Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Андрей Себрант Увеличение богатства выбора благодаря технологиям важнейший результат карантинного периода

Несмотря на точто все люди по-разному относятся к современным технологиям и их стремительному развитию, в период карантина многим пришлось пересмотреть привычную точку зрения: вдруг оказалось, что вся наша жизнь от учебы и работы до банальной необходимости заказать продукты зависит от того, насколько хорошо работают технологии. Директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант рассказал ПостНауке о том, как пандемия COVID-19 отразилась на нашей повседневности, и предположил, в каком направлении будет развиваться современное образование.
Сдвиг в восприятии технологийВ школе преподают физику, химию, биологию: считается, что основы этих наук необходимо знать, чтобы понимать что-то об окружающем мире. К сожалению, развитию технологий не уделяют такого внимания. Как гласит третий закон Кларка, любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Когда колонка начинает говорить внятным человеческим языком, да еще и дерзит, человек неосознанно начинает строить гипотезы относительно ее устройства. Однако если он с детства знает об электричестве, радиоволнах, то у него уже есть представление, что, например, в мобильном телефоне нет ничего волшебного. Если бы в школе людям объясняли, как работают технологии, возможно, сейчас бы не происходила их мифологизация, не распространялись бы теории заговора вроде той, что коронавирус придумал Билл Гейтс, чтобы чипировать человечество.Первая волна пандемии дала начало положительным сдвигам в восприятии роли технологий. Заметнее всего это было именно по простымлюдям, не имеющим отношения к их созданию. Вдруг оказалось, что во время самоизоляции без технологий некомфортно жить: еду не привезут, урок ребенку не проведут, работать тоже не получится. В конце концов, технологии позволили медикам иученым достаточно быстро по меркам фундаментальной науки изучить природу нового вируса, немедленно обмениваться информацией, принимать согласованные глобальные решения, а также сразу публиковать результаты своих исследований, не дожидаясь всех процедур реферируемых журналов. Словом, вся повседневная жизнь во время пандемии была бы невозможна без технологий.Опыта, столь сильно завязанного на технологии, до пандемии в истории человечества не было. Массовый эксперимент в этом смысле провести было невозможно: люди всегда имели возможность отказаться от части технологий. Такой глобальный эксперимент вдруг случился во время карантина людям по всему миру пришлось в сжатые сроки перейти на дистанционное образование или работу.Проблема в том, что далеко не все технологии на момент карантина отвечали новым потребностям. Непосредственно во время кризиса уже не было времени придумывать абсолютно новое решение, нужно было предложить людям что-то здесь и сейчас, и поэтому многие сервисы быстро дорабатывались или начинали нестандартно использоваться. Например, когда стало невозможно проводить очные концерты, вдруг появилось удивительное сотрудничество1 сервисов Soundcloud и Twitch стриминг живых выступлений музыкантов. Поэтому, скорее всего, дальше будет появляться все больше подобных специализированных сред.Пандемия заметно усилила интерес и к Data Science. Казалось, что в условиях, когда такое количество людей заразилось коронавирусом и умерло от него, можно было бы построить модель, которая точно предсказала бы, что будет дальше. Однако на пандемию влияет слишком много факторов, в том числе поведение людей, и построить точную математическую модель2 невозможно можно лишь предполагать возможные сценарии развития событий.Такое положение вещей заставляет многих сомневаться в компетенциях ученых: люди, далекие от науки, считают, что накопленных опыта и знаний должно быть достаточно, чтобы за короткое время найти оптимальное решение. Однако опасно оценивать результаты науки и предъявлять к ней требования на основании простых человеческих потребностей.Коммуникация и онлайнРаньше считалось, что есть человеческая деятельность, обязательно требующая физического присутствия, контакта. Когда я водил экскурсии по офису Яндекса, то очень любил объяснять, что у нас нет удаленных сотрудников. Что не только у нас, но и в Google, Facebook, Mail, в общем-то, нет программистов, которые валяются где-нибудь в Таиланде на пляже и при этом кодят. Нет, есть программисты, которые могут решать какие-то более серийные задачи прямо из Таиланда. Но в целом 9095% людей, которые создают продукты, работают в штате, физически находясь в офисе. И раньше, если американской компании нужны были европейские программисты, это означало, что в Европе будет открыт офис разработки и в него физически приедут люди.В Яндексе бытует выражение мне нужно об кого-то подумать. Это значит, что у человека есть идеяи, чтобы она оформилась во что-то более конкретное в доклад, в продукт, в какое-то предложение, нужно об кого-то эту самую идею подумать, очень несвязно, как-то косноязычно выражаясь. И это процесс, который лучше всего идет, когда двое стоят у доски. Или когда ты сидишь на кофе-поинте и просто треплешься, совершенно не следя за речью. И иногда всякая невербалка помогает например, в какой-то момент похлопать человека по плечу. Но сейчас мы работаем удаленно, в том числе решаем те задачи, которые сводились к этому об кого-то подумать. И если первые пару недель было действительно не очень комфортно, то потом все привыкли, научились.Точно так же другие мировые технологические компании разрешили своим сотрудникам работать из дома, в режиме, который они до этого отвергали. Это интересный результат глобального эксперимента с современными технологиями, в котором вынужденно приняли участие все. Раньше не было оснований себя ломать: если хватало бюджета на командировки, проще было поговорить с человеком лично, даже если он в другой стране. А когда вдруг такая возможность исчезла, оказалось, что сложная творческая и интеллектуальная деятельность после некоторой тренировки все-таки возможна и в онлайн-режиме.