Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Лесной ненецкий язык

В непроходимых верховьях сибирских рек лесным ненцам удалось сберечь свой язык лучше, чем многим северным народам. В лесном ненецком старших родственников нельзя называть по имени, а жена, говоря о муже, скорее скажет: У бока моего находящийся мой. Для носителей этого языка источник знаний о рассказываемых событиях настолько важен, что влияет на форму глагола. Как имя человека может быть связано с обстоятельствами его рождения и правда ли, что лесные ненцы говорят тише тундровых, рассказывает филолог Светлана Буркова.Впроекте Языки России мырассказываем оязыках, накоторых говорят или говорили народы, проживающие натерритории современной Российской Федерации. Проект создан сиспользованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.На ненецком лесном языке говорит небольшая народность около двух тысяч человек, называющих себя неша(люди) от неша (человек). Свой родной язык они называют неша вата (букв. слово человека). До начала 2000-х годов лесной и тундровый ненецкие идиомы обычно рассматривались не как самостоятельные языки, а как диалекты одного и того же языка, поэтому язык лесных ненцев называли лесным диалектом или наречием ненецкого языка. В последние годы в некоторых словарях и русскоязычных газетных материалах, написанных представителями национальной интеллигенции, стало также использоваться название нешанский/нещанский язык (от неша человек).1Лесные ненцы дисперсно расселены на довольно обширной территории, которая находится на водоразделе сибирских рек; часть из них течет на юг (притоки Оби), а другие на север (Пур и его притоки). Проживание в труднодоступных районах в самых верховьях сибирских рек позволило лесным ненцам сохранить традиционный образ жизни, верования и обычаи дольше других народов Западной Сибири. В отличие от последних, лесные ненцы не были крещены, и у них по-прежнему уважается и в целом соблюдается обычай заключать браки в соответствии с экзогамными установками, то есть между представителями определенных родов. Большая часть лесных ненцев до сих проживают на стойбищах или в небольших национальных поселках, занимаясь рыболовством, охотой и собирательством.В условиях сохранения традиционного образа жизни сравнительно неплохо, по сравнению с другими языками народов Севера, сохраняется и родной язык. Однако в последние десятилетияразвернувшееся строительство автодорог и ввод в эксплуатацию новых месторождений приводят к тому, что дисперсная структура расселения лесных ненцев разрушается, ощутимо ускоряя процесс утраты лесными ненцами своего этнического языка.2
История и говорыВ разное время лесные ненцы были известны под названиями кунная самоядь, пяки, кондинские, пуровские, нялинские, ляминские, аганские и казымские самоеды, лесные самоеды, лесные юраки, а также пян хасава (пян хасово, пян-хазово), то есть лесной человек в тундровом ненецком.1Современные границы расселения лесных ненцев практически совпадают с данными первой половины XX века Приполярной переписи 1927 года, первой и единственной, в которой лесные ненцы учитывались отдельно от тундровых. Однако в распространении и диалектном членении языка лесных ненцев во второй половине XX века произошли существенные изменения, связанные с тем, что часть традиционных территорий их проживания оказалась в районах наиболее активной промышленной разработки нефтегазовых месторождений.3В первой половине XX века в лесном ненецком языке на основании его территориального распространения и ряда фонетических различий выделяли три говора. Нялинский и ляминский говоры были в ходу у лесных ненцев, населявших притоки Оби соответственно севернее и восточнее устья Иртыша. На пуровском говорили ненцы, проживавшие в бассейне реки Пур в ее верхнем и среднем течении. Ляминский и нялинский говоры являлись переходными и сочетали в себе признаки и лесного, и тундрового ненецких языков. По предположению исследователя ненецкого языка Г. Д. Вербова, некогда эти языки представляли собой непрерывный континуум.5В настоящее время можно говорить о следующих говорах лесного ненецкого: пуровский, аганский (распространен среди ненцев, проживающих по притокам рек Оби, Агана и Ампуты) и нумтовский (говор ненцев в районе озера Нумто и верхнего течения реки Казым).1Одним из ярких различий между говорами является разная реализация среднеязычной фонемы /j/ в позиции перед гласным: как звук [dj] в пуровском говоре, как [tj] в аганском и как [j] в нумтовском. В целом же расхождения между говорами не создают непреодолимых трудностей для взаимопонимания их носителей.2Своя письменностьТот факт, что письменность у лесных ненцев появилась не так давно,в начале 1990-х годов,объясняется их малочисленностью, а также представлением о том, что они смогли бы пользоваться письменным языком, созданным для тундрового ненецкого языка в 1930-х годах. Впоследствии стало ясно, что различия между языками достаточно глубоки и существующая система письма нелесным ненцам не подходит, но перемена политики в области образования надолго отодвинула на второй план вопрос о создании отдельной письменности для лесных ненцев.4Лесной ненецкий письменный язык основан на кириллице,к ней добавлены буквы, обозначающие специфические звуки языка, и надстрочные знаки для долгих и кратких гласных последние, впрочем, в практической орфографии употребляются редко. Кроме того, пока невозможно говорить о существовании у лесного ненецкого языка единой орфографической нормы.
Литература на лесном ненецком языке немногочисленна. Это несколько учебно-методических пособий для школы (два букваря, словари, пособия по грамматике) и несколько сборников фольклорных и бытовых текстов. Единственным автором, писавшим художественные произведения на родном языке, был писатель, поэт и общественный деятель Юрий Кылевич Вэлла (19482013). С его именем связана также единственная попытка издания в 1990 году газеты Тиивсама (Наша жизнь) на лесном ненецком.2Фонетика: говорить нужно тихоСистема гласных фонем в лесном ненецком включает шесть пар долгих и кратких гласных и уникальную для обоих ненецких языков глубинную редуцированную гласную фонему //. Произносится она редко; в основном ее присутствие проявляется только в поведении соседних звуков:удлинении предшествующего гласного, варьировании соседних согласных и так далее.1В практической орфографии фонема //, если не произносится, не обозначается вовсе, а если произносится, то обычно обозначается буквой а/: кв [k] сторона, кван [kn] в сторону. Гармония гласных проявляется в том, что фонемы /a/ и // в некоторых суффиксах качественно уподобляются предшествующей гласной:ватахана (в слове), пихиня (на улице).Для системы согласных характерно противопоставление по твердости мягкости и отсутствие четкого противопоставления по глухости звонкости, характерного для тундрового ненецкого. Среди согласных есть отсутствующие в русском языке губно-губные фрикативные [] и [j], заднеязычные носовые [] и [j], глухие латеральные [] и [j] и гортанный смычный []. Мягкий [sj] обычно произносится шипяще, а мягкий [tj] аффрицируется, поэтому на письме они обозначаются буквами чи ш/щсоответственно. Фонема /j/ в позиции перед гласным в разных говорах имеет разные аллофоны: [dj] в пуровском, [tj] в аганском и [j] в нумтовском, в результате чего слово котел записывается так: дет (пур.) тет (аган.) ет (нумт.).В лесном ненецком имеется достаточно редко встречающийся в языках глухой ([]), а мягкий [sj] произносится шипяще, почти как []. Поэтому на слух речь на лесном ненецком, по сравнению с речью на тундровом ненецком, звучит немного приглушенно. Носители языка шутя объясняют это различие так: Тундровые ненцы живут в тундре, где открытые пространства, простор, поэтому и говорить нужно громко. Лесные ненцы живут в лесу, здесь за каждым кустом может прятаться зверь, и, чтобы его не спугнуть, говорить нужно тихо.Грамматика: двойственность, предназначенность и отложительный падежЛесной ненецкий в основном использует агглютинацию, когда к основе слова последовательно присоединяются однотипные суффиксы. Однако некоторые формы слов образуются при помощи внутренней флексии изменения самого звукового состава корня:дяха (река) дяши (реки, вин. падеж мн. ч.). Словообразование и словоизменение в лесном ненецком сопровождаются сложными морфонологическими процессами изменениями звуков на границах морфем; их закономерности остаются пока слабо изученными.В грамматической категории числа, помимо единственного (касама мужчина) и множественного (касама мужчины), имеется двойственное число (касамаха двое мужчин). Особые лично-предназначительные формы существительных указывают на предназначенность некоего предмета тому или иному лицу: ано-та- (лодка-для-тебя); Лека патон-та-ма ташту (Врач лекарство-для-нас дает).Кроме того, интересной особенностью лесного ненецкого, как и тундрового, является способность имени в позиции сказуемого принимать грамматические показатели лица, числа и времени, которые в русском языке ассоциируются со сферой глагола. Например, в выражении каньдянатамш (я был охотником), где каньдяна это основа со значением охотник, -там выражает первое лицо и единственное число, а -ш это показатель прошедшего времени.В лесном ненецком используется развитая система эвиденциальных глагольных аффиксов, указывающих на источник знания говорящего о ситуации. Возьмем фразу Он пришел. Ненец скажет тоа (букв. пришел-он), если видел это сам; товононта (букв. пришел-слышно-он), если только слышит шаги пришедшего; томэй (букв. пришел-говорят-он или пришел-видимо-он ), если рассказывает о приходе человека с чужих слов либо делает вывод по косвенным признакам:следам, вещам и тому подобному.В отличие от русского языка, в лесном ненецком используются не предлоги, а послелоги, например: ак нимня вдоль берега (букв. берега вдоль). Сравнительная степень имен, как правило, выражается при помощи конструкции с существительным, обозначающим предмет сравнения, в форме отложительного падежа1: Чики то-хот чуки то ака (Это озеро больше того, букв. От того озера это большое).В лесном ненецком языке довольно жесткий порядок слов. Сказуемое, за редким исключением, находится на последнем месте в предложении. Прямое дополнение обычно помещается непосредственно перед сказуемым, определение всегда предшествует определяемому. Для сложного предложения характерна бессоюзная связь его частей. В сложноподчиненном предложении показателями подчинительной связи выступают нефинитные формы глагола:причастия, деепричастия, имена действия. Например, предложение Мякта минча-хан-та мята поку канаата (Пока к чуму шла, вихрь чум ее унес) буквально можно перевести так: К-чуму идущей-ей чум-ее вихрь унес.Лексика: месяц лживого орла и мама СветыВ ненецком лесном языке очень хорошо разработана терминология, относящаяся к охотничьему промыслу, рыболовству и оленеводству. В нем имеется несколько десятков слов для обозначения оленей по их масти, полу возрасту и другим признакам и около десятка слов для обозначения нарт.В языке до сих пор сохраняется старая система названий месяцев, связанная с природными приметами и событиями годового хозяйственного цикла. Например, в аганском говоре февраль называют шитина импя тии,букв. месяц лживого орла месяц первого прилета орла; а лживый орел потому, что, если холодно, он улетает обратно. Август это ны тии, букв. месяц загородок: в августе реки разливаются, и приходится переставлять запоры для ловли рыбы. Ноябрь ака малкомша тии, букв. месяц больших безрогих период, когда взрослые самцы оленей сбрасывают рога.Лесной ненецкий, как и тундровый, отличается богатой фразеологией. Например, о послушном, покорном человеке скажут амыи нята вата тайвуя (букв.каждое слово до него доходит), для эмоциональной оценки злого человека используют устойчивое выражение шата пыичена пайтетаха (букв.лицо, как черный чугунный котел),2а болтливого человека охарактеризуют так: нянта щи туха (букв.рот его, как огонь).3У лесных ненцев до сих пор довольно строго соблюдается табу на произнесение имен старших родственников. Ненец в обращении к своей тете и при упоминании ее в третьем лице назовет ее только опосредованно,напримерчерез имя ее дочери: Света немя (мама Светы);Света немя, ту (Мама Светы, иди сюда).Интересно, что в лесном ненецком для названия супругов независимо от их возраста употребляются обозначения людей старшего возраста: слова вку (старик, муж) и пуша (старуха, жена). Женщина, обращаясь к мужу или говоря о нем, не назовет его по имени. Она скажет вкой (мой муж), нюудей нешакодюм (отец моих детей) или хвханай ммай (букв.у бока моего находящийся мой).Среди заимствований довольно много слов, пришедших из хантыйского языка (лав лошадь, песан стол, поскан ружье)3 и из русского (уса русский, лека врач, лекарь, пошта почта, кулуп клуб). Интересно, что слово лапка(от рус. лавка) означает магазин, но также и поселок место, где находится магазин. Хотя лесные ненцы все больше русифицируются, представители старшего поколения до сих пор носят традиционные ненецкие имена. Например, для мужчин это Алет, Альта, Аля, Анет, Анка, Аули, Вальчу, Кольчу, Котю, Кылю, Ламки, Ланчу, Ойся, Окку, Оче, Панку, Патята, Пена, Тала, Талё, Татва, Теклю, Топа, Уки, Халлу, Хамдё, Янчу; для женщин Айты, Атени, Нёню, Умуку, Унна, Энна.Некоторые имена лесных ненцев связаны с обстоятельствами их рождения. Например, по рассказам информантов, имя Валюма (искаженное вахаюма заговорили)связано с тем, что роды были тяжелыми, шаман долго шаманил, наконец боги заговорили, и ребенок родился. Обладательница имени Атени (Татени), происходящее от словосочетания татя не (пусть будет девочка), рассказывает о появлении своего имени так: Дедушка мой спрашивает: Кто родился? Бабушка моя отвечает: Девочка! А дедушка (который, видимо, ждал мальчика) сказал: Ладно, пусть будет девочка.В лесном ненецком языке практически отсутствует этикетная лексика. Есть лишь слово тоава здравствуй (от рус. Здорово!)и образованный от него глагол тоаватакош здороваться. Вот что говорят об этом сами ненцы: Когда настоящие ненцы встречаются, они не здороваются. Ненцы, когда берут что-то, слово спасиботоже никогда не говорят. Вместо того чтобы говорить спасибо, ненец доброе дело весь день и так помнить будет.Перспективы изученияПо сравнению с тундровым ненецким языком лесной ненецкий в целом изучен и описан в гораздо меньшей степени. Открытыми остаются многие вопросы устройства его фонологической системы и закономерностей морфонологических процессов; очень слабо изучен ряд фрагментов его морфологии и синтаксиса. Практически отсутствуют пока исследования устного народного творчества лесных ненцев. Насущной задачей является фиксация и публикация фольклорных и бытовых текстов на лесном ненецком языке, а также создание электронного корпуса текстов.Что читать и слушатьЗенько-Немчинова М. А. Сибирские лесные ненцы: историко-этнографические очерки. Екатеринбург: Баско, 2006.В книге описываются особенности этносоциального развития, традиционной хозяйственной деятельности, материальной культуры, традиционной обрядности и мировоззрения лесных ненцев. Территориально она охватывает практически весь ареал этого этноса, хронологически период второй половины XIX начала XXI века.Вэлла Ю. Река Аган со притоками: Опыт топонимического словаря. Бассейн реки Аган. Части первая, вторая и третья.Словарь создан лесным ненцем Ю.К. Вэллой неординарным и талантливым человеком, писателем, поэтом, философом и общественным деятелем на трех языках: лесном ненецком, хантыйском и русском. Словарь сопровождается историческими и этнографическими комментариями, сценками, рассуждениями и лирическими отступлениями.Сказки Татвы: сборник фольклорных произведений на лесном диалекте ненецкого языка / Сост. Татва и Алла Логаны. Отв. Ред. Н. Б. Кошкарева. Выпуск 1. Ханты-Мансийск, 2016.Сборник содержит образцы фольклорных произведений разных жанров на лесном ненецком языке с переводами на русский язык. В него входят сказки, бытовые рассказы, загадки, а также предания, связанные со священным озером Нумто.На сайте Обско-угорского института прикладных исследований и разработок в разделе Депозитарий размещаются ресурсы по языкам коренных малочисленных народов Севера, в том числе аудиозаписи на лесном ненецком, снабженные расшифровкой и переводами на русский язык. В разделе Библиотека выложены школьные учебники и книги для детей на лесном ненецком (аганский говор), фольклорный сборник Сказки Татвы и топонимический словарь Ю. Вэллы.Песни аганских хантов и лесных ненцев села Варьеган на сайте Электронная антология Культурное наследие Югры.Уникальное издание, дающее возможность познакомиться со звучанием песен коренных жителей бассейна реки Аган. В приложении даны переводы песен на русский язык. Большинство песен сборника это личные песни, они являются самыми распространенными в традиционном песенном фольклоре. Это рассказ человека о своей судьбе, семье, событии из жизни. В сборник входят также и песни других жанров: шаманские песни, песни-сказки.Книги Полины Гилевны Турутиной, лесной ненки, известной сказительницы, знатока ненецкого фольклора: Неша вантат, шотпявс (Легенды и сказки лесных ненцев), По тропам моих предков и моего детства: сказки, легенды, шаманские обряды и изречения лесных ненцев, Лесные ненцы. Сказания земли Пуровской, По тропам моих предков и моего детства: сказки, легенды, шаманские обряды и изречения лесных ненцев. В этих книгах автор интересно и увлекательно рассказывает об истории, культуре и традициях лесных ненцев.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 15.12.2020 14:17:48
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru