Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Средневековье секс, еда и культура

Средневековье часто воспринимается как темное и довольно дикое время, однако эпоха Каролингов не вписывается в этот стереотип. Это было время великих завоеваний, великих идеологических амбиций и не менее великих свершений в области культуры. Благодаря каролингскому возрождению до наших дней дошли многие памятники античной словесности и произведения средневекового искусства. Историк Александр Сидоров рассказал ПостНауке о повседневной жизни в VIIIX веках: чем люди питались, почему пили так много алкоголя, как получали образование и занимались сексом, как вступали в брак и воспитывали детей.Итальянские гуманисты XVXVI веков, которые восхищались Античностью и возрождали ее идеалы, назвали период, отделявший их время от классической Античности, medium aevum средними веками. Постепенно термин Средневековье перекочевал в науку и стал общеупотребительным. Историческая оценка этого времени то и дело менялась. Так, в эпоху Просвещения период Средневековья называли темным, мрачным, грязным, жестоким, противопоставляя его новой эпохе, чистой, светлой и интеллектуальной.Сегодня Средневековьем принято считать период с рубежа IVV веков нашей эры по рубеж XVXVI веков. Далее речь пойдет именно о европейском Средневековье, а именно о государстве, которое называют державой Каролингов или Каролингской империей, о политическом и культурном пространстве, которое затем трансформировалось в современные Францию, Германию и Италию. Эпоха Каролингской державы относится к раннему Средневековью,1 мы будем говорить преимущественно о второй половине этого периода VIIIX веках.Во что верили и чему учились средневековые люди?Существенную роль в жизни средневекового европейца играло христианство как идеология, комплекс верований и, конечно, как религия, то есть система ритуалов. Оно пронизывало все аспекты быта людей от момента рождения до загробного существования, причем это в равной степени касалось как крестьян, так и знати.В период правления Карла I в сознании людей, прежде всего в кругах элит, все более отчетливо формировалось представление о том, что Каролингская империя последнее земное царство, а люди, которые живут на этом пространстве и подчиняются этому государю, немногие избранные, имеющие шансы спастись от скорого конца света и Страшного суда.Фактически это означало, что общество, прежде всего его верхушка, жило в постоянном ощущении скорого конца, в ожидании апокалипсиса. Разумеется, люди не знали наверняка, когда это произойдет, но, опираясь на сочинения отцов церкви, предсказавших последний век перед Страшным судом, они предполагали, что подходят вплотную к этому моменту. Это предчувствие выражалось в культуре этих людей: в произведениях искусства, анналистике,1 которая переживала настоящий расцвет и представляла собой попытку осознать собственное место в истории и совместить привычную архаичную циклическую модель времени, унаследованную от Античности, с представлением о линейном течении времени, характерном для христианства.Осознание приближения скорого конца света привело Карла I к мысли о том, что нужно подготовить к нему общество, сделать так, чтобы жители его империи, его подданные, которые предстанут перед Господом, спаслись или, во всяком случае, имели на это больше шансов, чем другие. Одним из ключевых элементов реализации этой программы стало образование. Оно не было самоцелью, но выполняло очень конкретную задачу: обратить как можно больше людей в христианство. Ведь в Каролингской империи на тот момент жили очень разные народы (например, саксы или племена, жившие на востоке Германии), как христианизированные, так и нет.