Представители творческих профессий музыканты, художники в начале пандемии говорили, что никакой Zoom не способен заменить чувства нахождения на сцене, ощущения огромной аудитории. Но затем оказалось, что прямой эфир тоже удовольствие, что и такинтересно работать с публикой, просто раньше они об этом не знали. Понятно, что музыканты с радостью возвращаются к офлайн-концертам, но и от возможностей онлайна, где их будут слушать десятки тысяч людей, теперь вряд ли откажутся. Увеличение богатства выбора благодаря технологиям важнейший результат карантинного периода.Онлайн-образование: наставник, социализация, средаТо, что происходит сейчас собразованием, очень напоминает ситуацию с онлайн-СМИ в начале 2000-х. Когда они только зарождались, многие люди, профессионально занимавшиеся прессой, единственным приемлемым форматом для онлайн-издания считали PDF, потому что он позволяет сохранить верстку, шрифты и точно передавать цвет. А потом выяснилось, что онлайн-СМИ это нечто принципиально новое, и там нужен иной инструментарий. К сожалению, особый жанр онлайн-образования еще не придумали, и то, что сегодня делают многие крупные образовательные сервисы, по сути та же раздача PDF. Но карантин определенно дал возможность множеству людей почувствовать, что это все еще костыль, который полезен при переломе, но все-таки является временной мерой.Правильное онлайн-обучение это прежде всего создание обучающей среды. Люди учатся вместе управлять находящимся на Марсе роботом, а в процессе осваивают кое-что из робототехники и языков программирования. Такая задача отлично решается в онлайне, и это гораздо эффективнее, чем лекции. Кроме того, как выяснилось во время карантина, социализация тоже вполне возможна в онлайне, если правильно выстроить процесс. Когда в некоем виртуальном пространстве люди вместе решают определенную задачу, у них ничего не выйдет, если они не научатся работать вместе. В этом вопросе очень важна роль ментора не как эксперта в определенной предметной области, а как профессионала в построении команд.В традиционном образовании все еще остается важной роль учителя, поэтому больше возможностей для эксперимента есть в сфере дополнительного образования. Например, у Флоу или Skyeng нет привычных лекций и семинаров, а обучение языку происходит прямо в процессе решения практических задач. Рядом с учениками всегда есть человек, с которым можно проконсультироваться, которого можно позвать на помощь. Но его нельзя назвать учителем в классическом понимании здесь речь вновь идетскореео менторе, наставнике, тьюторе.Обучение во многих онлайн-сервисах направлено на получение определенных навыков, которые можно будет на практике применить в конкретной профессиональной сфере. Разумеется, далеко не все области можно перевести в такой режим получения именно практических навыков. Однако мир становится слишком сложным, и разобраться во всем все равно не получится. Объем известного человечеству уже настолько велик, что нет шансов освоить все это за пару месяцев. Современные наука и технологии развиваются так быстро, что к тому моменту, когда человек ознакомится с некоторым теоретическим минимумом, окажется, что представления о мире опять изменились. В этом контексте кажется странной идея о том, что мир можем быть не таким, каким его описывает концепция VUCA3. Он никогда не был понятным, предсказуемым и интерпретируемым.Прогнозы: будущее работы и образованияВсе происходящее еще не означает, что офисы компаний полностью исчезнут и все будут работать только из дома. Но это и не значит, что абсолютно все вернутся в офис. Истина, как всегда, где-то посередине. Будет гораздо более интересная ситуация, при которой соотношение людей, работающих дистанционно и в офисе, будет оптимизироваться.Все больше людей будут включены в процесс создания новой образовательной среды, потому что за время карантина стало очевидно, насколько она необходима. Хорошие учителя и методисты вместе со специалистами в области технологий будут создавать такую среду, в которой будет максимально комфортно не только учащимся, но и учителям: без инструментария для полноценного взаимодействия они не смогут сделать все необходимое для учеников.Образование станет массовым продуктом, когда поменяются общепринятые процедуры, заключающиеся сегодня в требовании диплома, несмотря на точто всем понятно: его легко купить. Диплом перестанет быть необходимостью, когда будут предложены более осмысленные тесты. Многие люди после выпуска из школы будут менять профессии, а не заниматься одним и тем же всю жизнь.В будущем появятся новые образовательные техники, способные увеличить скорость обучения. Уже сейчас существуют способы, позволяющие в 510 раз уменьшить время, затрачиваемое на выработку практически применяемых навыков например, можно заменить стандартное сочетание лекций и семинаров на тренажер с наставником (при необходимости). Поэтому, если в прошлом веке человек мог спокойно заговорить на иностранном языке, проучившись в вузе три курса, то при современных методиках такого же уровня владения языком можно достичь за два-три месяца.Вы прочитали избранное из эфира с директором по стратегическому маркетингу Яндекса Андреем Себрантом. Посмотреть запись целиком можно здесь.Дополнительные материалыКларк А. Черты будущего. М.: Мир, 1966.Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.Why Its So Freaking Hard To Make A Good COVID-19 Model
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 05.11.2020 16:11:18
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2020, umnikizdes.ru