Пелопоннесская война, длившаяся почти 30 лет, стала тяжелейшим
испытанием для жителей Афин и окрестностей. Сельское хозяйство было
разрушено. Женщины, чьи мужья погибли, с трудом находили источники
существования.Словно этого было мало, разразилась эпидемия чумы,
унесшая около четверти населения города. Несмотря на это,
жизнелюбивые афиняне даже в самые тяжелые времена не забывали о
своей любви к комедиям, авторы которых не боялись высмеивать
политиков игероев войны.Совместно сиздательством Альпина нон-фикшн
мыпубликуем отрывок изкниги Томаса МартинаДревняя Греция. От
доисторических времен до эпохи эллинизма.Пелопоннесская война
истощила государственную казну Афин, разбила ихполитическое
равновесие иуничтожила военную мощь. Однако этим ущерб
неисчерпывался. Почти 30лет войны оказались тяжким бременем для
повседневной жизни афинян. Хозяйство многих горожан ижителей
сельской округи оказалось серьезно разрушено военными действиями.
Особенно тяжело пришлось неимевшим состояния женщинам, чьи мужья
или опекуны изчисла родственников погибли навойне, потому что нужда
заставила ихделать то, чем им никогда неприходилось заниматься
раньше, искать работу вне дома, чтобы прокормить себя исвоих
детей.Самые тяжелые личные потери ипотрясения война принесла тем,
кто жил запределами городских стен. Этим обитателям сельской округи
приходилось укрываться застенами, пока вторгшиеся спартанцы
разрушали ихдома, амбары ивытаптывали ихполя. Если укрестьян небыло
собственного дома вгороде или друзей, готовых приютить их, тонадолю
беженцев оставались лишь городские площади иобщественные здания,
где они вынуждены были тесниться вантисанитарных условиях, каждый
раз придумывая, как найти крышу над головой, воду, еду икак
приготовить пищу. Присутствие селян ложилось тяжким грузом
наограниченные возможности городской инфраструктуры Афин инеизбежно
приводило ктрениям между беженцами ипостоянными жителями
города.Война принесла разительные перемены вповседневную жизнь
многих домохозяйств. Они сказались инатех, чьи доходы зависели
отсельского хозяйства, инатех, укого было свое дело. Богатые семьи,
располагавшие деньгами изапасами ценных товаров, могли переждать
кризис, расходуя свои накопления, ноубольшинства людей небыло
никаких финансовых запасов, позволявших смягчить падение. Когда
враг уничтожал урожай всельской округе, земледельцы, привыкшие
гнуть спину насвоих полях, вынуждены были искать поденную работу
вгороде. Сростом числа желающих такой работы становилось все
меньше. Гребцы накораблях афинского флота получали плату, когда
корабли были вморе, ноим приходилось проводить долгое время вдали
отсвоих семей, втяжких условиях, когда любая буря или сражение
грозили гибелью. Угородских ремесленников, мелких торговцев
илавочников оставались средства ксуществованию, нодоходы
ихсократились, потому что денег употребителей стало меньше.Тяготы
войны особенно заметно проявились всерьезном падении благосостояния
ипеременах всамом образе жизни многих вполне благополучных женщин,
чьи мужья ибратья погибли вовремя конфликта. Традиционно женщины
этого социально-экономического слоя ткали дома одежды для своей
семьи инадзирали затрудом домашних рабов, амужчины обеспечивали
семейный доход, занимаясь ремеслом или торговлей. Без работающего
мужчины, способного обеспечить жену идетей, эти женщины вынуждены
были соглашаться замалую плату наниматься кормилицей, ткачихой или
даже сборщицей винограда, когда нехватало мужчин для полевых работ.
Эти обстоятельства вывели многих женщин издомашнего затворничества
ивовлекли ихвневиданные прежде контакты снезнакомцами, ноэто
непривело ккакому-либо женскому движению всовременном смысле слова
или включению женщин вполитическую жизнь Афин. После войны
Аристофан написал комедию Женщины внародном собрании (ок. 392г.
дон. э.), вкоторой женщины, переодевшись мужчинами, захватывают
народное собрание изаставляют афинские власти добросовестно
расходовать средства, планируя расходы так, как это делают женщины
всвоей домашней бухгалтерии. Вкомедии большинство афинских мужчин
витоге вынуждены признать, что женщины управляют
городом-государством лучше мужчин. Вреальной жизни представление
оженщинах, обладающих политической властью, оставалось фантазией,
возможной лишь вкомедии.Напоследних этапах Пелопоннесской войны
финансовое положение Афинского государства пребывало вотчаянном
положении из-за упадка сельского хозяйства ипадения доходов
отгосударственных серебряных рудников , случившегося после того,
как силы спартанцев в413г. дон. э. обосновались вАттике
напостоянном лагере вДекелее. Круглогодичное присутствие врага
делало этот богатый источник дохода ненадежным, поскольку Лаврион,
где находились рудники иосуществлялась выплавка серебра, оказывался
впределах досягаемости противника. Всамом городе продолжались
некоторые строительные проекты, такие как Эрехтейон, храм Афины
наАкрополе, демонстрирующий волю афинян держаться доконца, азаодно
ипозволявший подпитать деньгами подорванную экономику через выплаты
занятым настроительстве рабочим. Новоенные расходы истощили
средства, потребные для многих невоенных нужд. Например, сокращены
были большие ежегодные театральные празднества. Кконцу войны
финансовое положение сделалось столь критическим, что отафинян
потребовали обменять серебряные монеты набронзовые, покрытые тонким
слоем серебра, появление этих денег было вынужденным шагом,
ипредназначались они для местного хождения. Обычные серебряные
монеты наряду сзолотыми, которые были изготовлены изхранившихся
вафинских храмах золотых изделий, пошли тогда наоплату военных
расходов. Введение такой своего рода временной валюты, неимевшей
подлинной ценности, чтобы заменить хождение вгосударстве монет
издрагоценных металлов, говорило отом, что Афины вплотную подошли
кполитическому банкротству.Сюжеты иперсонажи афинских комедий,
созданных вовремя Пелопоннесской войны, отражают растущее
напряжение повседневной жизни заэти три десятилетия смертей,
разрушений иотчаяния. Комедии были очень популярны вДревней Греции,
как ивлюбом другом обществе, исуществовали вразных видах. ВАфинах
комические пьесы наряду страгедиями были главными формами
драматического искусства. Как итрагедии, комедии были написаны
встихах иежегодно ставились вгороде сначала Vв. дон. э. ВАфинах
вовремя празднества Дионисий втомже театре под открытым небом, где
ставились трагедии, проходил отдельный конкурс комедий. Изантичных
источников неясно, допускалисьли напредставления женщины, ноесли
они могли смотреть трагедии, товполне вероятно, что могли посещать
икомедии.Роли вкомедиях исполняли только мужчины несколько
постоянных актеров ихор из24 человек. Вотличие оттрагедии, где
одновременно насцене могло присутствовать неболее трех актеров,
произносящих текст, вкомедии небыло такого ограничения. Красота
возвышенной поэзии исполняемых хором песен могла поспорить
сизобретательными сюжетами, которые почти всегда заканчивались
праздничным решением проблем, скоторых все начиналось. Например,
вцентре комедии Аристофана Птицы, поставленной в414г. дон. э.,
вразгар войны наСицилии, история двух мужчин, из-за пустословия
иразочарований афинской повседневности игосударственных
постановлений решивших начать новую жизнь встране
Тучекукуевск[tooltip word="[1]" text="Такое русскоязычное название
города птиц придумал переводчик С.К. Апт."], населенной птицами
(ихизображал хор вразноцветных птичьих костюмах). Кнесчастью для
жителей этого птичьего рая, захватив власть, люди захотели все
переделать насвой лад иксвоему удовольствию идаже приносить птиц
вжертву.Непосредственной задачей авторов комедий было написать
хорошие стихи иодновременно повеселить публику внадежде победить
вконкурсе налучшую комедию. Сюжеты афинских комедий Vв. дон. э.
восновном касались современных тем илиц, юмор обычно связан ссексом
ивсякими телесными отправлениями, азначительная часть диалогов это
нецензурная иочень цветистая брань. Оскорбительные нападки навидных
деятелей таких как Перикл или победитель вбитве при Пилосе Клеон
были важной частью комических представлений. Перикл, очевидно,
пытался ввести запрет натакого рода критику вответ назлые насмешки,
которых он удостоился вкомедиях после восстания наСамосе в441439гг.
дон. э., номера эта была вскоре отменена. Позже Клеон был втакой
ярости из-за того, каким Аристофан вывел его всвоей пьесе, что
подал всуд надраматурга. Когда Клеон проиграл, Аристофан в424г.
