Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Первый исследовательский университет

Этот материал часть гида про Современный университет, который мыделаем вместе сТюменским государственным университетом.Целью средневековых университетов было воспроизводство знания, его комментирование и передача, но не открытие новых областей знания и расширение его поля. Поэтому ближе к концу XVIII века в Европе, переживающей индустриальную перестройку, многие просвещенные люди стали считать университеты пережитком прошлого, не отвечающим требованиям современности. Общество и экономика сформировали запрос на образование, и количество университетов старого образца быстро сокращалось.Однако университет как институция выжил и не только продолжает существовать, но и сегодня все-таки является одним из главных центров производства знания. Это произошло потому, что в 1810 году в Берлине был основан первый исследовательский университет Берлинский, он был назван в честь немецкого реформатора образования, родоначальника философии языка и в то время министра просвещения Пруссии Вильгельма фон Гумбольдта.Что такое исследование? В широком смысле его можно трактовать как поиск новых знаний, в более узком научном понимании это поэтапный процесс изучения чего-либо, а также результат этого изучения, то есть научный труд. Исследовательский университет вуз, центральной частью работы которого становятся научные исследования, цель которых поиск нового знания. И этим он качественно отличался от предшествующей модели средневекового университета.И хотя основы научного исследования и понимание его ценности для государства заложил еще Фрэнсис Бэкон в XVI веке, в полной мере реализовать идею университета с исследовательской направленностью удалось именно Гумбольдту, реформировавшему прусское образование. За год до основания Берлинского университета, в 1809 году, Гумбольдт пишет меморандум О внутренней и внешней организации научных учреждений в Берлине. В нем он, по сути, излагает принципы, на которых зиждется немецкий классический университет.Первая из идей Гумбольдта касается автономии университета (Einsamkeit). Во главу угла ставится академическая свобода исследований (Freiheit der Wissenschaft), преподавания (Einsamkeit) и обучения (Lehnfreiheit). Профессора вольны предлагать студентам любые курсы и могут преподавать их так, как считают нужным, но в то же время находятся под влиянием государства, которое финансирует вуз. Для Гумбольдта это не было противоречием: он был уверен, что именно так государство может заботиться о развитии науки внутри университетской корпорации. Кроме того, государство хоть и назначало профессоров, но все же не вмешивалось в процесс избрания деканов и ректора университета. Студенты тоже могли свободно выбирать, какие лекции слушать. Как следствие, в гумбольдтовском университете появляется семинар новая форма обучения, в рамках которой преподаватель и студенты вместе занимаются изучением идей и феноменов, представляющих для них исследовательский интерес.Второй принцип, прописанный Гумбольдтом, касается единства преподавания и исследования (Forschung und Lehre): обучение в университете ведется в контексте исследовательской деятельности. Университетские профессора это в первую очередь не просто хорошие преподаватели, а отличные исследователи. Студенты и преподаватели должны были вместе идти по пути поиска научной истины.В начале существования Берлинского университета в нем в основном занимались изучением и преподаванием истории, археологии, филологии, теологии и медицины, довольно быстро в его стенах стали развиваться современные естественно-научные направления. Этому немало поспособствовал младший брат Вильгельма фон Гумбольдта, известный немецкий географ и натуралист Александр фон Гумбольдт. При университете открылись медико-хирургическая клиника, роддом, ветеринарная и сельскохозяйственнаяшколы, будущий Музей естествознания. В университете Берлина работали известные химики, физики, медики, математики. В разное время здесь учились Карл Маркс, Генрих Гейне, Людвиг Фейербах и Рудольф Вихров, преподавали и занимались научной работой Отто фон Бисмарк, Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Герман фон Гельмгольц, Роберт Кох и многие другие. В конце XIX века в одной из университетских лабораторий химику Лазэру Еделяну впервые удалось синтезировать амфетамин. А современные исследователи из Гумбольдтовского университета смогли воссоздать в 3D-формате историю древнеримского Форума и обнаружить супернейроны, способные менять поведение подопытных крыс. Среди выпускников Берлинского университета 29 нобелевских лауреатов.Таким образом, гумбольдтовская идея исследовательского университета быстро нашла отклик и распространилась вначале по Европе, а затем и по всему миру. Многие современные университеты до сих пор идут по пути воссоздания модели немецкого классического университета, которую в Европе так и называют модель Гумбольдта.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 10.02.2021 12:08:49
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru