программы и педагогические технологии.Этим невозможно заниматься на
основании уже существующего института биологии, который есть,
например, у нас. Когда-то давно образовательные программы были
взяты из Московского государственного университета, лидирующего в
области биологического образования в нашей стране. Но как эти
программы связаны с сегодняшним днем, не совсем ясно: науки о жизни
интенсивно развиваются во всем мире, и Россия находится далеко не в
лидирующей тройке.Необходимо поправить систему образования так,
чтобы и в регионах были значимые результаты, а не просто передача
знаний, чтобы образование ориентировалось на вызовы, связанные с
радикальными технологиями и новой картиной мира, которая уже успела
стать общим местом для нас: от биологических наук и наук о жизни
люди ожидают очень многого. Прежде всего это тема здоровья и
медицины, а также различные метафизические вопросы, например
человеческое бессмертие, все это связано с генной инженерией. Но
как облечь эту проблему в повестку для реформы образования
нетривиальный вопрос.Чтобы ответить на него, мы обратились к
педагогической традиции в нашей стране и не только к московскому
методологическому кружку и фигуре Петра Георгиевича Щедровицкого,
сына известного философа Георгия Петровича Щедровицкого, но и к
целому направлению в области психологии и педагогики, поскольку
браться за эту задачу нужно с разных концов, в первую очередь со
стороны школьного образования, которое удивительным образом отстает
именно в области биологического образования. Хотя у детей интерес к
живому миру зверушкам, кошкам, собакам, растениям очень высок в
определенном возрасте, в школе он не закрепляется.Для университета
это вызов, поскольку первый год обучения нужно тогда посвящать
тому, чтобы вчерашние школьники изменили свое отношение к знанию,
чтобы они сами научились изучать. На это направлены наши усилия в
области трансформации образования в ТюмГУ. Связаны они прежде всего
с тем, чтобы выстроить процесс образования как коммуникацию между
мастером преподавателем, который хорошо ориентируется в
определенной научной области, и человеком, имеющим отношение к
индустрии, который приходит в университет на кафедру и преподает,
чтобы потом лучшие студенты могли оказаться в его компании. Для
студентов это большая помощь при выборе дальнейшего пути.Такие
лаборатории дидактики проекта, о котором я упомянул, изучают уровни
или этапы, из которых складывается конкурентоспособное
биологическое образование. Основная проблема в том, что наша страна
здесь действительно технологически отстает, и это должно быть
федеральной повесткой. В развитие биотехнологий вкладывается очень
много средств, но на самом деле, если мы не пересоберем само
биологическое образование или хотя бы не свяжем его с мировым
контекстом, успеха не будет. Это будет конкуренция по частным
сюжетам вроде вакцины от коронавируса, но не целые комплексы, в
которых нужно вкладываться очень серьезно именно в
образование.Существует несколько разрывов между фундаментальным
образованием, которое у нас неплохое в этой области, и собственно
технологиями. Их нужно преодолеть не путем соотнесения пользы
капитализации науки и пересмотра образовательных программ, а чтобы
студенты не вышли из того формата, в котором учатся мыслить
системно и широко. Для меня как философа здесь важен
междисциплинарный контекст, и здесь я являюсь, на мой взгляд,
человеком, имеющим определенный опыт в этой области. Упомянутый
формат, а точнее, перспектива бессмертия не связана только с
нереализуемой идеей вечной жизни или установления искусственного
интеллекта. Она связана со сращением цифровых и биотехнологий. В
мире всерьез занимаются этим только несколько человек. Это очень
сложно, и, несмотря на внутреннюю междисциплинарность, науки
остаются монодисциплинарными, замкнутыми на себе.Гуманитарный
подход рассматривает вопросы биоэтики, которая здесь актуальна и
должна быть частью курса в науках о жизни, правовые проблемы,
связанные, например, с генной инженерией, экологические проблемы, а
также вопросы онтологии представление о том, как в ответ на новые
вызовы и открытия поменялись мы: люди, наши отношения,
идентичности, способы коммуникации. Этим можно заниматься, только
ставя студентам так называемые мягкие навыки (soft skills) не
только управленческие, связанные с менеджментом и знанием
экономики, но и подразумевающие подготовку в области психологии и
даже философии. Вопрос в том, когда их ставить. Философии в
университете отведено небольшое количество часов на первом курсе.
Преподавать философию в связке с научными дисциплинами,
рассматривая проблемы, связанные с биотехнологиями или угрозами
человечеству, вирусами, пандемией, экологической угрозой,
глобальным потеплением и так далее, правильная мысль, но этого
недостаточно.Нужно, чтобы в эти программы вошло, например,
специфическое философское зрение, которое не является чисто
гуманитарным, а больше связано с проблемами науки в нашем случае
биологии, науки о жизни. Современный философ должен знать об
открытиях и немного разбираться в химии, физики, хотя бы на уровне
научпопа. В каком-то смысле все науки об одном и том же: истине,
судьбе человека, перспективах общества, выживании, но одновременно
и о достойной жизни и этике.Все лучшее, что случается с человеком в
жизни, кроме рождения, первой любви или любви матери, происходит,
когда он перестает быть несамостоятельным и становится более-менее
ответственным за свой выбор, научается выбирать. Это происходит в
высшем учебном заведении, и поэтому мы хотим сориентировать наше
образование в области биологических наук и наук о жизни на
возможность студента самому выбирать свой путь, индивидуальную
образовательную траекторию. Мы будем помогать ему только в
методическо-педагогическом плане, то есть ставить онтологическую
рамку для его мышления, чтобы он примерно понимал, зачем он вообще
здесь находится, почему он оказался в таких условиях, когда ему
нужно учиться 46 лет, получать образование и потом устраиваться
куда-то на работу, чтобы он представлял себе весь этот маршрут. И,
возможно, тогда он выберет просто какую-то свободную, открытую
жизнь исследователя.Такая возможность должна быть в университете, и
если ее нет вообще, то грош цена нашим университетам имеются в виду
прежде всего региональные университеты, которые обладают часто
отрицательной, к сожалению, спецификой, связанной с недостатками
финансирования, отсутствием эффективных управленческих решений и
инфраструктуры.Все эти проблемы решаются сейчас на государственном
уровне, с Министерством образования и науки мы находимся в тесном
контакте. Вообще ТюмГУ в этом смысле впереди планеты всей, и,
надеюсь, исследования в области дидактики высшего образования под
руководством Петра Георгиевича Щедровицкого принесут здесь плоды.
Рассчитывать мы можем в этом случае только на самих себя, не
надеясь, что высшее образование удастся переделать лишь силами
приглашенных внешних специалистов.Если брать Москву,
Санкт-Петербург, Новосибирск, то их университеты находятся в ряду
лидеров в областях наук о жизни. Но есть шанс поднять это и в
регионах, для чего надо просто выйти из противопоставления центр
регион и ориентироваться больше на международный контекст или же на
такой онтологический контекст возможность для живых существ жить
счастливо, вечно, без болезней и с искусственным интеллектом.