дон. э. безжалостно спародировал его, изобразив ввиде бесстыжего
раба-чужестранца вкомедии Всадники. Любая заметная персона, даже
если небыла вкарикатурном виде представлена насцене, могла стать
мишенью оскорблений вдиалогах, глумившихся над трусостью ибабьей
изнеженностью. Высмеиваемые вкомедиях женские образы, похоже, были
вымышленными, анекарикатурами реальных женщин афинского общества.
Убийственная сатира, направленная против массы обыкновенных
граждан, похоже, считалась вафинской комедии неприемлемой, нопьесы
Vв. дон. э. часто критиковали политику властей, делая отдельных
политических лидеров ответственными зарешения, которые насамом деле
были приняты всем народным собранием. Острокритическая природа
комедии как никогда проявилась вовремя войны. Сюжет нескольких
комедий Аристофана строится вокруг того, как герои договариваются
омире соСпартой, несмотря наточто комедии ставились, когда военные
действия были всамом разгаре, анародное собрание отклоняло все
мирные предложения. Например, вкомедии Ахарняне, поставленной
в425г. дон. э., герой договаривается осепаратном мире соСпартой для
себя исвоей семьи, одновременно унижая персонажа, закоторым
угадывается один извидных афинских полководцев того времени. Иными
словами, торжествующий герой этой пьесы выходит сухим изводы,
предавая Афины. Втот год комедия получила первый приз наконкурсе
факт, подчеркивающий силу свободы слова вАфинах классического
периода иговорящий только отом, как много граждан жаждали покончить
свойной ивернуться кнормальной жизни.Самыми поразительными
комедиями Аристофана являются те, вкоторых главными героинями
идвигателями сюжета выступают женщины, использующие свое остроумие
исолидарность друг сдругом, чтобы заставить афинских мужчин
изменить основы полисной политики.Лисистрата, названная поимени
главной героини ипоставленная в411г. дон. э., самая знаменитая
изкомедий, где женщины успешно добиваются своего. Вней жены Афин
вынуждают мужей положить конец Пелопоннесской войне. Сначала они
используют силу, чтобы перекрыть доступ наАкрополь, где хранится
афинская казна, инепозволяют мужчинам идальше разбазаривать
государственные деньги навойну. После этого женщины отбивают атаки
стариков, оставшихся вАфинах, так как все более молодые мужчины
ушли навойну. Когдаже мужья возвращаются споля битвы, женщины
отказывают им всексе. Объединившись сженщинами Спарты вэтой
сексуальной забастовке, изображенной ввиде откровенных комических
эпизодов, они, наконец, вынуждают мужчин Афин иСпарты согласиться
намирный договор.ВЛисистрате женщины смело, агрессивно
ивсотрудничестве счужестранками действуют против мужчин, которые,
похоже, только изаняты тем, чтобы забросить семейные обязанности
ради долгих военных походов итем самым разрушить свои государства,
ведя бесцельную войну. Иначе говоря, впьесе сильные женщины берут
насебя роль мужчин всохранении традиционного образа жизни
сообщества. Лисистрата подчеркивает этот момент взнаменитой речи,
вкоторой настаивает, что иуженщин хватает ума ичувства
справедливости, чтобы принимать политические решения:Яженщина
ирождена разумною. Меня природа наградила знанием: Отстарших,
ототца немало доброго Слыхала яинаучилась многому[tooltip
word="[2]" text="Аристофан . Лисистрата . 11451148 (пер. А.И.
Пиотровского)."].Лисистрата объясняет здесь, что воспитывалась
втрадиционном духе, слушая старших. Старомодное воспитание издравый
смысл позволяют ей понять, что нужно сделать, чтобы защитить
сообщество. Как игероини трагедий, Лисистрата ретроград, она хочет
вернуть все вспять, чтобы все стало, как впрошлом, когда все было
лучше. Ночтобы добиться этого, ей приходится действовать
революционным образом. Идея пьесы, заключенная втом, что афинянам
следует позаботиться осебе, сохраняя старые традиции, прежде чем
все будет потеряно, явно неслишком впечатлила мужчин внародном
собрании, так как они несмогли покончить свойной, несмотря наточто
Лисистрата показала им, как этого достичь. Так или иначе, насколько
мы можем судить, желание сохранить политическую независимость
города-государства имеждународное влияние возобладали над желанием
мира. Мы можем также удивляться, насколько представления огордости
ичести способны помешать достижению согласия. История снова иснова
показывает, насколько важны клучшему или кхудшему эти чувства для
людей.