Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Подлинность знания об искусстве

Большинство студентов-искусствоведов редко задумываются о том, как возникает знание. Задача осмыслить источник своих знаний и понять, как мы узнали то, что знаем, появляется во всех областях человеческого знания: естественных, гуманитарных и социальных науках. Это невероятно важный вопрос, а в мире искусства он обладает особенной глубиной и сложностью. Как отличить подлинник картины от копии и почему в искусстве так важны детали, рассказывает историк искусств Джеффри Тейлор.Атрибуция художественных произведений и коносьерствоМногие мои студенты как будто полагают, что существует какой-то Верховный комитет ООН по установлению подлинного знания об искусстве. Но ничего такого нет, не существует центрального органа, который бы мог постановить: вот это истинное знание, а вот это нет.Когда речь заходит о знаниях в сфере искусства, зачастую обсуждение сводится к очень простому, но весьма неоднозначному вопросу атрибуции, то есть установления авторства произведения. Этот, казалось бы, простой вопрос часто вызывает споры отчасти потому, что на кону могут быть большие суммы денег: если произведение искусства создано известным мастером, оно стоит дорого, а если оно создано кем-то не очень важным или если это подделка, то оно не стоит ничего. Из-за этого, если люди получат не тот ответ на вопрос об авторстве картины, который они хотели бы услышать, это может здорово их разозлить. Так что нам стоит сосредоточить свое внимание на том, как именно мы формируем знание в сфере искусства.Для начала давайте вернемся в XIX век и вспомним о крайне важной фигуре в сфере искусства коносьере. Это слово происходит от французского connoisseur (тот, кто знает). В мире искусства у этого слова есть очень конкретное значение: коносьер это эксперт, специалист по определенной эпохе или автору, который может устанавливать авторство, то есть, если вы покажете ему некоторое произведение искусства и спросите, кто его создал, они смогут ответить на этот вопрос.Эта сфера деятельности была основана итальянцем Джованни Морелли, который пытался применить научные методы к определению авторства в живописи. Он специализировался на итальянском Возрождении эпохе, которая до сих пор считается наиболее важной, ценной и дорогой. Таким образом, Морелли исследовал произведения тех художников, которые работали в Италии между 1400 и 1600 годами, включая Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тинторетто, Тициана, Беллини, Мантенью, Джорджоне и многих-многих других художников. В то время авторы обычно не подписывали свои работы, причем зачастую последователи художника делали копии его картин например, чтобы владелец картины мог повесить оригинал в своем городском палаццо, а копию в загородном, и никто не видел ничего плохого в том, чтобы сделать копию. Однако со временем владельцы (а владельцем мог быть также храм или монастырь) могли забыть, где оригинал, а где копия, и во многих случаях мы просто не знаем, кто автор. Иногда по прошествии времени у владельцев картины формировалось несколько оптимистичное представление о том, что ее создал кто-то из известных художников, например Боттичелли или Рафаэль, хотя на самом деле это не так.Морелли решил попытаться упорядочить всю эту систему и установить, кто же создал эти произведения как в Италии, так и в музеях других европейских стран, и опубликовал ряд работ, в которых он переатрибутировал многие картины. Он рассматривал свой метод как научную технику, отличавшуюся от подхода других тогдашних историков искусства. Он говорил: не следует зацикливаться на броских деталях картины. Так, если вы исследуете изображение Девы Марии, не стоит смотреть на ее глаза и губы, поскольку, если это копия, автор наверняка приложил максимум усилий к тому, чтобы они выглядели точно так же, как в оригинале, однако автор копии мог пренебречь менее важными деталями.В частности, Морелли полагал, что художники вырабатывают свои способы изображения, например, ушей и кистей рук и в этих деталях, можно сказать, выдают себя. Морелли описал, как разные художники например, Боттичелли, Мантенья и Джованни Беллини изображают уши и руки. Он использовал эту технику, поскольку полагал, что именно в этих частях тела автор прибегает к индивидуальным художественным решениям и это его выдаст, особенно если речь идет о копии. Так возникла концепция коносьерства.Концепция уликиИдея рассматривать менее значимые, менее очевидные детали сильно повлияла на других ученых. Так, Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, ознакомился с работами Морелли и пришел к выводу о том, что его идеи очень похожи на методологию, которая, по его мнению, должна быть успешной и в психоанализе, в частности при интерпретации сновидений. Когда пациенты описывали ему свои сны, он уделял особенное внимание мелочам: по его мнению, таким образом он приближался к истинному пониманию психологического состояния пациента. Так что Фрейд полагал, что техника Морелли внимание к незначительным деталям, которые обычно игнорируются, похожа на методологию психоанализа. В частности, анализ сновидений и незначительные детали, которые пациенты упоминают при описании своих снов, могут стать уликами к пониманию их психологии.И это еще одна идея, которая возникла из работ Морелли, концепция улики. Слово улика часто встречается в детективных романах, но тогда это была новая интеллектуальная концепция взять небольшой факт и вывести из него обширные умозаключения. Так, работы Морелли сильно повлияли на еще одного медика сэра Артура Конана Дойла, автора рассказов о детективе Шерлоке Холмсе, который разгадывал загадки при помощи улик, получая из них огромное количество информации. В частности, в одном из рассказов Шерлок Холмс разгадывает загадку, обратив внимание на уникальные особенности формы человеческого уха.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 25.02.2021 12:08:32
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru