Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

3 отца и мать педагогики

О школах Монтессори так или иначе слышали все современные родители. Мария Монтессори итальянский педагог и врач, которую в 1988 году ЮНЕСКО назвало одним из четырех педагогов, оказавших влияние на педагогическое мышление в ХХ веке. Троедругих Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Антон Макаренко. Их теории и идеи не только изменили методики обучения во всем мире, но и продолжают оказывать влияние на образование по сей день.Этот материал часть гида Альма-матер, который мы делаем вместе с Тюменским государственным университетом.Антон МакаренкоСоветский педагог и писатель Антон Макаренко родился в 1888 году в Харьковской губернии. После окончания Полтавского педагогического института он стал руководителем трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка (позже станет известна как колония имени Горького). Именно там он и развивал свой подход. Историю колонии Макаренко позже описал в своем наиболее широко известном произведении Педагогическая поэма. Эта книга сегодня переведена на 30 языков.Центральную идею педагогики Антона Макаренко можно сформулировать так: Предъявлять к человеку как можно больше требований и одновременно оказывать ему как можно больше уважения.Макаренко стремился выработать приемы, с помощью которых можно обучить человека правильно вести себя в новых для него обстоятельствах. Он впервые обратил внимание на роль коллектива в образовании. Если раньше коллектив рассматривался как группа отдельных личностей, то именно Макаренко обнаружил возникающий в нем эффект синергии. Говоря о силе коллектива, Макаренко стремился поддержать, сохранить индивидуальность, неповторимость каждого ребенка и, конечно, старался пробудить в нем лучшие качества. Он также впервые задал вопрос о роли отношений внутри коллектива и понял, что разрыв социальных связей искривляетразвитие юной личности.Заслуга Макаренко заключается в том, что он создал систему образования, построенную на всесторонней организации жизни учеников. Он старался воспитать в молодом человеке сильную и творческую личность, которая умеет твердо стоять на ногах и будет готова к будущему во всех отношениях. Развивая идеи Гегеля о том, что, пока человек зарабатывает, производит и наслаждается плодами своей работы, он превращает субъективный эгоизм в удовлетворение потребностей окружающих, Макаренко проводил параллель между работой и заботой. Шаг за шагом он привлекал детей и подростков к общественному труду, ставя перед коллективом задачи, и завоевывал авторитет личным примером. В труде он видел нравственную ценность, и считал, что воспитание в работе помогает личности проявитьсяв занятии делом и развить своеобразие.Мария МонтессориМария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в небольшой коммуне Кьяраваллена адриатическом побережье Италии. Окончив институт, она решила изучать медицину, что было нетипично для девушек того времени, и стала первой в стране женщиной-врачом. Это во многом предопределило педагогический путь Марии Монтессори.Во время учебной практики Монтессори занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости, поэтому изначально ее педагогические методы были разработаны для детей с особенностями развития, однако впоследствии начали использоваться повсеместно.Мария Монтессори верила, что ребенок это маленький взрослыйи к его личности надо относиться с уважением с самого раннего детства, а также предоставлять самостоятельность и свободу выбора. Один из ее категорических призывов не мешать процессу саморазвития. Ребенок должен иметь возможность познавать окружающий мир самостоятельно, поэтому на передний план выходит среда, в которой он развивается. Комната, в которой проходят занятия, должна быть оборудована соответственно возрасту детей, а материалы для обучения находиться в свободном доступе.Мария Монтессори заметила, что дети учатся не так, как взрослые. Если взрослый человек получает знания сознательно, то ребенок неосознанно, как губка, впитывает информацию из окружающего мира. Также педагог обнаружила, что в разные моменты жизни дети наиболее чувствительны к разным видам деятельности это получило название сензитивные периоды. Длятся они очень непродолжительное время, и если взрослый будет пытаться заставить ребенка делать что-то не во время сензитивных периодов, то обучение может оказаться не только бесполезным, но и вредным для здоровья. Например, если вы попытаетесь научить неокрепшего младенца сидеть, он все равно не сумеет это сделать, зато вы подвергнете серьезному риску повреждения его позвоночник.Еще одна важная черта Монтессори-педагогики отказ от оценок в традиционном понимании. Допускается только качественная оценка: усвоил не усвоил.Для распространения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году Мария Монтессори вместе с сыном создалаМеждународную ассоциацию Монтессори (АМI). Сегодня ее педагогический подход популярен во многих странах.Джон ДьюиАмериканский педагог Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года. Окончив школу, он поступил в Вермонтский университет, где заинтересовался философией, которая впоследствиистала основным его занятием. Дьюи развивал идеи прагматизма философского течения, в котором единственным критерием истинности считается успех какого-то начинания,что нашло отражение в его педагогике.Во второй половине XIX века общеобразовательные школы в США переживали кризис. Традиционный подход к обучению перестал удовлетворять растущим запросам экономического, социального, политического и культурного развития общества. Большая часть времени в начальных школах уходила на заучивание оторванных от жизни основ естественных наук. Поэтому Дьюи заговорил о необходимости прогрессивного прагматического образования, которое непременно должно включать в себя познание через опыт.Джон Дьюи считал образование частью жизни, а не подготовкой к будущей жизни и рассматривал школу как один из социальных институтов. Воспитание должно было иметь практическую направленность, поэтому Дьюи не признавал традиционные классные комнаты, в которых было мало места для самого ребенка. Он считал, что пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли активно участвовать в процессе обучения.Большое внимание Дьюи уделял игре, которая должна была разнообразить воспитательный процесс, и труду. Отсюда вытекает философия гуманизма Дьюи: когда ребенок познает мир через действия, онглавный участник процесса обучения со своими способностями и интересами. Практический опыт позволяет ученикам не только понять, как устроен мир, но и повлиять на него.Учебная программа, как считал Дьюи, должна не навязываться детям, а учитывать их индивидуальные различия. Такой подход основан на антропологической, психологической и социально-философской точке зрения, согласно которой ребенок похож на живой организм, а организму нужны стимулы для того, чтобы расти. Рост, как понимал его Дьюи, означает, что человек приобретает способность строить взаимосвязи между различным опытом.В целомглавная идея педагогики Джона Дьюи заключалась в том, что школа должна готовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе и учить применять полученные знания на практике. При этом образование должно быть непрерывно, потому что мир постоянно меняется, и необходимо реагировать на эти изменения. Подход Дьюи нашел отражение в англо-саксонской школе, которая сегодня доминирует и в университетской среде.Георг КершенштейнерГеорг Кершенштейнер родился 29 июля 1854 года в Мюнхене. Окончил Мюнхенский университет, после чего сначала работал преподавателем в коммерческих училищах и гимназиях Германии, а после занял должность профессора Мюнхенского университета.Главное наследие Георга Кершенштейнера трудовая школа (Arbeitsschule) и дополнительная школа (Fort-bildungsschule). В трудовой школе дети должны были заниматься в мастерских, на кухнях, в лабораториях и школьных садах. Ее главный смысл заключался в том, чтобы вооружить ребенка минимум знаний и максимумом умений. Кершенштейнер также разработал для трудовой школы своеобразный проектный метод, который должен был повысить мотивацию учеников, их самооценку и научить их самостоятельно решать проблемы.Дополнительная школа, несмотря на название, была обязательной для подростков от 14 до 18 лет, которые окончили восемь классов и уже начали работать. Нагрузка в таких учебных заведениях была меньше: всего десять часов в неделю, и, помимо практических занятий, ученики посещали занятия по религии, композиции, математике и гражданскому праву, которые преподавались в тесной связи со специальными предметами.Такой подход к образованию вытекал из идеи о том, что в эпоху разделения труда каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. Кроме того, необходимость специализации обосновывалась и тем, что все люди от природы обладают разными способностями.Главная цель образования, по мнению Кершенштейнера, заключалась в воспитании гражданина. Поэтому школа должна была подготовить учеников к будущей работе, объяснить, что каждое призвание имеет место в обществе, и показать, что общество совершенствуется благодаря профессиональной деятельности.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 25.02.2021 12:08:32
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru