Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

3 парадокса Геттиера

Наиболее популярное определение знания обоснованное истинное мнение восходит еще к диалогу Платона Теэтет.1Из него следует, что у человека, обладающего знанием о каком-то предмете, есть какое-то мнение об этом предмете, есть твердые основания верить в это мнение, а также есть способ с помощью имеющихся оснований подтвердить истинность своего мнения. В XX веке такое понимание знания многократно оспаривалось философами в ситуациях, когда у человека есть какое-то мнение, которое одновременно истинно и хорошо обосновано доказательствами, но которое при этом было бы сложно назвать знанием. Такие ситуации впоследствии получили название геттиеровских в честь Эдмунда Геттиера. Мы расскажем о трех самых известных.Этот материал часть гида Альма-матер, который мыделаем вместе сТюменским государственным университетом.Парадокс Геттиера: десятьмонет в кармане уДжонаЭдмунд Геттиер это необычный философ. В отличие от большинства коллег, он не продвигал своих идей в статьях или книгах, преимущественно занимаясь преподаванием. Однако одна из его работ смогла принести ему всемирную славу. В июне 1963 году была опубликована трехстраничная статья Геттиера под названием Является ли истинное обоснованное мнение знанием?.1Вряд ли кто-то мог тогда подумать, что такая скромная на первый взгляд работа сможет потрясти эпистемологию до самого основания, став одной из важнейших работ в этой области. В ней Геттиер предложил два контрпримера к классической концепции знания. Мы рассмотрим первый из них, более наглядный.Ключевой вывод из работы Геттиера:мнение может быть обоснованным и истинным, однако не быть при этом знанием. Все эти критерии являются необходимыми, но недостаточными. Соответственно, классическое понимание знания нуждается в доработке. К сожалению, сам Геттиер не предложил никаких способов решения поставленной им самим проблемы.Бертран Рассел и сломанные часыГеттиер не был первым, кто обратил внимание на проблемы классического определения знания. На них также указывал Бертран Рассел, один из основателей аналитической традиции философии. В одной из своих поздних работ он анализировал понятие знания и привел несколько контрпримеров, схожих по своей структуре с геттиеровскими.Пример Рассела демонстрирует, что истинное мнение можно обрести случайным образом. Поэтому для поиска верного определения знания ключевым фактором является вопрос о том, какими должны быть убедительные свидетельства в пользу той или иной точки зрения. Рассел выделяет два типа средств, с помощью которых можно обосновать мнение: это фактические данные, имеющиеся у человека благодаря способности к восприятию и памяти, и принципы построения выводов, то есть логические принципы дедукции и индукции. Однако сами по себе эти средства очень ограниченны. Так, Рассел констатирует, что восприятие очень сложно проверить на достоверность, дедукция работает исключительно с уже имеющимся данными и не ведет к приросту знаний о мире, а индукция в любом случае носит вероятностный характер, поэтому не может стать железным гарантом знания.Вера человека в то, что в 1906 году премьер-министром Великобритании был Бальфур, это пример ошибки восприятия, возникшей из-за ложных воспоминаний или невнимательности. В примере с часами, зная о поломке, мы бы понимали, что на них не стоит полагаться. Как в случае с определением точного времени, так и с первой буквой фамилии премьер-министра человек оказывается прав только благодаря случайности.В целом, рассуждая об определении знания, Рассел сомневается, возможно ли когда-то в принципе решить проблему обоснования истинности мнений. И все же он отмечает, что знание о любом предмете всегда каким-то образом соотносится со знанием о другом. Из-за этого одни свидетельства могут очень часто подкрепляться за счет других, и таким образом целая группа суждений, каждое из которых имеет ограниченную степень правдоподобия, в совокупности может иметь очень высокую степень правдоподобия.Родрик Чизолм и овца в полеРодерик Чизолм был одной из ключевых фигур эпистемологии XX века. Он занимался проблемами определения знания еще до публикации прорывной статьи Геттиера. Однако уже в книге Теория знания, написанной в 1966 году, он работает в контексте проблемы Геттиера. Сам Чизолм также предлагает мысленный эксперимент, который показывает неполноту классического определения знания.Чизолм уверен в том, что классическое определение знания нуждается в дополнении. Он обращает внимание на то, что в контрпримерах Геттиера и в схожих с ними случаях все умозаключения между утверждениями являются индуктивными, то есть из одного утверждения другое следует только с определенной вероятностью. Может оказаться, что истинное утверждение выступает свидетельством по отношению к ложному, что и происходит в случае примеров Геттиера. Складывается ситуация, при которой истинные утверждения являются достоверными в силу свидетельств, которые в то же время делают какое-то ложное утверждение верным. Поэтому, несмотря на то что они могут являться примерами истинного обоснованного мнения, они при этом не будут являться знанием, посколькув терминологии Чизолмаявляются неполноценно достоверными.В примере с овцой наблюдатель, соответственно, не будет обладать знанием, если выскажет суждение: В поле есть овца, поскольку оно является неполноценно достоверным. Скорее всего, в его пользу он обладает такими свидетельствами, как Я вижу вдалеке какое-то животное, Это животное похоже на овцу, В этом регионе много пастбищ должно быть, передо мной овца и каким-то аналогичными. Все они указывают на то, что конкретное живое существо перед наблюдателем овца. Иначе говоря, они свидетельствуют в пользу утверждения Животное в поле, которое я сейчас наблюдаю, это овца. Однако это не так, и суждение В поле есть овца оказывается верным лишь благодаря тому, что неподалеку спряталась настоящая овца. Поскольку свидетельством в пользу истинного суждения является свидетельство, которым обосновывается ошибочное мнение, то вера наблюдателя в то, что в поле есть овца, не является знанием.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 17.02.2021 14:02:20
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru