Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Дидактика высшего образования

Этот материал часть гида Альма-матер, который мыделаем вместе сТюменским государственным университетом.В Тюменском государственном университете, Институте социально-гуманитарных наук, мы изучаем инновации в образовании, и также ведется междисциплинарный проект, суть которого заключается в том, чтобы пересобрать образование в области наук о жизни, в частности биологии. Мой интерес в том, чтобы сделать выбор в пользу одного из развитых у нас кластеров биологии и наук о жизни. Здесь не идет речи об известных региональных проектах, связанных с агрокультурой и биотехнологиями. Все это имеет более широкий, междисциплинарный смысл, чтобы образование в области life of sciences было понятным и привлекательным для людей, которые обычно выбирают биологическое направление, только чтобы получить диплом, а потом, например, занимают скромные должности вроде лаборанта в местных индустриях или остаются в университете.Мы задались вопросом, возможно ли в принципе в регионах России, а не в крупных городах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или Казани, создать на пока достаточно скромной базе современный, продвинутый институт, изучающий науки о жизни, имеющий тесные взаимосвязи с академической наукой, биологическими лабораториями и, главное, с индустрией в области биотехнологий, институт, в котором реализуются инновационные образовательные программы и педагогические технологии.Этим невозможно заниматься на основании уже существующего института биологии, который есть, например, у нас. Когда-то давно образовательные программы были взяты из Московского государственного университета, лидирующего в области биологического образования в нашей стране. Но как эти программы связаны с сегодняшним днем, не совсем ясно: науки о жизни интенсивно развиваются во всем мире, и Россия находится далеко не в лидирующей тройке.Необходимо поправить систему образования так, чтобы и в регионах были значимые результаты, а не просто передача знаний, чтобы образование ориентировалось на вызовы, связанные с радикальными технологиями и новой картиной мира, которая уже успела стать общим местом для нас: от биологических наук и наук о жизни люди ожидают очень многого. Прежде всего это тема здоровья и медицины, а также различные метафизические вопросы, например человеческое бессмертие, все это связано с генной инженерией. Но как облечь эту проблему в повестку для реформы образования нетривиальный вопрос.Чтобы ответить на него, мы обратились к педагогической традиции в нашей стране и не только к московскому методологическому кружку и фигуре Петра Георгиевича Щедровицкого, сына известного философа Георгия Петровича Щедровицкого, но и к целому направлению в области психологии и педагогики, поскольку браться за эту задачу нужно с разных концов, в первую очередь со стороны школьного образования, которое удивительным образом отстает именно в области биологического образования. Хотя у детей интерес к живому миру зверушкам, кошкам, собакам, растениям очень высок в определенном возрасте, в школе он не закрепляется.Для университета это вызов, поскольку первый год обучения нужно тогда посвящать тому, чтобы вчерашние школьники изменили свое отношение к знанию, чтобы они сами научились изучать. На это направлены наши усилия в области трансформации образования в ТюмГУ. Связаны они прежде всего с тем, чтобы выстроить процесс образования как коммуникацию между мастером преподавателем, который хорошо ориентируется в определенной научной области, и человеком, имеющим отношение к индустрии, который приходит в университет на кафедру и преподает, чтобы потом лучшие студенты могли оказаться в его компании. Для студентов это большая помощь при выборе дальнейшего пути.Такие лаборатории дидактики проекта, о котором я упомянул, изучают уровни или этапы, из которых складывается конкурентоспособное биологическое образование. Основная проблема в том, что наша страна здесь действительно технологически отстает, и это должно быть федеральной повесткой. В развитие биотехнологий вкладывается очень много средств, но на самом деле, если мы не пересоберем само биологическое образование или хотя бы не свяжем его с мировым контекстом, успеха не будет. Это будет конкуренция по частным сюжетам вроде вакцины от коронавируса, но не целые комплексы, в которых нужно вкладываться очень серьезно именно в образование.Существует несколько разрывов между фундаментальным образованием, которое у нас неплохое в этой области, и собственно технологиями. Их нужно преодолеть не путем соотнесения пользы капитализации науки и пересмотра образовательных программ, а чтобы студенты не вышли из того формата, в котором учатся мыслить системно и широко. Для меня как философа здесь важен междисциплинарный контекст, и здесь я являюсь, на мой взгляд, человеком, имеющим определенный опыт в этой области. Упомянутый формат, а точнее, перспектива бессмертия не связана только с нереализуемой идеей вечной жизни или установления искусственного интеллекта. Она связана со сращением цифровых и биотехнологий. В мире всерьез занимаются этим только несколько человек. Это очень сложно, и, несмотря на внутреннюю междисциплинарность, науки остаются монодисциплинарными, замкнутыми на себе.Гуманитарный подход рассматривает вопросы биоэтики, которая здесь актуальна и должна быть частью курса в науках о жизни, правовые проблемы, связанные, например, с генной инженерией, экологические проблемы, а также вопросы онтологии представление о том, как в ответ на новые вызовы и открытия поменялись мы: люди, наши отношения, идентичности, способы коммуникации. Этим можно заниматься, только ставя студентам так называемые мягкие навыки (soft skills) не только управленческие, связанные с менеджментом и знанием экономики, но и подразумевающие подготовку в области психологии и даже философии. Вопрос в том, когда их ставить. Философии в университете отведено небольшое количество часов на первом курсе. Преподавать философию в связке с научными дисциплинами, рассматривая проблемы, связанные с биотехнологиями или угрозами человечеству, вирусами, пандемией, экологической угрозой, глобальным потеплением и так далее, правильная мысль, но этого недостаточно.Нужно, чтобы в эти программы вошло, например, специфическое философское зрение, которое не является чисто гуманитарным, а больше связано с проблемами науки в нашем случае биологии, науки о жизни. Современный философ должен знать об открытиях и немного разбираться в химии, физики, хотя бы на уровне научпопа. В каком-то смысле все науки об одном и том же: истине, судьбе человека, перспективах общества, выживании, но одновременно и о достойной жизни и этике.Все лучшее, что случается с человеком в жизни, кроме рождения, первой любви или любви матери, происходит, когда он перестает быть несамостоятельным и становится более-менее ответственным за свой выбор, научается выбирать. Это происходит в высшем учебном заведении, и поэтому мы хотим сориентировать наше образование в области биологических наук и наук о жизни на возможность студента самому выбирать свой путь, индивидуальную образовательную траекторию. Мы будем помогать ему только в методическо-педагогическом плане, то есть ставить онтологическую рамку для его мышления, чтобы он примерно понимал, зачем он вообще здесь находится, почему он оказался в таких условиях, когда ему нужно учиться 46 лет, получать образование и потом устраиваться куда-то на работу, чтобы он представлял себе весь этот маршрут. И, возможно, тогда он выберет просто какую-то свободную, открытую жизнь исследователя.Такая возможность должна быть в университете, и если ее нет вообще, то грош цена нашим университетам имеются в виду прежде всего региональные университеты, которые обладают часто отрицательной, к сожалению, спецификой, связанной с недостатками финансирования, отсутствием эффективных управленческих решений и инфраструктуры.Все эти проблемы решаются сейчас на государственном уровне, с Министерством образования и науки мы находимся в тесном контакте. Вообще ТюмГУ в этом смысле впереди планеты всей, и, надеюсь, исследования в области дидактики высшего образования под руководством Петра Георгиевича Щедровицкого принесут здесь плоды. Рассчитывать мы можем в этом случае только на самих себя, не надеясь, что высшее образование удастся переделать лишь силами приглашенных внешних специалистов.Если брать Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, то их университеты находятся в ряду лидеров в областях наук о жизни. Но есть шанс поднять это и в регионах, для чего надо просто выйти из противопоставления центр регион и ориентироваться больше на международный контекст или же на такой онтологический контекст возможность для живых существ жить счастливо, вечно, без болезней и с искусственным интеллектом.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 11.03.2021 16:03:20
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru