5 октября 2020 года Роскосмос объявил о начале разработки новой ракеты Амур, которая должна стать первой российской многоразовой ракетой да, почти как Falcon 9 у Space X. Отличие в том, что российская ракета будет работать на метане (и кислороде), тогда как Илон Маск в своей многоразовой ракете использует керосин в качестве горючего и жидкий кислород в качестве окислителя. Мало того, каждый пуск ракеты Амур будет обходиться всего в 22 миллиона долларов, что по современным меркам космических запусков очень мало. Неужели Россия скоро потеснит частную американскую компанию и станет проводить еще более выгодные космические запуски?
Главное отличие российской ракеты от американской тип используемого топлива. Как говорят представители Роскосмоса, метан дешёвое топливо, что тоже немало влияет на стоимость запуска, а также позволяет использовать уже готовые инфраструктурные решения. Так, для хранения метана около стартовых площадок Амура будут использоваться уже проверенные хранилища Газпрома.
Деталей вракете Амур будет минимум вдва раза меньше, чем всерии ракет сходного класса Союз-2 2 000 деталей против 4 500 деталей. Топливный бак при этом будет один для двух разных компонентов топлива, его разделят перегородкой. Это связано стем, что температура сжижения метана икислорода примерно одинакова. Все это позволит удешевить производство ракеты и сделать пуск более доступным.
Напервой ступени ракеты планируется разместить пять метаново-кислородных двигателей РД-0169А, которые будут разработаны вворонежском Конструкторском бюро химавтоматики.
Метан действительно является одним из лучших видов топлива для ракеты. При сгорании, вотличие откеросина, этот сжиженный газ дает крайне мало сажи. И в дальнейшем элементы двигателя непридется очищать отнесгоревших остатков топлива. А за счет своих охлаждающих возможностей метан позволит снизить нагрев двигателя. Поэтому Илон Маск, например, тоже хочет запускать Starship, первый межпланетный корабль SpaceX, с помощью двигателя Raptor на метане. Еще один двигатель наметане BE-4 разрабатывается другой частной компанией США Blue Origin.
Недостаток метана в его низкой плотности, из-за чего топливный бак приходится делать больше. Из-за этого ракета становится тяжелее. Но как утверждает исполнительный директор Роскосмоса поперспективным программам инауке Александр Блошенко, в ракете Амур будут использоваться обычные баки.
Эти заявления несоответствуют действительности при охлаждении досверхнизких температур, сжиженный газ уплотняется достаточно, чтобы использовать баки стандартных объемов.
Пока ни у кого нет возможности проверить, действительно ли это так, но с другой стороны, если бы метан был проблемным в качестве топлива для ракет, его бы не хотели использовать и частные американские космические компании. Правда, той же SpaceX пришлось изрядно поработать, прежде чем «метановый» Starship перестал взрываться на испытаниях.
Правда, иногда Starship на метане все равно взрывается
Поскольку ракета Амур пока представлена только на бумаге, мы можем сравнить две ракеты только по заявленным техническим характеристикам.
Обе ракеты подразумевают отключение двигателей и отделение второй ступени, после чего первая ступень начинает падать обратно в атмосферу и тормозить двигателем. Перед посадкой первая ступень как Амура, так и Falcon 9, выпускает посадочные штанги, после чего приземляется на платформу. Затем первую ступень транспортируют для техосмотра.
Площадки для посадки первой ступени Амура будут располагаться натерритории Хабаровского края, ближе кпобережью Охотского моря.
В отличие от Falcon 9, ракету "Амур" будут сажать не на
воде, а на суше.
Это вызывает несколько вопросов, которые касаются безопасности такого типа посадки. Все же даже Маску понадобилось несколько попыток, прежде чем первая ступень Falcon 9 не свалилась в океан после посадки и не взорвалась. Перевозиться обратно накосмодром блок будет двумя возможными способами навнешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26 или нагрузовой платформе пожелезнодорожной ветке.
Создание морской посадочной платформы для Амура пока нерассматривается, так как погодные условия Охотского моря сильно затрудняют стабильную эксплуатацию такой плавучей площадки. Однако посадку вморе споследующим подхватом ступени, втом числе спецсудами, мынеисключаем ибудем рассматривать врамках эскизного проекта, заявили в Роскосмосе.
Сначала Роскосмос планирует разработать первую ступень, которая сможет выполнить до 10 запусков, в дальнейшем ресурс ступени хотят увеличить до 300 запусков. В корпорации ее называют безотказной, как автомат Калашникова. SpaceX вернула первую ступень Falcon 9 более 50 раз, при этом повторных запусков было пока всего 5. Так что это довольно смелое заявление.
По словам представителей Роскосмоса, стоимость запуска ракеты Амур составит 22 миллиона долларов.
Каждый пуск новой ракеты Falcon 9 обходится примерно в 62
миллиона долларов, с использованной ступенью 50 миллионов
долларов. То есть запуск Амура будет дешевле больше чем в
два раза.
Экономия, как утверждается, достигается за счет нескольких факторов: использование метана, что позволяет удешевить запуск и подготовку к нему за счет уже имеющихся решений; полная автоматизация запуска, что позволит сэкономить на трудозатратах; максимально облегченный стартовый комплекс, без подземного города схранилищами наслучай военных угроз, его конструкция будет упрощена, втом числе сточки зрения требований стартового стола кпотенциальным нагрузкам.
На бумаге все это выглядит очень здорово, и если Роскосмос сможет удешевить запуск хотя бы до 30 миллионов долларов, это уже будет серьезный прогресс. Наземные испытания двигателей Амура планируется завершить к 2024 году, а первый пуск ракеты с полезной нагрузкой сделать в 2026 году. К тому времени Илон Маск планирует запустить Starship на Марс посмотрим, кто сдержит обещания.
Вместе с новой ракетой Роскосмос также разрабатывает
многоразовый космический корабль. Он получил название Арго и
будет запускаться на орбиту Земли на ракете-носителе. Космический
корабль сможет доставлять на МКС полезный груз массой до 2 тонн, а
возвращать на Землю он сможет 1 тонну груза.
Что об этом думает Илон Маск, глава SpaceX? Он положительно отреагировал на планы Роскосмоса, заявив, что это правильная цель, и главное сделать минимальной цену запуска ракеты.
Its a step in the right direction, but they should really aim for full reusability by 2026. Larger rocket would also make sense for literal economies of scale. Goal should be to minimize cost per useful ton to orbit or it will at best serve a niche market.
— Elon Musk (@elonmusk) October 6, 2020
Цель должна быть в минимизации цены за тонну при выведении полезной нагрузки на орбиту, иначе в лучшем случае ракета займет нишевый рынок.
Так что свое благословение создатель первой многоразовой ракеты уже дал, дело за российскими инженерами. Как вы думаете, полетит? Давайте обсудим в комментариях и в нашем Telegram-чате.
Космодромы играют жизненно важную роль в нашей повседневной жизни. Кажется, что тут
Междуна
США, Россия и Китай регулярно запускают в космос исследовательские устройства к
В декабре 2015 года компания SpaceX впервые в истории смогла верн
Жители американских штатов Орегона и Вашингтон недавно стали свидетелями удивительного явления. Ночью 25 марта по темному небу пролетела группа ярко светящихся объектов, котор
Rocket Lab это частная космическая компания, которая предоставляет услуги по запуску небольших спутников при помощи ракеты-носителя Electron. Впервые эта р