У верующих людей была мотивация учиться. Однако организовать процесс обучения было непросто, потому что образования как системы тогда еще не существовало. Карл начал с азов: стал требовать от аббатов и епископов, чтобы они выбирали людей, которые хотят учиться, и наставляли их. Потом начал требовать создавать школы при епископских кафедрах или монастырях, чтобы, окончив такую школу, люди могли бы учить других правильно, не коверкая не только смысла, но и языка, нести слово Божие в мир.Культура этой эпохи культура книги, Библии великой книги, в которой заключено абсолютно исчерпывающее знание всего сущего. Но это знание зашифровано, а истину надо суметь понять. Но чтобы иметь возможность приобщиться к сакральному знанию, нужно было пройти подготовку, которая начиналась с изучения основ латинского языка и псалмов, которые заучивали наизусть. В основе каролингской системы образования лежала система семи свободных искусств.1 Изучение латыни опиралось на чтение античных текстов. После этого занимались риторикой, то есть искусством правильно строить фразы на латыни, и диалектикой искусством правильно размышлять, анализировать, спорить, ставить вопросы и отвечать на них. Это так называемый тривиум база, основа средневекового образования на протяжении многих столетий, которая была заложена на рубеже Античности и Средневековья. За тривиумом следовало изучение квадривиума: арифметики, музыки, астрономии и геометрии.Мирянину для того, чтобы считаться вполне образованным, достаточно было уметь читать по-латыни. Некоторые умели писать возможно, не такие изящные и сложные тексты, как те, что сочиняли люди церкви, но тем не менее это было важное умение. Кстати, служителям церкви далеко не всем требовалось серьезное образование например, низовому клиру или обычным монахам достаточно было знать азы: выучить наизусть Псалтырь, уметь правильно отслужить литургию и так далее. Вместе с тем в Каролингскую эпоху жили и по-настоящему эрудированные люди, прочитавшие и написавшие много текстов и положившие жизнь на то, чтобы понять смысл Священного Писания. Они составляли бесконечные комментарии к отдельным книгам Библии и оставили после себя огромное литературное наследие.
Сам же Карл Великий, по свидетельствам его главного биографа Эйнхарда, автора одного из самых известных исторических трудов той эпохи биографии Жизнь Карла Великого, понимал латынь на слух, мог читать, но не умел писать по-латински, несмотря на многочисленные попытки этому научиться. Дети Карла, например Людовик I Благочестивый, уже были на порядок лучше образованы. А его внук, Карл Лысый, был одним из самых эрудированных государей своей эпохи, владел прекрасной библиотекой и покровительствовал наукам.Таким образом, эпоха Каролингов время очевидного культурного подъема, получившего название каролингского возрождения. Это особенно отчетливо заметно в сравнении с предшествующими веками и несколькими последующими столетиями.До наших дней дошло много свидетельств этого всплеска, но, пожалуй, главное наследие Каролингской империи словесность: античная, позднеантичная и раннесредневековая литература. На самом деле античное наследие, которым так восхищались люди в эпоху Возрождения, дошло до наших дней в значительной степени благодаря тому, что его сохранили в эпоху Каролингов, когда сочинения античных авторов искали в библиотеках по всей Европе, переписывали и распространяли.Каши и похлебки: средневековое менюДля общества эпохи Каролингов еда не являлась источником гастрономического и эстетического удовольствия. Отношение к ней было предельно утилитарным насытиться. Разумеется, знать питалась лучше, чем крестьяне, и, казалось бы, у нее были все возможности для гастрономического эстетства, характерного, например, для роскошных обедов римской знати или пышных банкетов позднего Средневековья. Тем не менее в VIIIX веках ничего подобного не наблюдалось. Разница в питании знати и крестьян выражалась лишь в лучшем качестве продуктов у первых, а еще в большем количестве и более регулярной доступности еды.
Около 75% рациона людей того времени составляли злаки, потребляемые прежде всего в виде каш. Дороже всего была пшеница: ее было гораздо сложнее выращивать, чем другие культуры. Более распространенными были ячмень, полба, овес и рожь. Белый хлеб на столе считался деликатесом и признаком достатка. Основная часть хлеба, который изготавливали франки, была плохого качества и быстро черствела. Тем не менее хлеба пекли сразу много, на неделю или две вперед. Его резали, ломали, крошили в пиво или вино, добавляли туда лук или травы и получали питательную тюрю. Иногда черствый хлеб крошили в мясной бульон. Такой суп, например, описывает один из франкских хронистов Григорий Турский. На юге Германии до сих пор готовят блюдо, очень похожее на такой суп.Огромную роль в рационе человека эпохи Каролингов играли бобовые. Люди еще ничего не знали о белках, но прекрасно понимали, что дольше будут чувствовать себя сытыми, если пообедают гороховой кашей или чечевичной похлебкой. Молоко использовали, чтобы сделать сливки, сметану, сыры или масло, причем чаще всего отдавали предпочтение именно сырам и маслу, потому что их можно было дольше хранить.Франки разводили крупный рогатый скот, также особую роль в их рационе играли свиньи. Ели много птицы: курицу и яйца можно было употреблять даже в пост. Варили мясные бульоны, но само мясо, как правило, ели отдельно. Простые люди часто ели консервы: вяленое, соленое, копченое мясо. По свидетельствам той эпохи, сам Карл Великий очень любил жареное на вертеле мясо. Кроме того, знать имела возможность охотиться, а крестьяне в большей степени занимались собирательством грибов, каштанов, ягод, трав, кореньев, меда. Рыбу ели гораздо реже, чем мясо, но при монастырях и в крупных королевских поместьях существовали искусственные пруды. Кроме того, подданным империи Каролингов по наследству от римлян достались плодовые сады, и, судя по всему, в IX веке неплохо разбирались в сортах разных фруктов и в том, как за ними ухаживать. Большую роль в трапезе играли соусы, обычно представлявшие собой бульон, смешанный с мукой и специями.Калорийность пищи средневекового человека была довольно высокой: можно предположить, что она достигала 6 000 или даже 9 000 калорий в день. При этом рацион был очень несбалансирован: в нем было много углеводов, а еще тяжелой, трудно перевариваемой и очень соленой пищи.Кроме того, питание было нерегулярным: времена относительной вседозволенности в еде сменялись длительными периодами общецерковных постов и постов, связанных с местными религиозными праздниками. В итоге около четырех-пяти месяцев в году люди были сильно ограничены в еде и питались в основном овощами, злаками, бобовыми и фруктами, слегка разбавляя этот рацион сыром, яйцами и салом.Некоторые исследователи считают, что посты это идеологическое отражение сезонного дефицита белковых продуктов и что, видимо, отчасти логика распределения постов в течение года связана именно с этим. Например, Великий пост приходится на самое сложное время в году, когда прошлогодние припасы в массе своей заканчивались. И если у знати и королей была возможность делать запасы, то крестьянским семьям дожить до следующего урожая было гораздо труднее. В этом смысле пост был временем, когда легально можно было меньше есть. Да и в остальное время голод никогда надолго не уходил из жизни людей. Рано или поздно случался неурожай, и люди ели все что угодно, лишь бы не умереть, в том числе и других людей, но это считалось крайней мерой.О том, как средневековые люди готовили пищу, известно немного. В крестьянских домах, а зачастую и в домах знати, не было печей. Альтернативой были открытые очаги, на которых варили, жарили и тушили. Печи использовали главным образом в монастырях, при епископских дворах и в королевских поместьях, где выпекалось очень много хлеба, в том числе и для раздачи беднякам. В деревнях тоже обычно пекли централизованно, так как содержать и обслуживать печь было очень накладно.Нет достоверной информации о том, были ли в раннее Средневековье вилки, но ложки, согласно археологическим находкам, у франков имелись. В качестве тарелок они использовали хлеб, в том числе сухой: от общего блюда отрезали кусок и клали на хлеб, который пропитывался соусом и тоже был пригоден в пищу. Но богатые люди такой хлеб не ели, а складывали в мешки и отдавали бедноте. Это был в том числе и способ перераспределить еду, благодаря которому выживало общество: знать помогала нищим, потенциальным жертвам любого голода. В крупных монастырях в больших печах ежедневно выпекалось по несколько сотен хлебов, которыми кормились тысячи людей. В периоды голода при епископских дворах распечатывались погреба, создавались общие кухни.Сборники средневековых рецептов до нашего времени тоже не дошли. Видимо, их и не было, ведь фиксация рецептов проявление другой культуры питания, основанной на достатке.Пьющее СредневековьеВ Средние века люди ели много тяжелой, обильной, калорийной пищи, а значит, им нужно было много пить. Но с обычной питьевой водой тогда были большие проблемы. Конечно, пили и сырую воду, но из-за нее часто случались пищевые отравления, а иногда целые деревни выкашивали и болезни посерьезнее вроде чумы или холеры. Воду не кипятили: во-первых, еще не знали, что таким образом ее можно обеззаразить, а во-вторых, кипячение было слишком дорогим процессом, требующим ресурсов дров, угля, торфа и так далее.Молоко считалось слишком ценным, чтобы утолять им жажду: оно шло на производство сыров и масла. Поэтому нишу напитков заняли продукты брожения вино и пиво.Надо понимать, что средневековые люди относились к алкоголю совсем не так, как мы сейчас. Для них он был частью жизненно необходимого рациона такой же, как крупы или овощи. По современным меркам пили в эпоху Каролингов много: ежедневно выпивали по 1,53 литра вина или пива. Белые вина считались более благородными и были доступны для знати, а крестьяне пили преимущественно красные, тяжелые и питательные, вина.Разбавляя вино водой или даже воду вином, получали легкий алкогольный напиток, более безопасный для здоровья, чем обычная сырая вода. Иногда виноградный сок или легкую брагу смешивали с горчичными зернами и использовали как соус: в нем было много натурального сахара, и он позволял быстрее насыщаться. Порой молодое вино не выбраживали до конца и в определенный момент кипятили, то есть пастеризовали, останавливая брожение. Получался легкий алкогольный напиток, в котором также оставалось много натурального сахара. А так как сахар консервант, то такое вино тоже могло храниться дольше, чем обычно.Судя по всему, большая часть средневековых вин была плохого качества и обладала неважным вкусом. Технологии еще не позволяли делать изысканные напитки, и поэтому их корректировали дополнительными ингредиентами медом или специями. Мед выступал также в качестве дополнительного консерванта.Продолжительность жизни в эпоху КаролинговРазумеется, такое количество ежедневно употребляемого алкоголя и тяжелая пища не могли не отражаться на здоровье людей. В средневековом обществе встречались самые разные болезни, связанные с хроническим алкоголизмом. Конечно, с этим явлением пытались бороться, но безуспешно. Это известно из так называемых пенитенциалиев,1 сохранившихся с того времени. В них описано, какие наказания ждали людей за различные прегрешения. Пьяниц осуждали и высмеивали как образчики порока.Средняя продолжительность жизни человека той эпохи составляла 3540 лет. Но были и люди, доживавшие до преклонного возраста 65, 70, 75, 80 лет. В основном это были представители знати: епископы, аббаты, короли, придворные словом, те, кто имел возможность питаться лучше и жил в относительно более благополучной бытовой обстановке.Смертность была высокой. Умирало до 55% детей, по крайней мере в крестьянских семьях. Простые люди рано женились, женщины начинали рожать детей с 1213 лет и делали это на протяжении всей жизни, поэтому уже к 25 годам теряли здоровье, а в 30 лет умирали. Кроме того, было много болезней, связанных с родовыми травмами и плохим питанием. А о вреде алкоголя во время беременности тогда было известно мало, поэтому многие дети рождались больными.О том, как соблюдалась гигиена во времена Каролингов, известно немного. Существовали бани, но как часто люди их посещали сказать нельзя. Совершенно точно они совершали ритуальное омовение в бане дважды в год на Рождество и Пасху. Скорее всего, люди купались в открытых водоемах, реках и озерах. Но было ли у простолюдинов мыло, чем они стирали одежду, чем чистили зубы, мы не знаем.Средневековая семья и воспитание детейВ Каролингскую эпоху существовали разные модели семей и браков: официальный церковный брак, внецерковный брак, случившийся по факту и предполагавший длительное сожительство. Также был распространен конкубинат, когда мужчина мог жить одновременно и с другими женщинами, от которых у него тоже рождались дети. Наложницы прекрасно уживались с официальными женами в рамках как церковного, так и внецерковного брака. Для королевских семей важное значение имел именно церковный брак, потому что таким образом решался вопрос наследования. Юридически жена отличалась от конкубины статусом: дети последней, как правило, не могли стать законными наследниками, это происходило лишь в редких случаях, когда все остальные дети умирали. Тем не менее бастарды постоянно рвались к власти.Конкубинами могли становиться женщины разного положения: и служанки низкого происхождения, которые таким способом меняли свой статус, и знатные женщины. Это всех устраивало, потому что было по сути формой брака, хотя и менее престижной, чем церковный брак, а кроме того, такая модель позволяла аристократическим семьям поддерживать особые отношения с королевским родом. Конкубины, как и официальные жены, полностью находились на содержании своего мужа, хотя, в отличие от наложниц, у законных жен были свои дворы и хозяйство. Примечательно, что отношение к конкубинам и их детям не было негативным. Например, когда Эйнхард описывает семью Карла Великого, он перечисляет всех его жен и конкубин, а также всех его официальных и неофициальных детей через запятую.Крестьяне женились рано: юноши в 1314 лет, девочки в 1213 лет. У знати и в королевских семьях была совершенно другая практика. Первых официальных жен могли заводить довольно поздно в 2530 лет. При этом задолго до заключения церковного брака у них уже могли быть конкубины. То есть то, что они поздно женились, не означало, что они поздно начинали сексуальную жизнь. Редкое исключение среди королевских семей Людовик Благочестивый, который в первый раз женился достаточно рано: ему было около 16 лет.Заключение брака в то время было частным делом, в которое государство не вмешивалось. В то же время эту сферу стремилась контролировать церковь, но ей удалось это сделать лишь спустя несколько столетий. Заключением брака считалась, по сути, публичная, при свидетелях, договоренность людей между собой. Никаких записей о заключении брака не делали, просто обменивались дарами и публично заявляли о намерении жить вместе. А главным конституирующим моментом заключения брака был сам факт полового акта.В Каролингскую эпоху еще не было малой семьи. Как правило, она растворялась в других семейных или квазисемейных сообществах, оказывалась элементом более широкого коллектива родственников. Несколько малых семей могли проживать на одном дворе. Жизненных ресурсов тогда было мало, поэтому было легче выживать, используя общие орудия труда и одно поле. Отношения между людьми, жившими под одной крышей, даже если они не являлись кровными родственниками, были квазисемейными: все отвечали друг за друга.Монастырь и общину тоже можно назвать формой квазисемейственности, потому что туда часто отдавали маленьких детей как дар семьи. Они росли в монастыре и общались не столько со своей родней, сколько с монахами, которые и становились для них семьей. Еще одна форма квазисемьи королевский двор, куда аристократические кланы отправляли отпрысков, чтобы те входили в жизнь элиты, приобщались к политике и идеологии, набирались опыта и знаний и в итоге получали высокие посты.В среднестатистической каролингской семье рождалось около 810 детей, но примерно каждый второй умирал. Поэтому в среднем в семье было от трех до пяти детей. В эпоху Каролингов связь родителей и детей была не такой прочной, как сейчас. Отношение родителей к детям носило совершенно иной характер. Так, забота и опека не были чем-то обязательным, и взрослые часто по небрежности могли погубить младенца, скажем случайно задушив во сне или толкнув колыбель, стоявшую возле очага. По всей видимости, таких случаев было много, они даже попали в качестве отдельных параграфов в пенитенциалии.Секс и насилиеСексуальные отношения вне брака и вне конкубината в эпоху Каролингов считались грехом. Августин в своих сочинениях, посвященных супружеству, сформулировал позицию, которая утвердилась в Каролингскую эпоху и позже. Согласно ей, церковный брак тоже был греховным, но все-таки для мирянина составлял минимальный грех.По подсчетам современных ученых, до 85% населения Каролингской империи состояло в той или иной форме брачных отношений. Тем не менее в обществе царили свободные нравы. При желании можно было найти много партнеров, и на это смотрели сквозь пальцы. Количество добрачных сексуальных связей было велико, и часто люди женились, уже вступив в сексуальную связь. Известно, что Карл Великий не выдал замуж ни одну из своих дочерей, но у каждой из них рано или поздно появились любовники, с которыми они подолгу жили вместе.В Каролингскую эпоху педофилию не рассматривали как отдельное явление, взрослые люди могли вступать в сексуальную связь с детьми, и особенно часто это происходило в монастырях, где практиковались отношения ученичества и учительства. Есть тексты, которые прямо говорят о сексуальных отношениях взрослых и детей в то время, например Видение Веттина. Церковь все время пыталась бороться с подобными контактами, в том числе гомосексуальными, в монастырях, но без особого успеха.В эпоху Каролингов контрацепция и аборты также считались грехом. Но люди все равно предохранялись, например, отварами, рецепты которых в то время знали не только колдуны и знахари, но и приходские священники. Как именно делали аборты в Средние века, нам неизвестно. Ясно лишь, что это точно происходило и что обычно учитывались сроки: аборт в первые недели считался не таким тяжким преступлением, как более позднее прерывание беременности.В пенитенциалиях можно найти много наказаний за обладание наложницами и любовницами так в Средние века церковь стремилась поставить под контроль сферу сексуальной жизни. С церковной точки зрения идеал это очень строгий церковный брак, когда сексом можно заниматься только для продолжения рода, причем участникам надлежит использовать только определенные позы, а какие-то сексуальные отклонения недопустимы. За недопустимые по мнению церкви формы сексуальных контактов предусматривалось наказание покаяние. Так, за анальный секс могли назначить семь лет покаяния с очень строгими ограничениями по питанию и жестким режимом молитв.У церкви были причины контролировать сферу жизни людей. Каролингское общество было молодым: львиную долю населения составляли люди до 25 лет. При этом женщин было меньше, чем мужчин, и уровень сексуальной напряженности в обществе был колоссальным. Это проявлялось, например, в огромном количестве сексуальных преступлений: мужчины нападали на женщин, врывались в дома, где были девочки на выданье, насиловали невест на свадьбах. Церковь пыталась сдержать общество, сделать его менее агрессивным, сократить количество преступлений. И порой действительно делала это слишком жестко: так, в варварских правдах,1 которые сохранили свою актуальность и в Каролингскую эпоху, есть нормы, предписывающие наказание даже за то, что мужчина, например, посмел взять женщину за палец или сорвал с ее головы платок.
Конец Каролингской эпохиПримерно к началу X века династия Каролингов, правившая на огромных территориях, практически завершилась. Впоследствии империя разделилась на несколько частей, в которых появились свои правящие династии. В Германии династия Каролингов пресеклась в 911 году, а 70 лет спустя это произошло и во Франции.И если эпоха Каролингов закончилась, то Каролингская империя нет: в X веке она перешла по наследству к немцам, Оттонам, которые создали Священную Римскую империю, а затем имперская идея благополучно дожила до XX столетия. Третий рейх и Евросоюз ментально и культурно наследуют Каролингской империи, потому что именно тогда было впервые собрано и создано это европейское пространство.Каролингское возрождение длилось примерно столетие с 780-х до 880-х годов. Без идеологической и финансовой поддержки правящих элит уровень образования заметно упал, и люди того времени перестали создавать чудесные рукописи и произведения искусства. Все это происходило одновременно с угасанием династии. В конце IX начале X века Каролингская эпоха закончилась, уступив свое место другим временам.Дополнительные материалыСидоров А.И.. В ожидании апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов. М.: Наука, 2018.Династия Каролингов. От королевства к империи, VIII - IX века. Источники / Отв. ред. А.И. Сидоров. СПб.: Евразия, 2019.Памятники средневековой латинской литературы, VIII - IX вв / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 2006.Левандовский А.П. Франкская империя Карла Великого. Евросоюз Средневековья. М.: Алгоритм, 2013.Вязигин А.С. Идеалы Божьего Царства и монархия Карла Великого. СПб.: Сенатская типография, 1912.Воскобойников О.С. Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада. М.: НЛО, 2018.Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. М.: Наука, 1991.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 11.03.2021 14:14:30
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru